Контрольная работа по «Эксплуатационные материалы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 13:19, контрольная работа

Описание

Для оценки качества нефтепродуктов определяют ряд их физико-химических свойств.

К числу важнейших физических свойств относят: вязкость, плотность и фракционный состав. Для установления последнего нефтепродукты перегоняют со строго определенной скоростью из колбы стандартных форм и

размеров. Фракционный состав представляют в виде зависимости между температурой паров нефтепродуктов в колбе и количеством конденсата (нефтепродукты, сконденсировавшегося в холодильнике и собранного в приемнике).

Содержание

1.Переработка нефти. Влияние химического состава нефти на свойства получаемых топлив и масел…………………………………………….3
2.Физико-химические показатели и эксплутационные свойства дизельных топлив. Чем определяется подача и распыление дизельного топлива……………………………………………………………………9
3.Что означает марки масел: М6з/10Г1, М8Б2, SAE5W/50 (API) SE/CC? Чем отличаются масла М5з/12 и М12 в эксплуатации?........................16

Работа состоит из  1 файл

только что.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

Тольяттинский государственный  университет 
 

Кафедра «Техническая эксплуатация автомобилей и  восстановление деталей»  
 

Контрольная работа

  по дисциплине «Эксплуатационные материалы» 
 
 

        Вариант № 7

            Студент Вершинин А.А.          

            Преподаватель: Сабитов М.С.         

            Группа АТз-531  

            Номер зачетной  книжки  08.2027

                   
 
 
 

Тольятти 2010г 

Содержание 

  1. Переработка нефти. Влияние химического состава нефти на свойства получаемых топлив и масел…………………………………………….3
  2. Физико-химические показатели и эксплутационные свойства дизельных топлив. Чем определяется подача и распыление дизельного топлива……………………………………………………………………9
  3. Что означает марки масел: М6з/10Г1, М8Б2,  SAE5W/50 (API) SE/CC? Чем отличаются масла М5з/12 и М12 в эксплуатации?........................16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ

     Переработка нефти - сложный многоступенчатый технологический  процесс, результатом которого является широкий ассортимент товарных продуктов, отличающихся строением, физико-химическими свойствами, составом и областями применения; на нефтеперерабатывающих заводах после предварительной очистки от механических примесей, обессоливания и обезвоживания нефть поступает на переработку по одному из вариантов:

по топливному варианту нефть поступает на атмосферно-вакуумную  перегонку, где после многократной конденсации и испарения на тарелках ректификационной колонны происходит разделение нефти на фракции, после  ректификации светлые продукты по-фракционно направляются на гидроочистку или каталитический риформинг, а вакуумный газойль и гудрон - на крекинг; выход светлых нефтепродуктов составляет 85% и выше в зависимости от состава перерабатываемой нефти;

по масляному  варианту после отбора светлых нефтепродуктов, оставшийся после ректификации мазут направляют на глубокую вакуумную перегонку с температурами 350-500оС, где выделяют масляные дистилляты, которые подвергают комплексной очистке и используют для получения товарных масел; по м.в. получают также ряд ценных продуктов для нефтяного синтеза, строительной и химической отраслей промышленности. 

Товарные  нефтепродукты

Нефтепродукты – это смеси различных газообразных, жидких и твердых углеводородов, получаемые из нефти и нефтяных попутных газов. Разделяются на следующие основные группы: топлива, нефтяные масла, нефтяные растворители, осветительные керосины, твердые углеводороды, битумы нефтяные, прочие нефтепродукты.

К топливам относят углеводородные газы (газы нефтепереработки, газы нефтяные попутные, газы природные горючие), бензины, топливо для воздушно-реактивных двигателей (реактивные топлива и газотурбинные топлива), дизельные топлива, котельные топлива и др.

Нефтяные  масла - тяжелые дистиллятные и остаточные фракции нефти, подвергнутые специальной очистке. Подразделяются на смазочные масла.

Обычно  различают светлые и темные нефтепродукты. К первым относят авиа- и автобензины, бензины-растворители, авиакеросин, осветительные керосины, дизельные топлива, к последним - мазут, а также получаемые в результате его перегонки дистиллятные масла и гудрон.

