Повышение глубины переработки морских биоресурсов Дальнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание

Целью данного реферата является изучение теоретических основ и комплекса мер, направленных на повышение глубины переработки морских биоресурсов Дальнего Востока.
Задачи поставленные для рассмотрения темы следующие:
исследовать морское биоразнообразие Дальнего Востока;
выявить возможности повышение глубины переработки морских биоресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Морские биоресурсы Дальнего Востока 4
1.1 Разнообразие биоресурсов Дальнего Востока: виды, размещение, возможность использования 4
1.2 Влияние цикличности природных событий на биоразнообразие 6
2. Проблемы использования биологических ресурсов Дальнего Востока 9
2.1 Повышение глубины переработки морских биоресурсов 9
2.2 Динамика финансирования рыбной промышленности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 19

Работа состоит из  1 файл

Повышение глубины переработки морских биоресурсов ДВ.doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)

Расчеты показывают, что  в последние годы экспортная стоимость 1 т улова трески при использовании ее на филе в 1,4-1,5 раза выше, чем при направлении на выпуск потрошеной обезглавленной продукции. Однако, трудоемкость изготовления филе необесшкуренного машинной разделки выше в 1,63 раза, а обесшкуренного с дообработкой – примерно в 2 раза. Последний фактор, при малочисленности судовых экипажей, зачастую оказывается решающим – при высоких уловах большую валовую стоимость и прибыль можно иметь при переработке трески на обезглавленную потрошенную рыбу. Кроме этого треску разделанную легче реализовать, так как для зарубежных покупателей она является сырьем для дальнейшей переработки. Таким образом, с точки зрения частных коммерческих интересов, переработка трески и пикши на судах при высоких уловах на потрошеную обезглавленную рыбу является предпочтительной. Вследствие этого судовые филетировочные мощности используются лишь на 20%, а эффект от добычи и переработки морских биоресурсов уменьшается [11, c.203 ].

Из изложенного следует, что океаническое рыболовство на Европейском Севере не может выступать в качестве основного звена по наращиванию производства рыбопродукции с высокой добавленной стоимостью. Это подтверждает и опыт стран с развитым морским рыболовством. Проблема высокотехнологичной переработки морских гидробионтов должна решаться комплексом: рациональное прибрежное рыболовство – береговые производства. Он менее затратен, не имеет жестких ограничений по площадям, трудовым ресурсам и вспомогательным материалам. Однако в нынешних условиях увеличение объема и ассортимента выпуска продукции глубокой переработки на береговых заводах сдерживается недостатком рыбного сырья по эффективным ценам (по ценам, которые позволяют выпускать рентабельную и ликвидную продукцию с высокой добавленной стоимостью). Основными поставщиками такого сырья и полуфабрикатов в современных условиях рыболовства на Северном бассейне должны стать суда прибрежного лова. Наше убеждение в этом, в частности, основывается на примере стран Северной Европы и норвежского рыболовства, где свыше 70% квот донных видов гидробионтов и большая часть пелагических рыб осваиваются и поставляются на береговые предприятия небольшими судами прибрежного лова и высокопроизводительными сейнер-траулерами.

В рамках федеральной  целевой программы «Развитие  промышленной биотехнологии на период до 2020 года» существует несколько проектов, связанных с использованием гидробионтов и отходов от их переработки в целях производства биологически активных веществ (БАВ), пищевых и кормовых продуктов.

 

 

2.2 Динамика финансирования рыбной промышленности

 

Строительство и модернизация флота – первоочередная задача рыбной промышленности. Существующий добывающий флот, занятый в прибрежном рыболовстве, экономически не эффективен и физически  излишен.

Износ основных фондов рыбной промышленности высокий: в Приморском крае и Камчатской области более 50%. Это относится как к рыбопромысловому флоту, так и к рыбоперерабатывающим предприятиям. Возникшие и все нарастающие трудности с обновлением основных производственных фондов явились результатом резкого сокращения в 90-е годы государством инвестиций, а банковские кредиты из-за высоких процентных ставок для предприятий стали недоступными.

