Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:13, курсовая работа
Цель и задачи исследования заключается в разработке концепции и методов формирования национальной системы управления инновационной деятельностью в современной экономике России на основе использования принципов комплексного управления инновационными исследованиями и разработками.
1. Введение 3
2. Понятийный аппарат 6
3. Подходы различных авторов к анализу и решению проблемы 9
4. Собственный подход к анализу и решению проблемы 14
5. Заключение
6. Список литературы 22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт управления в промышленности и энергетике
Кафедра инновационного менеджмента
Специальность: Управление инновациями
Курсовая работа
по дисциплине «Управление инновационной деятельностью»
На тему: «Экономические методы управления инновационной деятельностью»
Работу выполнил:
студент 2 курса 1 группы ___________________________ Оленин С.С.
Руководитель проекта:
Д.э.н., проф. ______________________________
Москва 2011
1. Введение |
3 |
2. Понятийный аппарат |
6 |
3. Подходы различных авторов к анализу и решению проблемы |
9 |
4. Собственный подход к анализу и решению проблемы |
14 |
5. Заключение | |
6. Список литературы |
22 |
Введение
Актуальность темы исследования. В современной экономике инновациям уделяется первостепенное значение, поскольку от инновационной активности предприятия, отрасли, региона или государства напрямую зависит уровень его конкурентоспособности, спектр рыночных возможностей и эффективность текущей деятельности на современном рынке. Общепризнано, что инновации сегодня являются ведущим фактором экономического роста, поступательного движения человеческой цивилизации. Нововведения, базирующиеся на научных достижениях и совершенствовании производственных технологий, обеспечивают более половины прироста валового внутреннего продукта индустриально развитых стран. Постоянно набирающие темпы инновационные процессы радикально изменяют практически все стороны экономической действительности. Инновации существенно модифицируют весь комплекс отношений между хозяйствующими субъектами российской экономики, оказывают все большее влияние на общественную жизнь в целом.
Высокие издержки «входа» на рынок; деятельность монополистов; вводимые региональными органами власти ограничения на движение товаров, капитала и рабочей силы по территории страны; непрозрачность процедуры издания и применения подзаконных нормативных актов; неразвитость трудового законодательства; дестимули-рующая роль налогового законодательства и значительная доля избыточного государственного участия в экономике приводят к тому, что малые предприятия - основа любых инновационных преобразований в экономике, не могут в полной мере реализовать свой технологический потенциал, существенно улучшив при этом социально-экономическую среду. При этом государство часто выступает в качестве принудительного партнера крупных коммерческих структур, и, пользуясь своим положением, не выполняет своих обязательств. Все это требует кардинального пересмотра существующих в России технологий инновационной деятельности государства и внедрение современных методов стимулирования инновационной активности.
Не менее важным фактором, негативно влияющим на оптимальность инновационной деятельности государства, является незащищенность интеллектуальной собственности. При всех изданных законодательных актах в этой области реальная защита прав на интеллектуальную собственность не обеспечивается. Разработка, внедрение и вывод инновации на рынок требует значительных финансовых вложений. Финансирование инноваций осуществляется в надежде получения конкурентного преимущества на рынке, и, соответственно, сверхприбылей, которые окупят «сверхинвестиции». Но если не осуществляется эффективная защита прав на результаты инновационной активности (например, на интеллектуальную собственность, лежащую в основе этой инновации), то сразу же на рынке возникает масса других производителей, копирующих успешную инновацию, и сводятся на нет все надежды пионера-инноватора на окупаемость. Возникает ситуация, когда одни предприниматели наживаются на других, а государственные органы власти спокойно наблюдают за происходящим и оказывают посильную помощь обеим сторонам. Активное содействие данным условиям экономической деятельности приводит к неэффективному использованию ресурсов, разбазариванию инновационного потенциала, усилению монополистических структур, сокращению конкурентоспособности и международного статуса страны на мировом рынке.
Требуется пересмотр концепции
формирования и эффективного развития
национальной системы управления инновационной
деятельностью, повышение государственного
участия в инновационных
Цель и задачи исследования заключается в разработке концепции и методов формирования национальной системы управления инновационной деятельностью в современной экономике России на основе использования принципов комплексного управления инновационными исследованиями и разработками.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем рассмотрения ряда логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему данной работы:
- исследование особенностей
формирования и развития
- анализ современных способов
управления инновационными
- оценка эффективности
инновационных процессов в
- использование государственных
структур инновационного
- определение рационального
варианта стратегического
Перед началом исследования необходимо полностью исследовать понятийный аппарат, чтобы иметь полное представление о большинстве понятий, с которыми предстоит столкнуться в данной работе. Понятийный аппарат представлен в виде таблицы 1.
