Эффективность инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:20, контрольная работа

Описание

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Характеристика результатов инновационной деятельности…………………...3

Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности…...8

Эффективность затрат на инновационную деятельность……………………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

эффективность инновационного менеджментаl.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)
  • собственные средства организации;
  • средства бюджета;
  • средства внебюджетных фондов;
  • средства организаций предпринимательского сектора.

Внутренние текущие  затраты на исследования и разработки распределяются по видам работ и  секторам деятельности.

Выделяют затраты на:

  • фундаментальные исследования;
  • прикладные исследования;
  • разработки.

По секторам деятельности:

  • государственный;
  • предпринимательский;
  • сектор высшего образования;
  • частный бесприбыльный сектор.

Для оценки эффективности  затрат на инновационную деятельность необходимо решить проблему оценки ее результатов.

Следует различать эффективность  затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и покупателей.

В соответствии с Положением о составе затрат расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового производства, а также технологических процессов не относятся на себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).

Порядок образования  и использования отраслевых и  межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР определяется соответствующими решениями Правительства РФ.

Внебюджетные фонды  формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% от себестоимости продукции.

Средства внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских  и опытных конструкторских работ  по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, работ по повышению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др.

Средства, получаемые из внебюджетных фондов, используются строго по целевому назначению и отражаются на счете 96 "Целевые финансирования и поступления".

Затраты, связанные  с изобретательством, включают:

  • расходы на проведение опытно-экспериментальных работ;
  • расходы на изготовление моделей и образцов;
  • расходы на организацию выставок, конкурсов и других мероприятий по маркетингу;
  • выплату авторских вознаграждений.

Затраты на создание новой  техники зависят от срока начала и завершения соответствующих работ. Поэтому в год окончания НИОКР учитываются затраты этого года, включая затраты прошлых лет, общие затраты на создание новой техники.

Общие затраты (З) на создание новой техники можно представить  как произведение средних затрат в расчете на один образец (Зi) и количество созданных образцов:

.                                                (1.3)

Эффективностью затрат на использование новшеств можно  управлять, анализируя следующие показатели:

  • затраты на освоение новшеств;
  • общие затраты на производство и реализацию продукции;
  • выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
  • прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
  • выручка от реализации всей продукции;
  • стоимость нематериальных активов (средняя за период);
  • стоимость основных фондов (средняя за период);
  • чистая прибыль;
  • средняя списочная численность персонала.

Приведенные показатели позволяют построить систему  взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:

  • затрат на единицу объема реализации;
  • прибыли от реализации продукции;
  • чистой прибыли.

Введем следующие условные обозначения:

З – затраты на производство реализованной продукции;

ВР – выручка от реализации всей продукции;

ЗОН – затраты на освоение новшеств;

ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением  новшеств;

ПР – прибыль от реализации продукции;

ПРН – прибыль от реализации новой продукции;

НА – стоимость  нематериальных активов;

 – коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;

 – затраты на единицу  объема реализации;

П – чистая прибыль.

Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:

  • снижении себестоимости продукции;
  • росте фондовооруженности труда;
  • росте производительности труда;
  • увеличении объема реализации продукции или объема продаж;
  • повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.

Для анализа влияния  освоения новшеств на себестоимость  продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации ( ). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:

,                                    (1.8)

где

 –

затраты по освоению новшеств на единицу объема реализации продукции, произведенной с их применением;

 –

коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции;

 –

доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке  от реализации.


Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.

Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной  с применением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:

                                               (1.9)

где

 –

рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств.


 

Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль  от реализации продукции отражает модель:

,                      (1.10)

где

 –

потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции;

 –

коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции


 

Сопоставив стоимость  нематериальных активов со средней  списочной численностью персонала, получим показатель "вооруженность нематериальными активами". Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.

Взаимосвязь показателей  вооруженности нематериальными  активами и основными фондами  отражает модель:

,                                          (1.11)

где

 –

фондовооруженность (стоимость  основных фондов на одного работника);


 – вооруженность работников  нематериальными активами;

N – средняя списочная численность персонала;

 –

коэффициент соотношения  основных фондов и нематериальных активов


 

Показателем эффективности  работы персонала является выручка  от реализации на одного работающего ( ).

Модель (1.12) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:

,                                         (1.12)

где

 – выручка от реализации  на единицу стоимости основных фондов.

Модель (1.13) отражает влияние факторов на изменение прибыли:

,                                    (1.13)

где

 – рентабельность продукции  или рентабельность продаж;

 – коэффициент оборачиваемости  нематериальных активов;

 –

коэффициент соотношения  нематериальных активов и стоимости  основных фондов;

 –

средняя годовая стоимость  основных фондов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результаты инновационной  деятельности могут иметь конкретную вещественную форму или неовеществленную форму.

Создатели новшеств приобретают  на них авторские и смежные  с ними права, с чем связано  понятие "интеллектуальная собственность".

Объекты интеллектуальной собственности могут приносить доход и включаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами  на изобретения являются патенты, авторские  права.

Средством индивидуализации продукции является товарный знак.

"Ноу-хау" представляют  собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и другого характера.

Коммерческая передача "ноу-хау" оформляется лицензионными  соглашениями.

Следствием инновационной деятельности являются также промышленные образцы.

Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной  деятельности оформляются лицензией.

Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.

Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности  инновационной деятельности.

Следует различать эффективность  затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей  новшеств.

 

 

 

 

Список литературы

1. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити

 

2.“Экономика и статистика  фирм”. Под ред. проф. С.Д.Ильенковой, М. “Финансы и статистика”, 




Информация о работе Эффективность инновационной деятельности