В настоящее время  основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, размер которых недостаточен. Хотя в  целом по стране, за период с 2000 г. по 2011 г. из года в год растут финансовые вложения и инвестиционная активность в рыбной отрасли, в том числе и на ДВ. Инвестиции в основной капитал в рыбной отрасли увеличились в 3,5 раза (с 2,2 млрд. рублей до 7,8 млрд. рублей). За этот период среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал составил 14,2 % (510 млн. рублей). Только за один 2011 год инвестиции в основной капитал в рыбной отрасли увеличились на 44,4 %  (с 5,4 млрд. рублей до 7,8 млрд. рублей). Но этого недостаточно, т.к. любая модернизация, а тем более судостроение требует коллосальных финансовых затрат.

 

Таблица 2.1. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования рыбной промышленности основных рыбопромысловых субрегионов Дальнего Востока, млн. руб.

Субрегион

2000

2001

2002

2004

2006

2008

2011

Приморский край

566,8

324,2

294,5

320,1

469,3

305,2

1842,1

Хабаровский край

85,4

85,4

17,6

19,1

28,0

46,3

277,55

Камчатская обл.

537,0

271,6

218,5

237,5

348,2

574,5

1745,25

Магаданская обл.

59,0

36,9

23,4

25,4

37,3

61,5

191,75

Сахалинская обл.

326,1

371,6

243,3

264,4

387,7

639,7

1059,83

Итого

1574,3

1089,7

797,3

866,6

1270,5

1627,2

5116,48


Примечание: Источник: [Информационно-аналитический обзор 2006; Рыбная промышленность Приморского края, 2007, Росрыболовство-официальный сайт].

 

Одним из главных условий  эффективного и масштабного освоения биологических ресурсов моря является наличие современного добывающего  флота, но положение с ним неблагополучно. Строительство рыболовных и транспортных судов на предприятиях Дальнего Востока как уже отмечалось резко сократилось. Из общего числа судов на долю промыслового флота приходится 82,3 %, обрабатывающего - 7,5 % и транспортного - 10,2 %

Возраст половины крупных и больших судов превышает нормативный срок эксплуатации (20 лет). Средний возраст судов - 21,6 лет. Средний возраст средних судов - 15,6 лет (нормативный срок – 18 лет). Сильнее всего изношены суда малотоннажного флота. Почти 72 % этих судов превысили нормативный срок эксплуатации (12 лет).

Слабость российского  добывающего флота приводит к  его вытеснению зарубежным флотом, который интенсивно наращивает свое присутствие в экономической  зоне России. Суммарная мощность всего  добывающего флота превышает возможности изъятия имеющихся сырьевых ресурсов рыбы и морепродуктов. Результатом такой практики уже наблюдается истощение наиболее ценных биоресурсов моря.

Российские рыбаки поставлены в сравнительно худшие экономические  условия по отношению к своим иностранным конкурентам. Налоговая и таможенная системы стимулируют уход с внутреннего рынка. Дешевле в иностранных портах ремонт, услуги, ниже налоги, более льготен кредит. В иностранных портах оформление прихода и отхода, разгрузка судна, его снабжение занимает меньше времени.

В результате более 90 % наших  рыбопромышленных предприятий кредитуется  за границей, а затем по демпинговым  ценам расплачивается рыбой. Поэтому  флот перебазируется в иностранные  порты, способствуя развитию рыбной отрасли и инфраструктуры зарубежных стран.