Часть товарных нефтепродуктов вырабатывают непосредственно из нефти или различных нефтяных фракций и остатков; многие нефтепродукты (напр., авто- и авиабензины, котельные топлива, масла) получают смешением (компаундированием) отдельных компонентов - продуктов переработки нефти. Смешение компонентов позволяет производить товарный продукт необходимого качества и при этом рационально использовать свойства каждого компонента.

Для оценки качества нефтепродуктов определяют ряд их физико-химических свойств.

К числу  важнейших физических свойств относят: вязкость, плотность и фракционный состав. Для установления последнего нефтепродукты перегоняют со строго определенной скоростью из колбы стандартных форм и

размеров. Фракционный состав представляют в  виде зависимости между температурой паров нефтепродуктов в колбе и количеством конденсата (нефтепродукты, сконденсировавшегося в холодильнике и собранного в приемнике). Для бензинов обычно приводят пять точек: температуру начала кипения и температуры выкипания 10%, 50%, 90% и 97,5% топлива. Для некоторых других нефтепродуктов, например, дизельных топлив, часто указывают количество вещества, выкипающего до определенной заданной температуры, напр. до 360 °С. Фракционный состав масел обычно определяют при пониженном давлении (в вакууме) во избежание разложения высококипящих фракций при температурах их кипения.

Измеряют  также давление (упругость) паров (главным образом для бензинов) в стальной бомбе при соотношении объемов жидкой и паровой фаз 1:4 при 38 °С. Обычно в технических условиях ограничивают верхнее значение давления паров, как меру предотвращения образования "паровых пробок" в топливной системе двигателя.

Определяют  температуру помутнения (для моторных топлив). При которой из топлива начинают выделяться кристаллы высокоплавких углеводородов или воды. Температуру застывания (для масел, остаточных котельных топлив, дизельных и реактивных топлив и авиабензинов), при которой нефтепродукт в условиях опыта загустевает настолько, что уровень его в пробирке остается неподвижным в течение 1 минуты при наклоне под углом 45o; температуру вспышки; температуру воспламенения; температуру плавления твердых нефтепродуктов (парафина, озокерита и др.), которая соответствует моменту полного затвердевания (кристаллизации) предварительно расплавленного продукта.

Цвет  характеризует качество очистки нефтепродуктов от смолистых и других окрашенных веществ; при этом цвет нефтепродуктов сравнивают с цветом специально окрашенных стекол.

Дуктильность, или растяжимость, битумов характеризует их способность растягиваться, не обрываясь, в тонкие нити под влиянием приложенной силы; определяется в специальном приборе (дуктилометре) путем растягивания образца битума стандартной формы с определенной скоростью при 25 °С.

К важнейшим  химическим свойствам нефтепродуктов относят: содержание серы, смол, парафина и некоторые другие показатели.

Содержание  серы определяют несколькими способами. Для светлых нефтепродуктов наиболее распространен так называемый ламповый метод: навеска нефтепродукта сжигается в лампочке известной массы; продукты сгорания поглощаются титрованным раствором NaHCO3, избыток которого оттитровывают раствором НСl. Метод иногда используют и для темных нефтепродуктов, которые предварительно разбавляют каким-либо легким нефтепродуктом с известным содержанием серы. Чаще навеску темного нефтепродукта сжигают в калориметрической бомбе в атмосфере О2 и количество образовавшихся ионов SO42- определяют гравиметрически после осаждения их хлоридом Ва. Присутствие в нефтепродуктах агрессивных сернистых соединений, в частности элементной серы и меркаптанов, обнаруживают по изменению цвета медной пластинки после контакта ее с испытуемым нефтепродуктом. Иногда пользуются так называемой докторской пробой, когда наблюдают изменение цвета элементной серы под влиянием продуктов взаимодействия с Na2PbO2 меркаптанов и H2S, имеющихся в нефтепродукте.

Содержание  смол устанавливают, выделяя их из нефтепродуктов адсорбцией на каком-либо твердом адсорбенте (чаще всего на силикагеле) с последующей десорбцией подходящим экстрагентом, например смесью этанола с бензолом. В некоторых маслах и тяжелых остаточных топливах определяют так называемые акцизные смолы - вещества, способные

реагировать с концентратом H2SO4 в строго регламентированных условиях опыта. В бензинах, реактивных и дизельных топливах определяют количество так называемых фактических смол, для чего навеску топлива испаряют в струе воздуха или водяного пара, а остаток взвешивают.

