Общая характеристика инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:36, реферат

Описание

Инновация — это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.
Выделяют две стадии инновационного процесса — фундаментальные и прикладные исследования.

Работа состоит из  1 файл

курсова ин де.docx

— 20.97 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Общая характеристика инновационной деятельности.

    1. Сущность и классификация инноваций.

Принято считать, что понятие  «нововведение» является русским вариантом  английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова введение новшества. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

Инновация — это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технического и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Выделяют две стадии инновационного процесса — фундаментальные и  прикладные исследования. Только крупные  и эффективные корпорации могут  финансировать полный цикл инновационного процесса. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных  знаний и финансируются, как правило, за счет государственного бюджета. Прикладные исследования необходимы для изучения возможностей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

Общеизвестно, что переход  от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных  ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товара, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Эти три компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно – технический результата продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

Рынок новшеств формируют  научные организации, вузы, временные  научные коллективы, объединения  научных работников, научно-исследовательские  подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Рынок чистой конкуренции  нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром и ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Рынок капитала (инвестиций). В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более.

Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок  капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной сферы, сформулируем содержание понятия «инновационная сфера».

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается.

Важную роль в классификации  инноваций играет такой показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются:

    • Продуктовые инновации – включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
    • Процессные инновации – означают новые методы организации производства (новые технологии), так же они могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для  рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия.

Если рассматривать предприятие  как систему, можно выделить:

    1. Инновации на входе в предприятие, т.е. изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования информации и т.д.
    2. Инновации на выходе с предприятия, т. е. изделия, услуги, технологии, информация и т.д.
    3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации: радикальные (базовые); улучшающие; модификационные (частные).тадий жизненного цикла.

Перечисленные виды инноваций  отличаются друг от друга по степени  охвата стадии жизненного цикла.

Таким образом, инновации  – изменение с целью внедрения  и использование новых видов  потребительских товаров, новых  производств и транспортных средств, рынков и форм организации. Непременными свойствами инновации является научно-техническая  новизна и производственная применимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль инноваций в развитии предприятия.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг). Конкурентоспособность – это характеристика товара (услуги). Отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Согласно закону о конкуренции  в мире происходит объективный процесс  повышения качества продукции, кроме  угрозы банкротства. В результате идет процесс «удаления» с рынка некачественной продукции. Движущей силой конкуренции  является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг). Улучшать полезный эффект товара. Тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.


Информация о работе Общая характеристика инновационной деятельности