Модернизационные процессы в странах Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:51, реферат

Описание

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и утверждение новых общественно-экономических отноше¬ний, с другой, вызвали к жизни ранее не известные виды человечес¬кой деятельности. Углубление общественного разделения труда объ¬ективно сказывалось на культуре и духовной жизни народа.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 64.07 Кб (Скачать документ)

По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для  приема гостей, отличались большим  размером и богатым убранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству  были свадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения.

Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков.

Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины.

Центр юрты —  ошак — служил местом приготовления  пищи и обогрева в холодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Направо  от входа располагались утварь и  посуда, слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать  хозяев дома, отделенная занавеской —  шымылдык.

Убранство юрты состояло из различных деревянных и  кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканые ковры клем. Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —и ворсовые—тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках (шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов и соединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки. Деревянные предметы — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов (ке^еже) (адалба-кан) украшались художественной резьбой.

Во многих районах  Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового  кирпича и дерна. По материалу  изготовления их называли «агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно было максимально приспособлено к кочевому образу жизни.

В народном костюме  казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — барша тон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих— жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы «кылка жаргак».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой  вышивкой. В XV—XVII вв. особой популярностью  пользовались легкий плащ без рукавов  — кебенек и халат из тонкого  белого войлока

— каттау. К старинным  видам одежды относится также  шекпен — длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и  женской верхней одежды был халат  — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект мужской  одежды состоял летом из нательной  рубахи, штанов и распашного халата, женской — из туникообразного  платья (койлек) и безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской  одежды использовались хлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат.

Мужские и женские  головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого войлока. Высокие  шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми  наверх полями

— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки  борик, круглые по форме с высоким  конусообразным верхом, обязательно  отороченные мехом. Зимние шапки — треухи назывались «тымак».

Борик девушки  украшался подвесками и перьями  филина, цапли или павлина. Отороченные  бобровым мехом девичьи шапки  назывались «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летние легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

Из женских  головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек.

Мужская и женская  обувьтакже отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды — бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.

Женская обувь  отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины  носили орнаментированные сапоги —  кестели етик, туфли на высоких  каблуках из зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.

Обязательной  деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и  шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также мягкие кушаки — кур.

Женские украшения  изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией. Серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.

Широко использовались накосные украшения — шашбау—  в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески «шолпы».

Перстни были литые  и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто  перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры  изготавливали и другие украшения: нагрудные — омырауша, онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к саукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки — туиреуиш.

При изготовлении женских украшений применялась  различная техника: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги — сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз, длинные узкие ножи — бунда  пышак. Наиболее распространенным орудием  были лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных  форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали  использовать и ружья, частью купленные  в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья  были нескольких видов: с фитилем  и украшением насечкой серебром —  билтели мылтык, без насечки —  кара мылтык, с коротким стволом  — самкал. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины «сойыл»  и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко употреблялись.

Пища казахов  состояла в основном из мясных и  молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз), из верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.

Один из любимых  напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана с водой  называлась «шалап». Из молока сбивали  масло

— сары май. Для  длительного хранения масла его  промывали холодной водой, солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог— курт употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды сыров — сары иримшик, ак иримшик и др.

Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основными продовольственными культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно —талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки — тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».

Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай  коже, талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе), обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе  казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и кашу (ботка). •

Основной пищей  казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные  блюда: подкожный жир верхней  части шеи (жал) и жир области  крупа (жая). Из прямой кишки готовили «карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из мяса, других частей туши назывались шужик.

^аранина употреблялась  в основном в летнее время.  Вареное мясо

— основное блюдо  казахов — подавалось как с  гарниром (кеспе, нан), так и без  него. Бульон (сорпа) употреблялся после  мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими  кусками на медленном огне. назывались «куырдак».

Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена  к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.

^

Самой разнообразной  по форме, размерам и назначению была кожаная посуда: саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме (заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры, предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли, сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в специальных коптильнях.

Разнообразны  и красочны были деревянные ковши  для разливки кумыса (шомиш, ожау), нередко  украшенные резьбой, инкрустацией из серебра  и кости. Обязательной принадлежностью  кухонной утвари был металлический  котел (казан), в оседлых районах  Казахстана широко использовалась керамическая посуда.

Материальная  культура казахов отражала особенности  хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно-экономический уклад, пища, одежда была наиболее приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

Материальную  и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много исторически  ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном  ритуале «кудалык салт». Отношения  родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название «калындык ойнау».

В XV—XVII вв. ислам  не имел большого влияния на семейную жизнь казахов, не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык) скреплялись  общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.

«Жар-жар» —  песня-состязание. Ее поют обычно две  группы молодежи: мужская, возглавляемая  женихом, женская — невестой.

Информация о работе Модернизационные процессы в странах Восточной Европы