В развитых рыболовных странах рыбная отрасль дотируется. В США расходы по эксплуатации промыслового флота на 15 млрд. долларов превышают оптовую стоимость произведенной продукции. В Японии дотация на каждую тонну выловленной рыбы составляет 400 долларов США. Кроме этого государства проводят специальную протекционистскую политику в отношении рыболовства. Устанавливаются льготные цены на топливо, предоставляются льготные кредиты для строительства судов (2-6 % годовых или даже предоставляя беспроцентную ссуду), осуществляется государственное страхование, финансируются затраты на научные исследования и охрану рыбных ресурсов.

Источником инвестирования судостроения в сложившихся условиях могут стать средства от продажи рыбы иностранным рыбакам за счет квот приморских рыбаков. Другой путь инвестирования – открытие кредитных линий на строительство судов нового поколения. Гарантии, которыми могут быть удовлетворены иностранные инвесторы, предоставляются в виде имущества и высоколиквидных биоресурсов. Механизм возврата кредитов при этом должен опираться на инвестиционно-лизинговые проекты развития прибрежных рыбохозяйственных комплексов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги можно отметить, что  перспективы глубокой переработки биоресурсов ДВ базируются на следующих основных сложившихся внутренних факторах:

  • широкий видовой состав гидробионов с большим ресурсным потенциалом сырьевой базы;
  • наличие достаточного потенциала местных судостроительных мощностей, их готовность выполнять программу строительства судов, наличие разработанных проектов перспективных судов для освоения местных биоресурсов;
  • достаточность потенциала трудовых ресурсов специалистов, рыбаков, обладающих большим опытом рыбохозяйственной практики. Широкая сеть учебных заведений по повышению квалификации и подготовки новых кадров;
  • необходимость развития культурного морепользования как фактора, противодействующего имеющемуся промысловому прессу и загрязнению прибрежных вод промышленными и бытовыми стоками, и как средства сохранения среды обитания человека;
  • потребность сохранения и возражения потенциала потребительского спроса на продукцию из сырца биоресурсов Японского моря, сегментация внутренних и зарубежных рынков;
  • актуальность многофакторного развития социально-экономического уклада края, изначально основанного на специализированной отрасли и др.

Приоритетным и первоочередным направлением развития экономики освоения и использования биоресурсов  Приморья является правильный выбор  структуры флота и строительство  добывающих судов, обеспечивающих достаточную эффективность промысла в условиях рыночной экономики.

К тому же развитие марикультуры не ставит своей задачей первоначальное строительство или тотальную модернизацию флота. Окупаемость вложенных средств идет за счет реализации продукции с плантаций, которая происходит через 2–4 года после начала реализации проекта. Причем для непрерывного получения продукции и выхода предприятия на самоокупаемость и самофинансирования необходим длительный по времени инвестиционный период (3–4 года), в течении которого закладываются новые плантации, которые дают урожай на второй, третий и четвертый технологический циклы. Тем самым, марикультурное хозяйство соответствует по структуре технологического инвестиционного цикла животноводческому хозяйству, даже в случае культивирования макроводорослей. Изготовление высокотехнологичной продукции высокого качества, без потерь аминокислот и других элементов возможно только из свежего охлажденного сырья, которое можно добывать в прибрежье, а мороженную рыбу целесообразно использовать в качестве альтернативного сырья для обеспечения ритмичности в работе заводов.

Решения, которые можно  предложить для достижения данных величин, состоят в следующем:

  • Развитие марикультуры через создание системы морских биотехнопарков на побережье всего Дальнего Востока РФ;
  • Принятие федерального закона «Об аквакультуре»;
  • Организация сертификации и мониторинга морских акваторий по токсичным микроводорослями и производимой продукции по биотоксинам (Центр создан в ИБМ ДВО РАН).

Морские биотехнопарки могут служить основой для создания и управления на научно-инновационной основе создаваемой отрасли народного хозяйства.

Т.е. улучшить глубину переработки можно за счет развития рационального прибрежного рыболовства и береговой переработки уловов, но для этого необходимо совершенствование нормативной и законодательной базы, изменение приоритетов и конечно технического оснащения и переоборудования отрасли.

