Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Под национальной инновационной системой в контрольной понимается совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах конкретного государства.
В 2000 г. начали реализовывать две федеральные программы, чтобы увеличить использование новых средств информации в образовании и профессиональной подготовке. Программа Министерства образования и науки "Новые средства информации в образовательном процессе" призвана оптимизировать применение образовательных компьютерных программ с тем, чтобы к 2005 г. страна стала мировым лидером в их использовании. Она является частью правительственной инициативы "Инновации и рабочие места в информационном обществе XXI века". В декабре 2000 г. на тендере для финансирования было отобрано около 100 проектов из предложенных 460. А общая сумма, выделенная на проведение программы с 2001 по 2003 г., составила 200 млн. евро.
Политика
государства в отношении
Защита
прав интеллектуальной собственности.
В ФРГ действуют программы по защите интеллектуальных прав отраслей промышленности, университетов и общественных исследовательских организаций. Частные изобретатели и малые предприятия имеют право на финансовую поддержку государства при патентовании своих изобретений. Научное общество им. Фраунгофера предлагает государственные ссуды для изобретателей, а Патентное управление помогает выставить изобретение на рынок и продать новый продукт.
Ассоциация
INSTI-Network, которую финансирует
Создание
законодательной базы для инновационной
деятельности.
Законодательные ограничения и
противоречивая система
Финансирование
инновационной деятельности.
Экономическая политика Германии направлена на улучшение финансовых условий для инноваций, особенно в малом и среднем бизнесе. Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровеня отечественную науку и технику в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим серьезных затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.
Другой,
не менее важной среди приоритетных
направлений научно-
Базовые принципы программно-целевого финансирования НИОКР следующие:
- содержание программы должно быть точно определено;
- финансовая поддержка
- результаты должны носить
В
последние годы были проведены мероприятия,
связанные со стимулированием рынка
венчурного капитала. Так, например, федеральная
программа "Венчурный капитал для малых
технологичных фирм" проводится с целью
содействия фондам венчурного капитала,
фирмам и банкам, готовым участвовать
в создании и развитии малых технологичных
фирм. "Программа венчурного капитала"
банка KfW защищает вложения венчурных
инвесторов в малые и средние предприятия.
Инвестиционные компании и других инвесторов
Министерство экономики поощряет в случае
их участия в малых технологичных предприятиях
с первых этапов их развития. В частности,
им выдается ссуда на рефинансирование
средств, уже вложенных в малое технологичное
предприятие (программа "Рефинансирование").
Академический
сектор инновационной системы
Вопрос о сохранении страной ведущего положения в мире технологий рассматривается в Германии значительно шире, нежели простая поддержка перспективных исследований и разработок. Исходя из тезиса, что наука является неотъемлемой и важнейшей составляющей немецкой культуры, что от всеобщего признания качества германской технологии зависит международный авторитет страны - как одно из следствий, ее место на мировом рынке, поддержание высокого уровня отечественной науки также входит в систему государственных приоритетов Германии.
Академический сектор в ФРГ представлен, в основном, университетами, где ведутся как прикладные, так и фундаментальные исследования. По сравнению с США и Японией, университеты в ФРГ играют большую роль в проведении НИОКР: на них приходится около 20% всех выполняемых научно-исследовательских работ и около 30% занятого в НИОКР персонала. Кроме того, университеты Германии имеют высокую степень автономии и свободы в принятии решений по финансированию и проведению тех или иных научно-исследовательских программ, самостоятельном выборе приоритетных направлений научного поиска, что практически невозможно в университетах США и Японии, где финансирование университетов происходит по строго отбираемым исследовательским программам.
