Инвестиционно-инновационная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:54, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть государственную промышленную, структурную и инновационную политику в современных условиях.
Задачи:
1. Рассмотреть постприватизационное состояние промышленности.
2. Рассказать о инвестиционно-инновационной политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
1. Постприватизационное состояние промышленности, пути её эффективного преобразования…………………………………………………...4
2. Инвестиционно-инновационная политика государства в современных условиях…………………………………………………………………….7
3. Тесты………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………….12

Работа состоит из  1 файл

ГМУ к.р..docx

— 32.08 Кб (Скачать документ)

Содержание

    Введение………………………………………………………………….....3

  1. Постприватизационное состояние промышленности, пути её эффективного преобразования…………………………………………………...4
  2. Инвестиционно-инновационная политика государства в современных условиях…………………………………………………………………….7
  3. Тесты………………………………………………………………………10

    Заключение………………………………………………………………..11

    Список  использованной литературы…………………………………….12

 

Введение

     В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

     Инновационная политика позволяет государству  идти в ногу со временем. Она следит за появлением модернизированного оборудования и новых товаров и старается ввести что-то новое на рынок. Благодаря инновационной политике появляется возможность совершенствовать производственный сектор, улучшать качество и конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.

     Цель  данной работы: рассмотреть государственную промышленную, структурную и инновационную политику в современных условиях.

     Задачи:

  1. Рассмотреть постприватизационное состояние промышленности.
  2. Рассказать о инвестиционно-инновационной политики государства в современных условиях.

 

  1. Постприватизационное состояние промышленности, пути её эффективного преобразования

     Анализ  количественных и качественных показателей  результатов приватизации за период 1993-2003 гг. позволяет сделать вывод о том, что к 2003 г. был фактически завершен основной этап реформ, направленных на изменение экономического базиса страны.

     Отличительной особенностью социально-экономического развития страны в 2003 году являлось преодоление  тенденции замедления темпов экономического роста. На первом этапе это, безусловно, были девальвация рубля и повышение цен на товары сырьевого экспорта, на их фоне активно прошел процесс импортозамещения, стал расти российский экспорт [1].

     В современном экономическом развитии страны можно выделить две тенденции, на формирование которых влияли процессы приватизации.

     Первая – это усиление экспортно-сырьевой зависимости экономического роста.

     Вторая  – это формирование конкурентоспособных  производств, успешно противостоящих импорту и наращивающих выпуск.

     Из-за вероятного ухудшения конъюнктуры мировых рынков сырья вклад внешнего фактора в ежегодный прирост ВВП существенно уменьшится. Это означает, что стимулирование экономического роста невозможно без повышения конкурентоспособности российских компаний и экономики.

     В целом в 2003 г. наблюдались достаточно высокие темпы роста экономических показателей. Этому способствовал целый ряд объективных обстоятельств.

     1. Рост производства в экспортно-ориентированных  отраслях промышленности, производящих углеводородное сырье и продукцию металлургического комплекса, а также в ряде отраслей, ориентированных на внутренний рынок, производящих инвестиционные товары.

     2. Наличие более благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  для основных товаров российского  экспорта.

     3. Произошло повышение инвестиционной  активности в стране.

     4. Важную роль сыграли меры, принимаемые Президентом РФ и Правительством РФ по обеспечению внешней и внутренней политической, экономической стабильности [1].

     Экономическому  оживлению способствовала финансовая стабильность, обеспечивавшаяся достижением двойного профицита как по бюджету расширенного правительства, так и по счету текущих операций платежного баланса. Снизились темпы инфляции, хотя рост потребительских цен в эти годы несколько превышал первоначальные прогнозы. Увеличилась степень монетизации экономики.

     В структуре производства ВВП за последние  годы произошли существенные сдвиги в сторону снижения доли товаров и повышения доли услуг, особенно рыночных. В структуре промышленного производства достаточно высокие темпы роста в топливной промышленности и цветной металлургии в пищевой промышленности, опирающейся на расширение потребительского спроса, и секторах, связанных с инвестиционным спросом.

     В 2003 году темпы роста инвестиций в обрабатывающих отраслях ускорились и опережали общий темп инвестиций в основной капитал.

     Снижения  уровня инфляции в 2000–2003 годах удалось  достигнуть благодаря проведению бюджетной  политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики, повышению степени монетизации экономики и снижению инфляционных ожиданий.

     Динамика промышленного производства в 1999–2003 годах свидетельствует о неравномерности и разнонаправленности тенденций развития отраслей промышленности.

     В отдельных отраслях промышленности, ориентированных на внутренний спрос, продолжилось падение темпов производства, что связано с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции по сравнению с импортной.

     Проблемами  развития промышленного производства в 2003 году по-прежнему оставались низкая конкурентоспособность и инновационная  восприимчивость продукции; существенный износ основных фондов; сохраняющийся дефицит инвестиций и собственных финансовых средств; недостаточный спрос внутреннего рынка. При этом в общем объеме реализации продукции промышленности занимал экспорт.