Управление | ||||
Источники |
А.И. Орлов "Менеджмент" |
Словарь Ефремовой |
Коротков Эдуард Михайлович "Исследование систем управления" Издательско-консалтинговая компания «ДеКА» 2000 | |
Определения |
Управление - процесс воздействия
субъекта на объект в целях перевода
его в новое качественное состояние
или поддержания в |
Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти |
Управление — это | |
Методы управления | ||||
Источники |
А.И. Орлов "Менеджмент" |
В.Е. Ланкина "Менедмент организации" Таганрог: ТРТУ, 2006. |
Кабушкин Н.Л. "Основы менеджмента" Учеб. Пособие - 5 издание., стереотип. -Мн.: Новое знание, 2002. | |
Определения |
Метод управления — это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. |
Методы управления – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. |
Методы управления — способы воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. | |
Экономические методы управления | ||||
Источники |
Краткий экономический словарь, М., 1987 |
А.И. Орлов "Менеджмент" |
Кабушкин Н.Л. "Основы менеджмента" Учеб. Пособие - 5 издание., стереотип. -Мн.: Новое знание, 2002. | |
Определения |
Экономические методы управления — способы воздействия на экономические отношения и интересы работников, трудовых коллективов с целью достижения необходимых обществу результатов. |
Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. |
Экономические методы управления есть не что иное, как совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. | |
Инновационная деятельность | ||||
Источники |
NRC - Network Resource Center - Сетевой Ресурсный Центр менеджмента образования, науки и технологий. |
Сорокин А.В. "Резервы повышения
эффективности инновационной |
Новиков В.С. "Инновации в туризме. Словарь терминов" | |
Определения |
Инновационная деятельность - это деятельность по созданию, производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. |
Целесообразно рассматривать
инновационную деятельность как
организацию работ на стадиях
инновационного процесса в ходе реализации
различных инноваций в рамках
определенного промышленного |
Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. |
В данном разделе я, основываясь на трудах различных авторов в сфере инновационной деятельности, привёл 3 примера анализа и решения проблемы, поставленной в моём курсовом проекте.
В качестве первой методологии я рассмотрел точку зрения Хотяшевой Ольги Михайловой, кандидата экономических наук, изложенной в её труде под названием «Инновационный менеджмент». Автор рассматривает в качестве экономического метода управления инновационной деятельностью государственное финансирование инновационной деятельности. Для начала необходимо разобраться, для чего же именно государству требуется участвовать в управлении инновационной деятельности предприятий. Ольга Михайловна выделила 4 принципа, по которым «государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:
1) Особый характер знаний, генерируемых в зоне инноваций;
2) Высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
3) Потребность в дополнительных активах;
4) Экологический и социальный аспект.» стр. 180
Теперь, зная причины, можем
перейти непосредственно к
«Государственное
1) к финансированию научных исследований (R&D)
2) к выступлению в роли
заказчика и главного
3) к законодательному регулированию
4) к предоставлению налоговых
льгот и льготному
5) к выступлению в роли
посредника и регулятора
Государственное финансирование R&D
Государственно активно
участвует в научно-
«Государственные субсидии в прикладные исследования значительно сокращают затраты компаний на реализацию инновационных проектов и существенно снижают долю риска. Рассмотренный выше метод финансирования R&D является прямым методом финансового стимулирования инновационной деятельности частного сектора. Однако государство может использовать и косвенные методы, связанные с предоставлением различных льгот компаниям.
Финансовые льготы
Косвенное регулирование инновационной активности фирм состоит в создании государством благоприятных условий для проведения прикладных исследований и коммерциализации результатов. Инструментами косвенного регулирования являются: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование». стр. 184
«Законодательное регулирование
Компания, инвестирующая
в инновации, должна быть уверена
в возможности получения
«Законодательное
установление ценовых порогов – верхнего и нижнего, пошлин, квот и субсидий.
Установление нижнего
порога цен обычно связано с государственными
мерами по борьбе с демпингом со
стороны иностранных фирм. Верхний
ценовой порог устанавливается,
когда государство
Установление импортных пошлин ведет к завышению цен на импортную продукцию, что дает возможность национальным компаниям (при условии конкурентоспособности их продукции) также повышать уровень цен. Это, в свою очередь, приводит к увеличению прибылей и возможности финансировать инновационную деятельность.
Государство с целью протекционизма может вводить импортные квоты – предельный объем импорта определенного товара. Квота определяется таким образом, чтобы объем продукции на внутреннем рынке не приводил к необходимости снижения цен на продукцию национальных производителей. Эффект от данных мер соответствует регулированию с помощью пошлин.
И наконец, для поддержания высокого уровня доходов некоторым национальным производителям предоставляются субсидии – денежные суммы, выплачиваемые государством и позволяющие продавать продукцию по относительно низким ценам. Субсидии обычно предоставляются компаниям, продукция которых является стратегически важной и/или формирует новые отрасли экономики.» стр. 189
Информация о работе Экономические методы управления инновационной деятельностью