Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:04, контрольная работа
Инновационная деятельность представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и классификация инноваций 5
2 Роль инноваций в развитии рыночных отношений 8
3 Инновации в процессе становления рыночной экономики в современной
России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и классификация инноваций 5
2 Роль инноваций
в развитии рыночных отношений
3 Инновации в процессе становления рыночной экономики в современной
России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная
деятельность представляет собой подготовку
и осуществление инновационных
изменений и складывается из взаимосвязанных
фаз, образующих единое, комплексное
целое. В результате этого процесса
появляется реализованное, использованное
изменение - инновация. Для осуществления
инновационного процесса большое значение
имеет диффузия (распространение
во времени уже однажды освоенной
и использованной инновации в
новых условиях или местах применения).
Инновационный процесс имеет
циклический характер. Учет этих моментов
будет способствовать созданию гибких
систем организации и управления
экономикой.
В мировой экономической литературе "инновация"
интерпретируется как превращение потенциального
научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Тема актуальна, проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Поиск
и использование инноваций
По
своей природе инновации
В
целях повышения эффективности
функционирования предприятия инновационная
деятельность должна обеспечивать: наиболее
полное и своевременное удовлетворение
потребностей; конкурентоспособность
предприятия по показателям качества
продукции и эффективности
Цель работы заключается в исследовании инноваций, как фактора развития рыночных отношений.
Исходя из поставленной цели, задачи работы рассмотреть:
-рассмотреть понятие и классификацию инноваций;
- определить роль инноваций в развитии рыночных отношений;
- рассмотреть инновации в процессе становления рыночной экономики в современной России.
При написании контрольной работы была использована литература:
Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. В 3 главе автором в качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в конкурентной среде и активизация инвестиционной деятельности, прежде всего, увеличение капитальных вложений в материальное производство и производственную инфраструктуру, определяющие развитие всей экономики.
Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. Автором в 1 главе через призму понятий «инновации» и «инвестиции» рассматриваются актуальные в теоретическом и практическом плане вопросы становления и развития рыночных отношений в современном российском обществе.
Инновационный
менеджмент /Под ред. Л.Н. Оголевой. В
3 главе автором рассматривается факторы
инновационной деятельности: современное
состояние и перспективы развития.
1
Понятие и классификация
инноваций
Инновация
представляет собой изменение, развитие
способов и результатов деятельности
людей, комплексный процесс создания,
распространения и
Термин «инновация» вошел в науку в XIX веке через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре. Особое внимание было привлечено к проблеме культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. В первой половине XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания социальных наук, а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе. Но экономическая наука уже в начале XX века освоила понятие инновации. В содержание этого термина она включала новые комбинации из имеющихся элементов. Они выступали как источник «предпринимательской прибыли» и одно из важнейших средств преодоления циклических кризисов.
Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления[2.С.21]. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций[3.С.53]:
В
соответствии с международными стандартами
инновация определяется как конечный
результат инновационной
Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.
Инновация
не обязательно должна быть технической
и вообще чем-то вещественным. Мало
технических инноваций могут
соперничать в своем влиянии
с такой идеей, как продажа
в рассрочку. Использование этой
идеи буквально преображает
Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Систематическая
инновация состоит в
Все
разнообразие инноваций можно
1. По степени новизны: радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения: продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих; технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения: отраслевые; межотраслевые; региональные; в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения: реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности: экономическая; социальная; экологическая; интегральная.
2
Роль инноваций
в развитии рыночных
отношений
Внедрение
новшеств всегда имело большое значение
в развитии производства. В современной
экономике роль инноваций значительно
возрастает. Они все более становятся
основополагающими факторами
Опыт
развитых стран свидетельствует
о том, что коренные преобразования
в области производительных сил
в эпоху НТР, быстрая сменяемость
ее волн, а, следовательно, новых комбинаций
факторов производства, широкое внедрение
нововведений стали нормой современной
экономической жизни. И если инновационный
подход играет возрастающую роль в
развитых странах, то в современной
России, в условиях перехода к рыночной
экономике и необходимости
Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.
Рассмотрим кратко эти положения.
В
условиях рыночной экономики и конкуренции
никто никого не заставляет совершенствовать
производство, повышать качество продукции,
кроме угрозы банкротства. Движущей
силой конкуренции является стимул
к нововведениям. Именно на основе нововведений
удается использовать современную
технологию и организацию производства,
повышать качество продукции, обеспечивать
успех и эффективность
В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".