Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:23, контрольная работа
Данная работа написана на тему классификации инноваций, а также признаков классификаций. Существует несколько способов классификации инноваций, и все из них представлены в данной работе. Но прежде чем приступить к классификации инноваций, необходимо изучить само понятие инновации.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………..5
Классификация инноваций. Признаки классификации………...………..5
2. Практическая часть…………………………………………………….11
Задача………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы…………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный
финансово-экономический
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Инновационный менеджмент
Вариант № 5
«Классификация инноваций. Признаки классификации»
Пенза – 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическая часть……………………………
Классификация инноваций. Признаки классификации………...………..5
2. Практическая часть………………………………
Задача………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа написана на тему классификации инноваций, а также признаков классификаций. Существует несколько способов классификации инноваций, и все из них представлены в данной работе. Но прежде чем приступить к классификации инноваций, необходимо изучить само понятие инновации.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.
Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного процесса, использованного в производственной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.
Классификация инноваций
позволяет систематизировать
Целью данной работы является оценка и анализ современных инноваций, подробное рассмотрение различных классификаций инноваций, а также изучение принципов классификации инноваций.
Данная тема является актуальной в наше время, так как научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершенствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновления, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции.
Объясняется все это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения (инновации) – это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.
Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств и модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей, а также создали предпосылки для классификации инноваций. Таким образом, переходим к теоретической части данной работы, в которой и представлена сама классификация инноваций, а также раскрываются признаки классификаций.
1. Теоретическая часть.
Классификация инноваций. Признаки классификации.
Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Существует несколько подходов к классификации инноваций.
В зависимости от вида объекта инновации делятся на:
- инвестиционные;
- реальные (финансовые).
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают:
- применение новых материалов;
- новых полуфабрикатов и комплектующих;
- получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации – это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 – к продуктовым; в Японии обратное соотношение.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного
предприятия (группы
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (новые изделия, услуги, технологии, информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (внутри системы):
- управленческой;
- производственной;
- технологической.
Экономический эффект от инновации получает потребитель.
В зависимости от степени новизны выделяют инновации:
- радикальные (базовые) – новый продукт на основе изобретения фирмы-«пионера», не имеющего аналога ;
- улучшающие – новый продукт на основе изобретения улучшающего изобретения «пионера»;
- модификационные (частные) – новый продукт на основе рационализаторского предложения.
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Изобретение – новое,
преобладающее существенными
Изобретение-«пионер» - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы, аналоги, в основе их лежат открытия.
Открытия – установление
неизвестных ранее объективно-
Рациональное предложение – «техническое решение», обладающее относительной новизной. Например, новое решение для данного рынка, для данной отрасли или предприятия.
Предметная инновация – новые материальные ресурсы, сырье, комплектующие изделия, продукты.
Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих, но по-другому.
Процессная инновация – новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры.
Система управления – в этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов. Технологическая инновация направлена на повышение качества продукта, роста производительности труда, увеличение объемов производства.
В связи с развитием информационных технологий важнейшей становиться информационная инновация, рассматриваемая как новый вид ресурса. Она обладает двумя важными свойствами:
1) является первичной но по отношению к другим инновациям, так как в основе ее лежит информация;
2) она неисчерпаема (в то время, как другие ресурсы исчерпаемы).
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
1) технологические;
2) производственные (новые технологии, оборудование, инструменты);
3) экономические;
4) торговые (новая форма обслуживания, новая организация складирования, новые способы рекламы);
5) социальные (новый способ разрешения социальных конфликтов, новый способ адаптации нового работника, новый вид социальной помощи);
6) в области управления (новые методы принятия решений).
В зависимости от характера использования инновации бывают:
а) потребительские (используются для удовлетворения личных потребностей, они не используются в научно-технических и производственных видах деятельности. Потребители – частные лица, семьи. Назначение – увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара).
б) инвестиционные (новые виды комплектующих, оборудования, новые технологии. Потребители – производственные предприятия, научные организации и индивидуальные предприниматели).
Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:
1. По распространенности:
- единичные
- диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
- сырьевые
- обеспечивающие (связывающие)
-продуктовые
3. По преемственности:
- замещающие
- отменяющие
- возвратные
- открывающие
- ретровведения
4. По охвату ожидаемой доли рынка:
- локальные
- системные
- стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные
- комбинаторные
- совершенствующие
Четвертое и пятое
деления классификации, учитывающие
масштаб и новизну инноваций,
а также интенсивность
По характеру общественных целей различают инновации:
- экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.);
-экономические, не ориентированные на прибыль (экологические и др.);
-специальные
(военные, здравоохранение,
Особенности инновационных процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (Таблица 1). Приведенные в данной таблице классификации подтверждают, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
Информация о работе Классификация инноваций. Признаки классификации