Научно - техническая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:12, реферат

Описание

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 25.15 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества  и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой  науки”, полученный университетским  ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

     Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”

     Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист  в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и  удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

     Таким образом, предпринимателей отличает инновационный  тип мышления. Предпринимательство  основывается на экономических и  социальных теориях, согласно которым  изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится  в получении чего-то иного, отличного  от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

     Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и  в систематическом анализе тех  возможностей, которые эти изменения  могут дать для экономических  или социальных нововведений.

     Выделяют  следующие изменения, или источники  инноваций:

- неожиданное  событие, которым может быть  неожиданный успех, неожиданная  неудача;

- несоответствие  между реальностью, такой, каковой  она является, и её отражением  во мнениях и в оценках людей;

- изменение  потребностей производственного  процесса

- изменения  в структуре отрасли или рынка;

- демографические  изменения;

- изменения  в восприятии и в ценностных  установках;

- новые  знания, научные и ненаучные.

     Мало  существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию  с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила  всю сферу торговли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  научно-технической  политики 

     Содержание  и процедура разработки государственной  научно-технической политики определены  Федеральным Законом №127-ФЗ от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. 
 

Цели  и приоритеты научно-технической  политики 

   Национальные  научно-технические приоритеты Стратегии  развития науки и инноваций в  Российской Федерации сформулированы как приоритетные научно-технические  направления  и критические технологии . Текущие приоритеты были утверждены Президентом России в мае 2006 г. на период до 2015 г. 

   Приоритетные  направления научно-технического развития включают основные направления исследований, способные привести к созданию новых  технологий и производств, способствующих развитию национальной экономики и  социальной сферы. В действующем (2006 г.) списке насчитывается восемь приоритетных направлений научно-технического развития:

  • Информационно-телекоммуникационные системы
  • Индустрия наносистем и материалы
  • Живые системы
  • Рациональное природопользование
  • Энергетика и энергосбережение
  • Транспортные, авиационные и космические системы
  • Безопасность и противодействие терроризму
  • Перспективные вооружения, военная и специальная техника 

   Подробное описание приоритетов приведено  в Списке критических технологий Российской Федерации, который служит основой для принятия решений  о выделении государственных  ресурсов для развития важнейших  научных направлений, технологий и  инноваций и для внедрения  имеющегося научно-технического потенциала.

   В 2010 г. были названы Президентом РФ среди пяти стратегических векторов модернизации России: энергоэффективность  и энергосбережение, в том числе  разработка новых видов топлива; ядерные технологии; космические  технологии, прежде всего связанные  с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и  наземная инфраструктура); медицинские  технологии; стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

   Рост, основанный на инновациях, стал очевидным  приоритетом двух программ антикризисных  мер Правительства РФ в 2009 и 2010 гг. 
 
 

Формирование  и координация  научно-технической  политики 

   Средне- и долгосрочная государственная  научно-техническая политика определяется Президентом Российской Федерации  на основе специального доклада, подготовленного  Правительством России.

   Ежегодно  законодательные органы в соответствии с посланием Президента о текущей  ситуации в стране и предложениями  Правительства Российской Федерации  определяют суммы ассигнований на исполнение федеральных научно-технических  программ и реализацию проектов, объемы финансирования научных организаций  и суммы, направляемые федеральным  фондам, занимающимся поддержкой научно-технической  деятельности. Определение основных направлений государственной научно-технической  политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетов научно-технического развития, подготовка рекомендаций и  предложений по реализации научно-технических  программ и проектов и использованию  научно-технических результатов  и достижений осуществляются в условиях открытости с использованием различных  форм общественных дискуссий, экспертизы и на конкурсной основе.

   Государственная научно-техническая политика разрабатывается  и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с участием экономических агентов и с  учетом общей государственной экономической  политики.

   Государственная научно-техническая стратегия разрабатывается, в первую очередь, следующими органами:

  • Возглавляемым Президентом одним из двух федеральных координационных органов в сфере науки, технологий и инноваций – Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России. Функции второго органа - Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям под руководством премьер-министра РФ - были расширены в марте 2010 г. В посткризисный период принимаемые Правительственной комиссией решения стали обязательными для всех органов исполнительной власти, был усилен ее кадровый состав.  Кроме того, в структуре аппарата Правительства РФ в марте 2010 г. был создан Департамент науки, высоких технологий и образования.
  • Министерство образования и науки: Коллегия министерства, Управление международного сотрудничества.
  • Комитет по образованию и науке Государственной думы направляет проекты федеральных законов в комитеты, комиссии и объединения депутатов, Президенту, Правительству Российской Федерации, в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов России. Например, в апреле 2007 г. проект Федерального Закона № 407108-4 “О внесении изменений в статью 2 Федерального Закона "О науке и государственной научно-технической политике" (в отношении инновационной деятельности)".
 
 

Национальные  научные программы 

   Первые  пять приоритетных направлений реализуются  с помощью традиционных инструментов - национальных научно-технических  и инновационных программ, Федеральной  научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники", а также  через другие федеральные и отраслевые целевые программы. 

   Действующая Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития российского научно-технического комплекса на период 2007-2012 гг." включает следующие тематические приоритеты:

  • Нанотехнологии и материалы
  • Науки о жизни
  • Энергетика и энергосбережение
  • Рациональное природопользование
  • Информационные и коммуникационные технологии
 
 

Заключение 

     В современной экономической науке  уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных изучению различных инновационных процессов, сдвигов в отраслевой структуре  хозяйства, изменений тех или  иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т. п. В  то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных  проблем, отдельных явлений и  процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных  взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых  отдельные разработки частных проблем  не складываются в целостное представление  о НТП. Неизученность общих закономерностей  НТП проявляется, в частности, в  сохраняющемся разрыве между  макро- и микроуровнем экономического анализа.

     С одной стороны, в исследованиях  отдельных инновационных процессов  макроэкономический аспект ограничивается обычно анализом влияния того или  иного конкретного нововведения на макроэкономические показатели или  изучением общей инновационной  активности в экономике (частоты  появления нововведений и изобретений, скорости их практического освоения и распространения и других средних  величин). С другой стороны, изучение структурных сдвигов сосредоточивается, как правило, на рассмотрении изменений  в отраслевых и межотраслевых  пропорциях, в соотношениях между  первым и вторым подразделениями  общественного производства, частями  национального дохода, направляемыми  на потребление и накопление, и  других макроэкономических параметров. Что же касается взаимосвязи тех  или иных структурных сдвигов  с распространением соответствующих  нововведений, то в лучшем случае такая  взаимосвязь лишь констатируется, а  во многих работах вообще не упоминается.

Информация о работе Научно - техническая политика государства