Содержание  парафина устанавливают следующим образом: навеску нефтепродукта растворяют в подходящем растворителе, например, в бензине, раствор охлаждают до температуры от -20 до -40 °С и осаждают твердые углеводороды этанолом или пропанолом. Осадок отделяют на фильтре, охлаждаемом до заданной температуры, промывают смесью этанола с бензином для удаления масла и растворяют в петролейном эфире. Последний отгоняют и остаток взвешивают.

О содержании органических кислот судят по величине кислотного числа или кислотности – массе КОН (мг), необходимого для нейтрализации соответственно 1 г или 100 мл нефтепродукта.

Устойчивость  к окислению бензинов и некоторых других продуктов характеризуют величиной индукционного периода - интервалом времени, в течение которого испытуемый нефтепродукт, находящийся в атмосфере О2 под давлением 0,7 МПа при 100°С, практически не окисляется. Устойчивость к окислению некоторых реактивных топлив оценивают по количеству осадка, образующегося при жидкофазном окислении его в специальном приборе в течение 4 ч при 150°С, моторных масел - по изменению механических свойств тонкой пленки масла, находящегося на металлической поверхности в контакте с воздухом при 260°С.

Коррозионную  активность масел оценивают по изменению массы (г/м2) металлической пластинки при воздействии на нее в течение 50 ч нагретого до 140°С испытуемого масла, слой которого периодически соприкасается с кислородом воздуха. О коррозионных свойствах топлив судят обычно по наличию или отсутствию в них активных сернистых соединений, что устанавливают с помощью медной пластинки.

Коксуемость - способность нефтепродукта образовывать углистый остаток (кокс) при испарении нефтепродукта в стандартном приборе и в строго определенных условиях нагрева; определяется главным образом для моторных и цилиндровых масел, тяжелых остаточных топлив, 10%-ного остатка от перегонки дизельных топлив, а также для сырья процессов каталитического и термического крекинга, производства нефтяных коксов и битумов и др.

Высота  некоптящего пламени характеризует  осветительную и нагревательную способность светлых нефтепродуктов (осветительных керосинов, реактивных и дизельных топлив) при сжигании их в лампах, нагревательных приборах и т.д. Этот показатель зависит от группового химического состава нефтепродуктов и прежде всего от содержания ароматических углеводородов. Испытуемый образец сжигают в лампе специальной конструкции и измеряют максимальную высоту некоптящего пламени.

Имеется также ряд показателей, определяющих потребительские свойства нефтепродуктов. К ним относят, в частности, показатели детонационной стойкости бензинов (октановое число) и воспламеняемости дизельных топлив (цетановое число).

Заключение

Вырабатываемые  на нефтеперерабатывающих заводах  продукты подразделяют на следующие  группы, различающиеся по составу, свойствам и областям применения:

1) топлива - бензины  (топлива для двигателей с принудительным  зажиганием), реактивные, дизельные,  газотурбинные, печные, котельные,  сжиженные газы коммунально-бытового  назначения;

2) нефтяные масла;

3) парафины и  церезины;

4) ароматические углеводороды;

5)нефтяные битумы;

6) нефтяной кокс;

7) пластические  смазки;

8) присадки к  топливам и маслам;

9) прочие  нефтепродукты различного назначения. 
 

2. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ

Автомобильное дизельное топливо получают путем  прямой перегонки или каталитического крекинга керосино-соляровых фракций нефти; оно состоит в основном из керосиновых, газойлевых, а иногда и лигроиновых фракций. По групповому составу дизельное топливо преимущественно содержит парафиновые и нафтеновые углеводороды и лишь незначительное количество ароматических углеводородов,

Дизельные двигатели по сравнению с карбюраторными обладают лучшей топливной экономичностью, удельный расход топлива у них  примерно на 30% ниже, чем у карбюраторных двигателей.

Дизельное топливо производится из отбензиненной нефти, благодаря чему увеличивается выход из нефти жидких топлив, и обладает по сравнению с бензином лучшей физической и химической стабильностью, вследствие чего в равных условиях потери дизельного топлива при транспортировании, хранении и применении будут меньше, чем бензина.

Информация о работе Контрольная работа по «Эксплуатационные материалы»