     Экономический рост в постприватизационный период не был равномерным, соотношение факторов, его обеспечивавших, изменялось в течение времени, и переход от сырьевой к технологической, конкурентоспособной модели развития российской экономики пока не состоялся.

     В российской экономике продолжает действовать ряд серьезных ограничений, сдерживающих потенциал экономического роста. Среди них – углубление сырьевой структуры экономики, не отвечающей задачам построения технологической модели экономического развития, низкая эффективность системы государственного управления, закрытость и изолированность экономики по отношению к внешнему миру, недостаточная развитость рыночных институтов и инфраструктуры, задающая высокий уровень транзакционных и производственных издержек, низкий уровень инвестиций, неэффективная система предоставления социальных услуг, формирующих низкое качество человеческого капитала, в первую очередь образования и здравоохранения.

     2003 год связан с совершенствованием  правовых основ и процедурных механизмов распоряжения и управления государственным имуществом.

     Российская приватизация существенно отличалась от классических форм «перевернутой логикой» своих этапов и мероприятий. В России же сначала произошел массовый переход государственных активов в частные руки, а затем – реструктуризация. Это существенно замедлило процесс формирования эффективных собственников и ограничило возможности привлечения инвестиций [1].

 

  1. Инвестиционно-инновационная политика государства в современных условиях

     Инновационная политика государства разрабатывается  в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.

     Главной проблемой в настоящее время  в российской экономике является то, что значительный физический и моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

     Национальная  ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) в  рамках круглого стола "Инновационная  отрасль в России. Итоги 2009 года. Перспективы 2010 года" подвела экономические  итоги развития российского инновационного сектора за прошедший год.

     На  сегодняшний день в стране действует  около 4 000 научно-исследовательских  институтов и более 40.000 инновационных  компаний. В 2009 году в стране Роспатентом  зарегистрировано около 28 тысяч заявок на изобретения.

     По  данным аналитиков ассоциации, за 2009 год  на развитие инновационных программ и проектов было выделено около 1.3 трлн. руб., которых 1.15 млрд. руб. было выделено из государственного бюджета. В результате в России было запущено около 50 инновационных стартапов.

     Столь низкая эффективность реализации политики инновационного развития объясняется  некомпетентностью и непрозрачностью  работы государственных чиновников, отвечающих за реализацию крупнейших федеральных инновационных программ и проектов.

     В 2009 году страну покинуло около 6.100 ученых и научных специалистов, что позволяет говорить об очередной активизации процесса "утечки мозгов". Общий потенциал российских инновационных компаний оценивается примерно в 8-10 тыс. проектов [3].

     Премьер-министр  РФ Владимир Путин считает необходимым  выстраивать бюджетную политику под интересы инновационного развития. По словам премьера, в 2010 году из федерального бюджета выделено 1 трлн. 100 млрд. рублей на фундаментальную прикладную науку, высшее образование, высокотехнологичную медицину, а также на профильные федеральные программы, такие как авиация, космос, атомная энергетика [2].

     Дмитрий Медведев продолжает задавать амбициозные ориентиры высокотехнологичным отраслям российской промышленности. Вслед за заданием догнать Запад по производству суперкомпьютеров, страна должна стать одним из мировых лидеров по части нанотехнологий.

     Сегодня, по его данным, объем мирового рынка  продукции, произведенной с применением нанотехнологий, оценивается примерно в $250 млрд, а к 2015 году этот показатель составит, «от двух до трех триллионов долларов», президент указал, что такой рынок сопоставим с рынком энергоносителей. Государство заготовило «крупнейшую в мире государственную инвестиционную программу в сфере нанотехнологий» [4].

     Кластерами  принято называть группу производственных предприятий, выпускающих какой-либо товар или группу товаров и  локализованную на определенной территории.

     В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6–8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий» [5].

     Можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в России. В первую очередь это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Наиболее типичными ошибками являются ограничение границ кластера границами субъекта Федерации, что для ряда кластеров является неприемлемым. В России наблюдается слабый уровень кооперации.

     Вторая  проблема — игнорирование «коммуникативной»  природы кластера. Одна из сильных сторон кластерного подхода заключается в том, что он позволяет вычленять корпоративную структуру того или иного сектора, а также сформировать потенциальную систему партнерств, которая необходима для развития кластера.

     В качестве еще одной проблемы следует  упомянуть абсолютизацию той  или иной схемы кластера. Необходимо отметить, что кластерный подход —  это прежде всего инструмент аналитический. Поэтому в зависимости от аналитической задачи может применяться разная схематизация потенциального кластера. Абсолютизация той или иной схемы приводит к снижению эффективности использования самого подхода, так как существенно ограничивает его возможности.

Информация о работе Инвестиционно-инновационная политика государства