Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 11:33, реферат

Описание

На стадии появления идеи об инновации большее значение имеет внешняя информация. Источники такой информации находятся, как правило, вне предприятий. Для инноваций типа "новая продукция", особенно в пищевой и легкой промышленности, источниками информации являются результаты маркетинговых исследований. Для технологических и технических инноваций большинство обследованных предприятий называют в качестве наиболее эффективного источника различные выставки, семинары и др.

Работа состоит из  1 файл

инф обеспечение инноваций.docx

— 24.59 Кб (Скачать документ)

 В-третьих, это зависимость  информационных потребностей участников  инновационного процесса от применяемых  ими методов решения задач.  У каждого из участников инновационного  процесса на момент подготовки  решений существует определенный  набор доступных ему методов  решения соответствующих задач,  который определяется:

 наличием готовых к  практическому применению методик  решения задач; 

 характеристиками имеющихся  у него программных продуктов  и технических средств, позволяющих  реализовать существующие методики  решения задач;

 уровнем его подготовки (квалификации);

 временем, которое он  может затратить (располагает)  для получения решения поставленных  задач;

 требуемым качеством  получаемых решений (точное или  приближенное решение задач)

 В-четвертых, это возможности  участников самостоятельно создавать  и поддерживать необходимые им  специальные базы данных. При  создании отдельными участниками  инновационного процесса таких  баз данных информационная система  может выполнять либо функции  пополнения этих баз за счет предоставления имеющейся в ней информации (корректировка имеющихся данных, дополнение информационных массивов и т. п.), либо функции доступа к иным информационным системам, содержащим необходимые участникам инновационного процесса “внешние” данные.

 При этом в рамках  системы в первую очередь должны  формироваться информационные массивы,  позволяющие решать задачи нескольким  различным участникам инновационного  процесса.

 В условиях современной  рыночной экономики, когда информация  является одним из важнейших  видов товаров, решение проблем  информационного обеспечения участников  инновационного процесса во многом  зависит от их финансовых возможностей.

 Для многих из них  практически невозможно получение  полных массивов необходимой  информации и самостоятельное  осуществление поиска нужных  данных.

 Вместе с тем, участникам  инновационных процессов необходимы  сведения, имеющиеся в различных  базах данных.

 Для стадии фундаментальных  исследований это базы данных  о:

 направлениях фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые могут быть положены в основу прикладных разработок в определенных (заданных) областях (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные теоретические и прикладные результаты);

 полученных в ходе  фундаментальных исследований по  конкретным их направлениям полезных  идеях, моделях, эффектах и  т.п.

 Для стадии прикладных  исследований и разработок это  базы данных о:

 направлениях поисковых и прикладных исследований, направленных на определение конкретных применений полученных полезных идей, моделей, эффектов (состояние исследований, период их осуществления, участники, полученные результаты);

 разработках по превращению результатов прикладных научных исследований в замыслы новых товаров, их лабораторные модели или экспериментальные образцы (состояние исследований, период их осуществления, участники, цели разработок и полученные результаты);

 степени защищенности  проводимых исследований и разработок (закрытие сведений о разработках,  подача заявок на патенты, полученные  патенты или иные документы  о праве на объекты интеллектуальной  собственности).

 Для стадии опытно-конструкторских  работ это базы данных о:

 применяемых схемно-компоновочных  и иных конструктивных решениях;

 материалах, деталях, узлах, комплектующих и других компонентах, которые могут быть использованы при производстве и применении новых товаров;

 технологиях производства товаров, аналогичных или подобных новым товарам инновационного предприятия;

 технических, экологических  и иных условиях, которым должны  обладать производимые новые  товары и технологии (в т. ч.  и находящиеся в стадии разработки  и обсуждения);

 степени защищенности  имеющихся конструктивных и технологических  решений и правообладателях;

 потенциальных исполнителях конструкторско-технологических разработок и иных потенциальных участников инновационных процессов.

 Для стадии массового  (промышленного) производства новых  товаров это базы данных о:

 потребительских свойствах товаров фирм, осуществляющих выпуск товаров аналогичных новому товару инновационного предприятия (товары фирм-конкурентов), а также товаров, которые новый товар способен замещать;

 завершенных разработкой  новых товарах и иных бизнес-предложениях и бизнес-планах;

 возможных источниках финансирования (в т.ч. потенциальных инвесторах) массового производства новых товаров;

 потенциальных рынках сбыта новых товаров − емкость рынков, характеристика основных сегментов (общий объем продаж, уровень цен, динамика – рост, стагнация, уменьшение объемов продаж);

 потенциальных потребителях нового товара − продукта, услуги, технологии − (основные группы потребителей, их численность, потенциал с точки зрения потребления новых товаров, доступные потребителю информационные каналы и каналы материально-технического обеспечения, замещаемый у потребителя товар);

 возможностях конкурентов − производителей аналогичных или замещаемых товаров (объем производства и доля на рынках, уровень и структура затрат, рентабельность, цены на аналогичные товары других фирм и замещаемые товары и т. п.);

 ценах основных производственных факторов (финансовых и материальных ресурсов, рабочей силы, информации и т.п.);

 потенциальных партнерах по производству новых товаров и их производственно-технологических и финансово-экономических возможностях.

 Для стадии использования  новых товаров конечными потребителями  это базы данных о:

 появляющихся на рынках  новых продуктах, услугах, технологиях  (а также готовящихся к производству  в предстоящие периоды), возможностях (каналах) их получения и сервисе;

 возможных источниках и условиях финансирования применения новых товаров;

 схемах финансирования для предприятий, осуществляющих применение новых товаров.

 Следует отметить, что  часть данных этих баз фактически  используется не только на  указанной стадии, но также и  на других стадиях инновационного  процесса, поскольку в отношении  одних и тех же объектов на разных стадиях могут приниматься предварительные, промежуточные и окончательные решения.

 

 Выходом из положения,  когда невозможно прямое получение  полного объема необходимой информации  значительной частью участников  инновационного процесса, является  разделение информационного пространства  на два уровня:

- общая информация о  направлениях исследований, научно-технических  разработках, потенциальных партнерах  по инновационной деятельности  и т.п.

- детальная (конкретная) информация для принятия решений  в рамках осуществляемого инновационного  процесса.

 Поскольку первый уровень  представляет интерес не только  для потребителя, но и для  “продавца” информации (возможность  вступления в контакты и реализация  полученных результатов), то для  этого уровня возможна реализация  концепции свободного доступа  к информации пользователями  и бесплатного пополнения баз  данных заинтересованными владельцами  соответствующей информации.

 Кроме того, использование  информации первого уровня информационной  среды позволит пользователю  существенно сократить сферу  и время поиска источников  необходимой ему информации и,  в конечном итоге, расходы на  ее получение.

 На уровне конкретной (“технологической” для инновационного  процесса) информации возможны два  различных подхода.

 Во-первых, покупка информации у ее владельцев (фирм, создающих и поддерживающих соответствующие базы данных).

 Во-вторых, формирование  баз данных с бесплатным доступом. В этом случае расходы на  создание таких баз должно  осуществлять государственные структуры  или сообщества, объединяемые по  профессиональному или иным признакам. Прежде всего, это могут быть базы, содержащие нормативно-правовые условия осуществления инновационной и иных видов деятельности.


Информация о работе Необходимость информации на стадиях жизненного цикла инноваций