Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках

Автор работы: x******@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:09, доклад

Описание

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Работа состоит из  1 файл

Использование ИКТ .doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

                                                                  И.В. Жукова

                     А.В. Шумакова 
 

                                                                Государственное учреждение «Средняя 

общеобразовательная школа № 33 отдела

                                                                 образования акимата города Экибастуза»

                                                                   Учителя начальных классов 
 

Использование информационно-коммуникационных

технологий  на уроках в начальной школе 
 

     В мире, который становится всё более  зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить  новые жизненно необходимые навыки.

     Совершенно  очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить проблему подготовки ребенка к полноценной жизни  и труду в обществе невозможно. Поэтому в настоящее время  возникла необходимость организации  процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

      Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем  развития образования.

     Основная  цель применения ИКТ состоит в  повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

      С помощью компьютерных технологий можно  решить следующие задачи:

     · усиление интенсивности урока;

     · повышение мотивации учащихся;

     · мониторинг их достижений.  

     Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и  дидактическим. Техническими достоинствами  являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания  фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

     Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало.

      Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются:

     ·   технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

     · методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;

     · технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

     Внедрение ИКТ в практику работы учителя  начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

     1. Создание презентаций к урокам.

     2. Работа с ресурсами Интернет.

     3. Использование готовых обучающих  программ.

     4. Разработка и использование собственных  авторских программ.  

     Возможности ИКТ:

     · создание и подготовка дидактических  материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

     · создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

     · создание текстовых работ;

     · обобщение методического опыта  в электронном виде и т. д.

     Трудно  представить себе современный урок без использования ИКТ.

     ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 

     1. Для обозначения темы урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса; 

     2. При объяснении нового материала. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

  • презентации
  • информационные ресурсы на дисках
 

    3. При отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы
  • компьютерные тренажеры
  • ребусы
  • компьютерные игры
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, тесты)
  • печатный иллюстративный материал
 

    4. Для самостоятельной работы учащихся

  • словари
  • тренажеры
  • интегрированные задания
 

    5. Для контроля знаний учащихся

  • тесты
  • кроссворды
 

     Подготовка  подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными.

    Использование данной технологии позволяет:

  • Значительно сэкономить время на уроке.
  • Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
  • Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
  • Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
  • Повысить качество усвоения материала.

     Сегодня использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти, увеличивает учебную мотивацию.

     Не  менее важен тот факт, что возможности  компьютерных технологий позволяют  учителю быстро, а главное качественно, подготовить  интересный урок по любому предмету и теме. 

     Также использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет:

  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, видеоряд);
  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
  • овладевать практическими способами работы с информацией,
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

                Роль учителя на уроке с использованием ИКТ изменяется, учитель теперь не источник знаний, а менеджер процесса обучения, главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его психологического состояния. Педагогу необходимо определиться с методикой диагностики и методом управления процессом обучения.

     Применение  ИКТ позволяет  учителю:

  • Самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока.
  • Адаптировать к профильным или авторским учебным программам, вновь созданные  собственные  материалы.
  • Осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками.
  • Отойти от традиционной формы проведения урока.
  • Развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы.
  • Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся.

     Использование ИКТ позволяет ученику:

  • проводить исследования, закреплять полученные знания;
  • формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
  • работать в индивидуальном темпе;
  • осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при     написании мультимедиа-рефератов, сочинений, и  т. д.
 

         Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

  • Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
  • Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
  • Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По  способу разработки они могут  принадлежать к одному из следующих  видов: 

  1. Интернет  ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
  2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
  3. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

     Уроки с использованием ИКТ могут стать  привычными для учащихся начальной  школы, а для учителя - нормой работы в школе. Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы могут быть самыми разными:

    1.Урок с мультимедийной поддержкой - это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.

Мультимедийные  уроки помогают решить следующие  дидактические задачи:

-усвоить  базовые знания по предмету;

-систематизировать  усвоенные знания;

-сформировать  навыки самоконтроля;

-сформировать  мотивацию к учению;

-оказать  учебно-методическую помощь учащимся  в самостоятельной    работе над учебным материалом.

     Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в  себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение интерактивных досок позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования  учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Информация о работе Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках