Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:45, реферат
Целью данного реферата является изучение теоретических основ и комплекса мер, направленных на повышение глубины переработки морских биоресурсов Дальнего Востока.
Задачи поставленные для рассмотрения темы следующие:
исследовать морское биоразнообразие Дальнего Востока;
выявить возможности повышение глубины переработки морских биоресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Морские биоресурсы Дальнего Востока 4
1.1 Разнообразие биоресурсов Дальнего Востока: виды, размещение, возможность использования 4
1.2 Влияние цикличности природных событий на биоразнообразие 6
2. Проблемы использования биологических ресурсов Дальнего Востока 9
2.1 Повышение глубины переработки морских биоресурсов 9
2.2 Динамика финансирования рыбной промышленности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 19
Расчеты показывают, что в последние годы экспортная стоимость 1 т улова трески при использовании ее на филе в 1,4-1,5 раза выше, чем при направлении на выпуск потрошеной обезглавленной продукции. Однако, трудоемкость изготовления филе необесшкуренного машинной разделки выше в 1,63 раза, а обесшкуренного с дообработкой – примерно в 2 раза. Последний фактор, при малочисленности судовых экипажей, зачастую оказывается решающим – при высоких уловах большую валовую стоимость и прибыль можно иметь при переработке трески на обезглавленную потрошенную рыбу. Кроме этого треску разделанную легче реализовать, так как для зарубежных покупателей она является сырьем для дальнейшей переработки. Таким образом, с точки зрения частных коммерческих интересов, переработка трески и пикши на судах при высоких уловах на потрошеную обезглавленную рыбу является предпочтительной. Вследствие этого судовые филетировочные мощности используются лишь на 20%, а эффект от добычи и переработки морских биоресурсов уменьшается [11, c.203 ].
Из изложенного следует, что океаническое рыболовство на Европейском Севере не может выступать в качестве основного звена по наращиванию производства рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью. Это подтверждает и опыт стран с развитым морским рыболовством. Проблема высокотехнологичной переработки морских гидробионтов должна решаться комплексом: рациональное прибрежное рыболовство – береговые производства. Он менее затратен, не имеет жестких ограничений по площадям, трудовым ресурсам и вспомогательным материалам. Однако в нынешних условиях увеличение объема и ассортимента выпуска продукции глубокой переработки на береговых заводах сдерживается недостатком рыбного сырья по эффективным ценам (по ценам, которые позволяют выпускать рентабельную и ликвидную продукцию с высокой добавленной стоимостью). Основными поставщиками такого сырья и полуфабрикатов в современных условиях рыболовства на Северном бассейне должны стать суда прибрежного лова. Наше убеждение в этом, в частности, основывается на примере стран Северной Европы и норвежского рыболовства, где свыше 70% квот донных видов гидробионтов и большая часть пелагических рыб осваиваются и поставляются на береговые предприятия небольшими судами прибрежного лова и высокопроизводительными сейнер-траулерами.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие промышленной биотехнологии на период до 2020 года» существует несколько проектов, связанных с использованием гидробионтов и отходов от их переработки в целях производства биологически активных веществ (БАВ), пищевых и кормовых продуктов.
Строительство и модернизация флота – первоочередная задача рыбной промышленности. Существующий добывающий флот, занятый в прибрежном рыболовстве, экономически не эффективен и физически излишен.
Износ основных фондов рыбной промышленности высокий: в Приморском крае и Камчатской области более 50%. Это относится как к рыбопромысловому флоту, так и к рыбоперерабатывающим предприятиям. Возникшие и все нарастающие трудности с обновлением основных производственных фондов явились результатом резкого сокращения в 90-е годы государством инвестиций, а банковские кредиты из-за высоких процентных ставок для предприятий стали недоступными.
В настоящее время основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, размер которых недостаточен. Хотя в целом по стране, за период с 2000 г. по 2011 г. из года в год растут финансовые вложения и инвестиционная активность в рыбной отрасли, в том числе и на ДВ. Инвестиции в основной капитал в рыбной отрасли увеличились в 3,5 раза (с 2,2 млрд. рублей до 7,8 млрд. рублей). За этот период среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал составил 14,2 % (510 млн. рублей). Только за один 2011 год инвестиции в основной капитал в рыбной отрасли увеличились на 44,4 % (с 5,4 млрд. рублей до 7,8 млрд. рублей). Но этого недостаточно, т.к. любая модернизация, а тем более судостроение требует коллосальных финансовых затрат.
Таблица 2.1. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования рыбной промышленности основных рыбопромысловых субрегионов Дальнего Востока, млн. руб.
Субрегион |
2000 |
2001 |
2002 |
2004 |
2006 |
2008 |
2011 |
Приморский край |
566,8 |
324,2 |
294,5 |
320,1 |
469,3 |
305,2 |
1842,1 |
Хабаровский край |
85,4 |
85,4 |
17,6 |
19,1 |
28,0 |
46,3 |
277,55 |
Камчатская обл. |
537,0 |
271,6 |
218,5 |
237,5 |
348,2 |
574,5 |
1745,25 |
Магаданская обл. |
59,0 |
36,9 |
23,4 |
25,4 |
37,3 |
61,5 |
191,75 |
Сахалинская обл. |
326,1 |
371,6 |
243,3 |
264,4 |
387,7 |
639,7 |
1059,83 |
Итого |
1574,3 |
1089,7 |
797,3 |
866,6 |
1270,5 |
1627,2 |
5116,48 |
Примечание: Источник: [Информационно-аналитический обзор 2006; Рыбная промышленность Приморского края, 2007, Росрыболовство-официальный сайт].
Одним из главных условий эффективного и масштабного освоения биологических ресурсов моря является наличие современного добывающего флота, но положение с ним неблагополучно. Строительство рыболовных и транспортных судов на предприятиях Дальнего Востока как уже отмечалось резко сократилось. Из общего числа судов на долю промыслового флота приходится 82,3 %, обрабатывающего - 7,5 % и транспортного - 10,2 %
Возраст половины крупных и больших судов превышает нормативный срок эксплуатации (20 лет). Средний возраст судов - 21,6 лет. Средний возраст средних судов - 15,6 лет (нормативный срок – 18 лет). Сильнее всего изношены суда малотоннажного флота. Почти 72 % этих судов превысили нормативный срок эксплуатации (12 лет).
Слабость российского добывающего флота приводит к его вытеснению зарубежным флотом, который интенсивно наращивает свое присутствие в экономической зоне России. Суммарная мощность всего добывающего флота превышает возможности изъятия имеющихся сырьевых ресурсов рыбы и морепродуктов. Результатом такой практики уже наблюдается истощение наиболее ценных биоресурсов моря.
Российские рыбаки поставлены в сравнительно худшие экономические условия по отношению к своим иностранным конкурентам. Налоговая и таможенная системы стимулируют уход с внутреннего рынка. Дешевле в иностранных портах ремонт, услуги, ниже налоги, более льготен кредит. В иностранных портах оформление прихода и отхода, разгрузка судна, его снабжение занимает меньше времени.
В результате более 90 % наших рыбопромышленных предприятий кредитуется за границей, а затем по демпинговым ценам расплачивается рыбой. Поэтому флот перебазируется в иностранные порты, способствуя развитию рыбной отрасли и инфраструктуры зарубежных стран.
В развитых рыболовных странах рыбная отрасль дотируется. В США расходы по эксплуатации промыслового флота на 15 млрд. долларов превышают оптовую стоимость произведенной продукции. В Японии дотация на каждую тонну выловленной рыбы составляет 400 долларов США. Кроме этого государства проводят специальную протекционистскую политику в отношении рыболовства. Устанавливаются льготные цены на топливо, предоставляются льготные кредиты для строительства судов (2-6 % годовых или даже предоставляя беспроцентную ссуду), осуществляется государственное страхование, финансируются затраты на научные исследования и охрану рыбных ресурсов.
Источником инвестирования судостроения в сложившихся условиях могут стать средства от продажи рыбы иностранным рыбакам за счет квот приморских рыбаков. Другой путь инвестирования – открытие кредитных линий на строительство судов нового поколения. Гарантии, которыми могут быть удовлетворены иностранные инвесторы, предоставляются в виде имущества и высоколиквидных биоресурсов. Механизм возврата кредитов при этом должен опираться на инвестиционно-лизинговые проекты развития прибрежных рыбохозяйственных комплексов.
Подводя итоги можно отметить, что перспективы глубокой переработки биоресурсов ДВ базируются на следующих основных сложившихся внутренних факторах:
Приоритетным и первоочередным
направлением развития экономики освоения
и использования биоресурсов
Приморья является правильный выбор
структуры флота и
К тому же развитие марикультуры не ставит своей задачей первоначальное строительство или тотальную модернизацию флота. Окупаемость вложенных средств идет за счет реализации продукции с плантаций, которая происходит через 2–4 года после начала реализации проекта. Причем для непрерывного получения продукции и выхода предприятия на самоокупаемость и самофинансирования необходим длительный по времени инвестиционный период (3–4 года), в течении которого закладываются новые плантации, которые дают урожай на второй, третий и четвертый технологический циклы. Тем самым, марикультурное хозяйство соответствует по структуре технологического инвестиционного цикла животноводческому хозяйству, даже в случае культивирования макроводорослей. Изготовление высокотехнологичной продукции высокого качества, без потерь аминокислот и других элементов возможно только из свежего охлажденного сырья, которое можно добывать в прибрежье, а мороженную рыбу целесообразно использовать в качестве альтернативного сырья для обеспечения ритмичности в работе заводов.
Решения, которые можно предложить для достижения данных величин, состоят в следующем:
Морские биотехнопарки могут служить основой для создания и управления на научно-инновационной основе создаваемой отрасли народного хозяйства.
Т.е. улучшить глубину переработки можно за счет развития рационального прибрежного рыболовства и береговой переработки уловов, но для этого необходимо совершенствование нормативной и законодательной базы, изменение приоритетов и конечно технического оснащения и переоборудования отрасли.
Проблемы, существующие в рыбопромышленном комплексе, являются достаточно острыми уже долгое время:
Информация о работе Повышение глубины переработки морских биоресурсов Дальнего Востока