В современных условиях
все процессы применения новых знаний
связаны с рыночными отношениями.
Практика показывает, что инновации
направлены на рынок и удовлетворениеего
потребностей.
Процесс внедрения
инноваций охватывает практически
все стороны деятельности предприятия.
Сам поиск эффективных организационных
форм управления инновациями основывается
на умелом сочетании научно-инновационных
и рыночных факторов. Внедрение этих
поисков в производство и есть
инновационная деятельность.
Итак, инновационная
деятельность — это практическое
использование инновационно-научного
и интеллектуального потенциала
в массовом производстве с целью
получения нового продукта, удовлетворяющего
потребительский спрос в конкурентоспособных
товарах и услугах. Важной характеристикой
этой деятельности является инновационная
активность — целенаправленная поддержка
высокой восприимчивости персонала
предприятия (фирмы) к нововведениям
посредством целенаправленных структур
и методов управления.
Сама инновационная
деятельность характеризуется ускорением
темпов создания новшеств, их диффузии,
что способствует углублению и расширению
структурных сдвигов в экономике,
увеличению размеров рынка и удовлетворению
существующих и возникающих потребностей.
Перестройка экономики
на рыночных принципах в нашей
стране требует обеспечения мирового
класса качества производимых товаров,
своевременного обновления продукции
предприятиями и максимальной заинтересованности
внедрения нововведений; высокой
инновационной активности на базе собственного
развивающегося потенциала. Вместе с
тем мировая практика показывает,
что государственная поддержка
инновационной деятельности объективно
необходима.
В настоящее время
эффективность инновационной деятельности
предприятия определяется прежде всего
наличием отлаженной системы инвестирования,
кредитования, налогообложения, функционирующих
применительно к инновационной сфере
научных разработок.
Инновационная сфера
представляет собой: 1) систему взаимодействия
инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей
конкурентоспособной продукции, услуг
и развитой инфраструктуры; 2) рынок
новшеств (новаций), рынок капитала
(инвестиций) и рынок чистой конкуренции
нововведений. Поэтому управление инновационным
процессом становится ключом современной
организации инновационной деятельности
на микро- и макроуровнях.
Таким образом, инновационная
деятельность предприятия не сводится
только к созданию и внедрению
новшеств, но и включает также разработку
соответствующих структур, организационных
форм хозяйствования и управления на
производственных предприятиях.
Как же осуществляется
инновационная деятельность фирм и
корпораций в развитых странах?
В большинстве развитых
стран регулирование и стимулирование
инновационной деятельности происходит
в основном через национальные исследовательские
программы и различные уровни
государственного участия. Основополагающим
критерием разработки программ является
добровольное участие государства,
корпораций и фирм, при этом каждый
участник руководствуется собственными
интересами. Эффективность использования
этих программ для концентрации национальных
ресурсов на ключевых направлениях научно-технического
прогресса особенно показательна на
опыте экономики Японии. Поскольку
Япония располагает минимумом собственных
природных ресурсов, правительство
страны рассматривает научно-инновационную
политику в качестве важнейшего средства
стимуляции общего роста экономики
и повышения международной конкурентоспособности
страны. Политика Японии концентрируется
на экспорте продукции с целью
завоевания торгового лидерства
в спектре наукоемкой продукции,
позволяющей иметь большую долю
добавочной стоимости. Следует отметить,
что японское правительство не управляет
промышленными разработками в директивном
порядке, здесь скорее существует взаимное
партнерство между звеньями государственного
аппарата и секторами промышленности,
основанное на прагматических решениях,
взаимном уважении, согласованной деятельности,
направленной на достижение общих целей.
Во Франции наиболее
высокий уровень централизованного
регулирования инновационной деятельности,
где научные исследования признаются
общенациональной программой и представлены
в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских
планов. В Англии — отсутствует система
централизованного регулирования инновационной
деятельностью, но есть хорошо разработанный
механизм взаимодействия, позволяющий
осуществлять координацию разработок
инноваций на государственной уровне.
В США экономисты и социологи видят в венчурном
бизнесе свидетельство вхождения американской
экономики в фазу подъема нового «цикла
Кондратьева». В этой связи нелишне заметить,
что известный марксистский тезис о превращении
науки в непосредственную производительную
силу осознан и реализуется на Западе
лучше, чем на деле у нас.
Таким образом, опыт
государственной поддержки инновационной
деятельности в развитых странах
показывает, что именно государство
должно разрабатывать такую инновационную
политику, которая обеспечивала бы
эволюционный путь к современному рынку.
Пореформенная экономическая
ситуация в России сделала необходимым
формирование недостающего среднего звена
в структуре нашей экономики
— регулируемую инновационную деятельность
на предприятиях промышленности. Перестройка
экономики страны на рыночных основах
требует своевременного обновления продукции,
внедрения нововведений, высокой инновационной
активности на базе собственного инновационного
потенциала.
Следовательно, рыночная
трансформация российской экономики
кардинальным образом изменяет место
и роль инновационного процесса как
необходимого слагаемого современного
научно-технического прогресса. Формирование
рыночного хозяйства предлагает
структурные преобразования в экономике,
развитие производственных структур для
создания технологически интенсивных
и наукоемких производств, обеспечение
конкурентоспособности хозяйствующих
субъектов. Решение этих задач становится
возможным благодаря использованию
накопленного научного потенциала, способности
предприятий оперативно доводить полученные
результаты до ступени производственного
и коммерческого использования
и усиления инновационных процессов,
которые призваны обеспечить значительный
рост и конкурентоспособность предприятий.
