Контрольная работа по «Инновации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:04, контрольная работа

Описание

Инновационная деятельность представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и классификация инноваций 5
2 Роль инноваций в развитии рыночных отношений 8
3 Инновации в процессе становления рыночной экономики в современной
России 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа состоит из  1 файл

Инновация как фактор развития рыночных отношений. ДВГТУ.01.2010г..docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие и  классификация инноваций 5

2 Роль инноваций  в развитии рыночных отношений 8

3 Инновации в  процессе становления рыночной  экономики в современной 

   России 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Инновационная деятельность представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и складывается из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления  инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение  во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в  новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет  циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.  
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

     Тема  актуальна, проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. 

     Поиск и использование инноваций является актуальной проблемой. Развитие новых  технических и организационно-технологических  решений, совершенствование основных принципов управления применительно  к специфике отечественного рынка  создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для  экономического роста.

     По  своей природе инновации включают в себя не только технические или  технологические разработки, но и  любые изменения в лучшую сторону  во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный  процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий  на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

     В целях повышения эффективности  функционирования предприятия инновационная  деятельность должна обеспечивать: наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей; конкурентоспособность  предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства; достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой  технологии.

     Цель  работы заключается в исследовании инноваций, как фактора развития рыночных отношений.

     Исходя  из поставленной цели, задачи работы рассмотреть:

     -рассмотреть  понятие и классификацию инноваций;

     - определить роль инноваций в развитии рыночных отношений;

     - рассмотреть инновации в процессе становления рыночной экономики в современной России.

     При написании контрольной работы была использована литература:

     Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. В 3 главе автором в качестве ключевой проблемы рассматривается роль инноваций в конкурентной среде и активизация инвестиционной деятельности, прежде всего, увеличение капитальных вложений в материальное производство и производственную инфраструктуру, определяющие развитие всей экономики.

     Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельности. Автором в 1 главе через призму понятий «инновации» и «инвестиции» рассматриваются актуальные в теоретическом и практическом плане вопросы становления и развития рыночных отношений в современном российском обществе.

     Инновационный менеджмент /Под ред. Л.Н. Оголевой. В 3 главе автором рассматривается факторы инновационной деятельности: современное состояние и перспективы развития. 
 
 

     1 Понятие и классификация инноваций 

     Инновация представляет собой изменение, развитие способов и результатов деятельности людей, комплексный процесс создания, распространения и использования  нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, которые меняются под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл. Различают технические (продуктивные, технологические) и социальные (экономические, организационные, культурные) инновации, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство инноваций включают разнообразные компоненты, носят комплексный характер.

     Термин  «инновация» вошел в науку  в XIX веке через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре. Особое внимание было привлечено к проблеме культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. В первой половине XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания социальных наук, а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе. Но экономическая наука уже в начале XX века освоила понятие инновации. В содержание этого термина она включала новые комбинации из имеющихся элементов. Они выступали как источник «предпринимательской прибыли» и одно из важнейших средств преодоления циклических кризисов.

     Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых  форм организации производства и  труда, обслуживания и управления[2.С.21]. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

     Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое  явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс  использования новшества. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

     Понятие "инновации" как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых  комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в  развитии, т.е. вопросов инноваций[3.С.53]:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам '.

     Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого  понятия. Так, инновация в сфере  услуг - это новшество в самой  услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами  здесь могут служить появление  застежек типа "молния", шариковых  авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

     Инновация не обязательно должна быть технической  и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут  соперничать в своем влиянии  с такой идеей, как продажа  в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для  потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

     Таким образом, непременными свойствами инновации  являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

     Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и  в систематическом анализе тех  возможностей, которые эти изменения  могут дать для успешной деятельности предприятия.

     Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков[2.С.39]:

     1. По степени новизны: радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии; улучшающие инновации, реализующие средние изобретения; модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

     2. По объекту применения: продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;  технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии; процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне; комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

     3. По масштабам применения: отраслевые; межотраслевые; региональные; в рамках предприятия (фирмы).

     4. По причинам возникновения: реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

     5. По эффективности: экономическая; социальная; экологическая; интегральная.

     2 Роль инноваций  в развитии рыночных  отношений 

     Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста[1.С.78].

     Опыт  развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

     Возрастающая  роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса  и выхода на траекторию устойчивого  роста.

     Рассмотрим  кратко эти положения.

     В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную  технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач  требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.

     В этой связи важно отметить, что  один из классиков экономической  теории - А. Маршалл высказывался о  предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу  производства и предпринимательство".

Информация о работе Контрольная работа по «Инновации»