Проблемы, существующие в рыбопромышленном комплексе, являются достаточно острыми уже долгое время:

  • необходимость получения в отрасли максимальных выгод;
  • приоритетную поддержку переработки рыбы внутри страны;
  • стимулирование легального промысла и переработки ресурсов внутри страны;
  • неудовлетворительное состояние портов, рыболовного флота, его пополнения за счет устаревших иностранных судов;
  • необходимость создания экономических стимулов эффективного обслуживания рыбодобывающих судов в российских портах;

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

  1. В.Я. Ром, В.П. Дронов, И.И. Баринова География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы, Учебник.- Дрофа.-2008.- 288 с.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) // Вылегжанин А.Н. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами: теория и документы / А.Н. Вылегжанин, В.К. Зиланов. - М.: Экономика, 2000. -С. 85-86.
  3. Концепция развития рыбного хозяйства РФ па период до 2020 г. / Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. М., 2003.
  4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВСТВА В ПРИМОРСКИХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА/ Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. М., 2009.
  5. Лоскутов В.И. Приоритеты береговой рыбообработки стратегическое направление развития рыбной отрасли // Рыбные ресурсы. -2006. -№ 3. - с. 13.
  6. Малоиспользуемые объекты промысла в прибрежном рыболовстве/ О.Н.Заболотский, В.Ф.Толкачева // Рыбное хозяйство. – 2011. – №2. – С 79-81.
  7. Масленников, С.И., “Перспективы развития марикультуры: проблемы и пути их решения,” Природа без границ: Материалы I Международного экологического форума. Владивосток, 7–9 июня 2006. Владивосток: Изд-во Дальнвост. ун-та, Ч. 1. С. 261–267, 2006.
  8. Масленников, С.И., “Развитие морской аквакультуры на побережье Дальневосточных морей России через систему создания морских биотехнопарков,” Эффективные механизмы инновационного развития Дальневосточного региона России и стран АТР, сборник докладов науч-практич. конференц., Владивосток, 15 ноября 2006. Владивосток: ДВО РАН, С. 104–109
  9. О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов: Постановление Правительства Рос. Федерации от 20 ноября 2003 г., N 704 (ред. от 23.01.2004) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2003. -N 47. -Ст. 553.
  10. Почему не растет «валютоемкая» рыба? / А.М.Васильев, О.Н.Заболотский // Рыбное хозяйство. – 2010. - №3. – С.31-33
  11. Прибрежное рыболовство и экономика региона: Монография / А.М.Васильев, О.Н.Заболотский. – Апатиты: КНЦ РАН, 2011. – 111 с.
  12. Продовольственный рынок Приморского края. 2009: Комплексный доклад / Приморскстат, 2009.
  13. Развитие рыбохозяйственной деятельности в прибрежных поселениях Мурманской области / О.Н.Заболотский // Рыбное хозяйство. – 2012. – №1
  14. Рыбохозяйственный комплекс Приморья 2008: Сборник с аналитической запиской / Приморскстат, 2009.
  15. Системная экология (Применение системного анализа в экологии): Методические указания для студентов специальности «Биоэкология» / Сост. Д. И. Башмаков. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 32 с.
  16. Тупикина Е.Н. О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11 – стр. 57-58 URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article& article_id=2426 (дата обращения: 10.02.2013).
  17. Социально-экономические аспекты развития рыбного хозяйства в зоне Арктики / А.М.Васильев, О.Н.Заболотский // Известия Коми научного центра РАН. – 2010. – №3. – С. 88-95
  18. Шевченко В.В. Монаков М.Б. Сравнительные оценки энергозатрат российского и зарубежных рыбопромысловых флотов на промысле ценных и технических видов рыб/ В.В.Шевченко, М.Б. Мопаков // Рыбные ресурсы. -2005. -№ 4. -С. 24-26.

Информация о работе Повышение глубины переработки морских биоресурсов Дальнего Востока