Научные
общества в Германии выполняют функции
технологических посредников
Ведущая организационная роль
принадлежит Фраунгоферовскому
обществу, в которое входят 45 исследовательских
институтов. Их деятельность финансируется
за счет субсидий федерального
правительства и доходов от
выполнения контрактных
Общество им. Макса Планка занимается свободными фундаментальными исследованиями в более чем 70 НИИ и 27 рабочих группах при университетах Германии. Оно оказывает университетам поддержку в проведении сложных и дорогостоящих экспериментов, требующих специального оборудования. Обеспечение высокого уровня подготовки специалистов в ключевых областях науки также претворяется в жизнь через деятельность Общества Макса Планка. В практике его деятельности широко реализуется провозглашенный правительством страны принцип открытости. Примерно 1800 самостоятельных (не взаимосвязанных) проектов выполняются в сотрудничестве с учеными из 50 стран мира. Ежегодно в институтах Общества работают (по шесть месяцев) более 2400 иностранных ученых и около 3000 ученых совершают заграничные поездки. Значительную часть директоров институтов и руководителей отделений (45 из 240), а также более 20% членов научно-консультативных советов институтов Общества составляют иностранные ученые.
Учреждения
"Голубого списка" занимаются прикладными
и фундаментальными исследованиями
в области естествознания, экономики,
общественных и гуманитарных наук,
а также проводят исследования по
вопросам образования. Тесное взаимодействие
научных обществ не допускает дублирования
научных исследований. Координационными
центрами, согласующими их деятельность,
являются Комиссия федерации и земель
по планированию образования и содействия
научно-исследовательской деятельности,
а также Научный Совет.
Прогнозирование
инновационной деятельности.
В
материалах федерального Министерства
образования, науки, исследований и
технологии наступающая эпоха
Расстановка приоритетов одного из секторов государственной научно-технической политики с целью сохранения ведущего положения на мировом рынке технологий основана на рекомендациях, полученных в результате таких исследований, как "Технологии 21 столетия" (Институт системных и инновационных исследований Общества Фраунгофера) и "Критические технологии века информации" (разработка федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии), а также на выводах ежегодного анализа конкурентоспособности Германии на мировом рынке технологий, проводимого по поручению федерального Министерства экономики.
Состав
целевых программ, финансируемых
из бюджета федерального Министерства
образования, науки, исследований и
технологии, во многом соответствует
оценке сравнительной актуальности
работ в различных областях, полученной
в результате проводившихся в стране исследований
по методике Дельфи. Важным вкладом форсайтных
исследований в разработку стратегии
развития науки и технологии в Германии
явился анализ научно-технического потенциала
страны и его реальных возможностей для
удовлетворения запросов будущего. Создание
технологий данной категории и их скорейшее
внедрение определяются как важнейшая
цель государственной политики в области
научных исследований и технологического
развития.
Инновационная
активность в регионах.
Инновационная деятельность в регионах поддерживается Министерством экономики преимущественно в форме субсидий и поощрения венчурных капиталовложений, включая их подстраховку.
Деятельность
региональных организаций, реализующих
на местах научно-техническую и
Проводником инновационной политики в земле Баден-Вюртемберг (Германия) является достаточно своеобразное учреждение - Фонд Штайнбайса или Организация развития экономики земли Баден-Вюртемберг. Фонд был создан в общеполезных целях путем одноразового вложения 30 млн. марок и в дальнейшем ему предоставлена полная самостоятельность. Финансовым учреждением Фонд Штайнбайса не является и непосредственное финансирование в число его функций не входит. Фонд действует преимущественно как посредник - между фирмой и владельцем технологии, между фирмой и Министерством экономики, формирующим очередную программу, между фирмой и банком, который может кредитовать инновационный проект.
Для
российской стороны представляет интерес
организационная концепция
В
результате создана децентрализованная
организация с максимально
Механизм взаимодействия регионального руководства с различными субъектами инновационного процесса наилучшим образом представлен в федеральной земле Саарланд. Ввиду компактности местной научно-технической инфраструктуры (два высших учебных заведения - классический и технический университеты) вопросами научно-технической и инновационной политики ведает лично Министр финансов и экономики Саара.
Система поддержки со стороны правительства и промышленности (через Торгово-промышленную палату) инновационного развития Саара включает три элемента:
Информация о работе Национальная инновационная система Германии