Преодоление объективной
ограниченности рыночного механизма
в интенсификации инновационных
процессов требует усиления роли
государства в этой области. Оно
должно обеспечить выбор приоритетов
научно-технического развития и производства
новых знаний и технологий. Вне
регулирующей роли государства многие
аспекты инновационной деятельности
предприятий не в состоянии обеспечить
эффективное использование рыночного
механизма.
Возрастание роли государства
в развитии инновационной сферы
обусловлено также специфическими
условиями российской действительности.
Глубокий системный кризис, сопровождающийся
спадом производства, требует от государствабольших
усилий в решении проблем научно-технического
развития, ликвидации хронической нехватки
средств у предприятий, поддержании
инвестиционной и инновационной
активности. Использование регулирующей
роли государства вызывается в большей
мере усложнением объекта регулирования,
активизацией инновационных процессов
— как отличительной особенности
современного этапа развития инновационной
сферы и их неуклонно возрастающей
ролью в обеспечении экономического
роста и конкурентоспособности
микроэкономических агентов и национального
хозяйства.
Государственная политика
должна быть направлена на устранение
административно-командных подходов
к инновационной деятельности и
управления ею; создание эффективных
социально-экономических мотивов, побуждающих
отдельных и ассоциированных
субъектов инновационной сферы
к разработке новейших технологий и
техники; на демонополизацию экономики;
развитие экономической свободы
личности, предпринимательства; расширение
кредитных, налоговых, ценовых льгот,
а также целевых субсидий и
госзаказов. Сегодня в России делаются
первые, но уверенные шаги в области повышения
эффективности системы государственного
экономического стимулирования инновационной
деятельности предприятий. Перспективы
системы государственной экономической
поддержки инновационной деятельности
предприятий связаны также с использованием
новых прогрессивных структур, которые
по существу являются альтернативой существующей
системе.
Инновационная деятельность
предприятия основывается на таких
принципах, как приоритетность инновационного
производства; экономичность инновационного
производства, предполагающая последовательный
учет в практике управления производительного
характера функционирования прикладной
науки, определяющей не только самоокупаемость
инновационного производства, но и
его прибыльность, коммерческий успех
на рынке; гибкость инновационного производства,
означающая, что управление должно
обеспечивать свободу действий субъектов
инновационной деятельности, отказ
от жесткой регламентации, поощрение
предприимчивости.
Существенным фактором
в инновационной деятельности предприятия
является, то, что используемые им нововведения
ограничены по времени рыночными
циклами, т. е. тем пределом времени,
когда это нововведение имеет
рынок сбыта, после которого экономический
и технологический потенциал
нововведения исчерпывается и необходимо
своевременное переключение ресурсов
для внедрения в производство
других нововведений.
В условиях развитых
рыночных отношений инновационная
деятельность предприятия характеризуется
полной экономической самостоятельностью
и юридической свободой в принятии
хозяйственных решений, т. е. предприятие
само решает, какие ресурсы использовать,
само определяет объем производимой
продукции и ее цен). Самостоятельность
хозяйственной деятельности предприятия
означает, что оно ни от кого не получает
безвозмездной помощи и несет материальную
ответственность за все свои решения,
т. е. действует и принимает хозяйственные
решения в рамках своего бюджета. При этом
инновационная деятельность предприятия
направлена на достижение основной цели
— обеспечение максимальной прибыли.
Известно, что в условиях рыночной экономики
источником прибыли является не только
возможность изменения цен или экономия
затрат, но и своевременное обновление
продукции, появление на потребительском
рынке продукции, отличающейся новизной
от существующего товара. В этом случае
предприятия-ин-новаторы получают добавочную
прибыль за монополию на знания (так называемую
«научно-техническую ренту»).
Большую роль в усилении
самофинансирования предприятий и
фирм может сыграть отмена пошлин
на новейшие импортируемые оборудование
и технологии. Эту же задачу призвана
выполнять амортизационная политика,
которая должна строиться с учетом
рыночных условий и необходимости
ускоренного обновления производственно-технического
аппарата предприятий. Исключительно
важное значение для становления самофинансирования
инновационной деятельности предприятий
имеет льготное налогообложение, особенно
тех из них, которые инвестируют свои средства
в развитие сферы инноваций. Налоговая
политика должна быть такой, чтобы ее основной
функцией стало стимулирование инновационной
деятельности и на этой основе расширение
налоговой базы.
Развитие процесса
самофинансирования предполагает формирование
условий, способствующих рациональному
использованию накопленных средств,
предназначенных для инвестиционной
и инновационной деятельности. Чтобы
эти средства не расходовались на
покупку валюты, ценных бумаг, приобретениетоваров
производственного назначения, не передавались
на депозиты коммерческих банков, необходимо
институциональное обеспечение
их использования в качестве источника
производственных инвестиций и инноваций.
Этого можно достигнуть путем
создания специализированных инвестиционных
фондов и специальных счетов обновления
производства. Средства, накапливаемые
в них, целесообразно освободить
от налогов или ввести для них
льготное налогообложение. Такая мера
позволила бы государству концентрировать
необходимые ресурсы и направлять
их на инвестиционную и инновационную
деятельность.
Действительно, в
условиях высоких темпов инфляции сохраняются
возможности стимулирования инновационной
деятельности предприятий, в частности
посредством финансового лизинга,
не получившего пока достаточного распространения
в российской экономике. Переход
к рыночным отношениям выдвинул качественно
новые потребности в ускоренном
решении проблем финансирования
инновационной деятельности предприятий
с различной организационно-правовой
формой собственности
Важнейшим элементом
стимулирования инновационной деятельности
со стороны государства является
система контрактных отношений
между государственными институтами
в сфере научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок
(НИОКР).