Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:25, статья
Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.
Применение прямого государственного регулирования в сфере малого инновационного бизнеса
Селезнев В.А., студент 5 к., МО
Коровина Т.В., студент 5 к., МО
Одна из важных задач процветания бизнеса, это введение инноваций. Чем уникальнее продукт или пути его производства, тем успешнее предприятие. Инновация подразумевает собой основанное на научном исследовании и реализованное на рынке новшество. Малый бизнес, в определенной степени, сам по себе уже является инновационным.
Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.
Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров многочисленных НИИ. В США 55% новых товаров создано на предприятиях малого бизнеса. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий. Это особый и еще мало развитый в России бизнес. К его особенностям относятся:
• высокий риск;
• долгий путь от идеи до ее реализации в виде коммерческого продукта или услуги;
• низкая выживаемость
новых малых инновационных
• неразвитое состояние рынка высоких технологий в России;
• инновационная невосприимчивость российской промышленности в настоящее время.
Высокий инновационный
потенциал малого бизнеса в России
используется недостаточно. По оценкам
Департамента поддержки и развития
малого предпринимательства правительс
Данные о развитии малого бизнеса в развитых странах в последние десятилетия XX в. позволяют считать малый бизнес важным фактором экономического роста. В России, в условиях усиления конкуренции, встраивания российских предприятий в систему мирохозяйственных отношений роль малого бизнеса в инновационной деятельности может стать очень существенной. Именно при динамичных структурных изменениях в экономике в наибольшей степени проявляются и преимущества малого бизнеса и потребность в нем со стороны крупных компаний.
В настоящее время все развитые страны рассматривают возможности инновационного пути развития за счет мировых научных достижений, полученных в течение многих столетий. Ограниченные ресурсы, направляемые на инновации, требуют сосредоточения только на некоторых направлениях развития из большого числа возможностей. Поэтому формирование приоритетов национального научно-технического развития входит в политику всех этих стран. При выборе приоритетов государственным органам следует ориентироваться на вид инноваций, а именно либо на базисные, либо на улучшающие инновации. Проще определиться с улучшающими инновациями, которые направлены на развитие и улучшение существующих товаров, услуг и технологий.
Сегодняшняя научно-техническая политика федеральных российских властей во многом направлена на инновационный путь развития. Разработан и принят ряд правовых документов, нацеленных на развитие научно-технических разработок и их внедрение. К таким документам, например, относятся следующие.
- Концепция социально-
- Федеральный
закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ
«О Российской корпорации
- Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии";
- Федеральный закон от 22 июля 2005 г. NO 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г.);
- Федеральная
целевая программа «
- Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы».
Эти принятые и
разрабатываемые правовые акты в
той или иной степени касаются
государственных приоритетов
Итак, допустим,
что интерес к инновациям вызван, стимул
у предпринимателя появился. Теперь ему,
непременно, необходимы средства на реализацию
всего задуманного. Проблема малых инновационных
предприятий, у которых есть достаточно
серьезный интеллектуальный потенциал,
как правило, заключается в том, что для
создания опытных образцов им необходима
дорогостоящая материально-техническая
база. Вопрос: где взять деньги? На данный
момент существуют несколько способов
финансовой поддержки малого инновационного
бизнеса:
А) Кредитование. Банки, по вполне понятным
причинам, крайне редко кредитую малый
бизнес, а инновационный тем более. Все
логично: инноватика – достаточно рискованная
сфера. Здесь крайне сложно предугадать
степень окупаемости, прибыльности разработки.
Б) Частные инвесторы, вкладывающих личные
средства в рискованные проекты: предприятия
на ранней стадии развития или инновационные
идеи с минимальным технико-экономическим
обоснованием.
В) Венчурные фонды .В качестве альтернативы:
сотрудничество с Фондом содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере.
Г) Поддержка Фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере. Это государственная некоммерческая
организация, образованная Постановлением
Правительства Российской Федерации от
3 февраля 1994 года. Среди основных задач
Фонда - «оказание прямой финансовой, информационной
и иной помощи малым инновационным предприятиям,
реализующим проекты по разработке и освоению
новых видов наукоемкой продукции и технологий
на основе принадлежащей этим предприятиям
интеллектуальной собственности» .На
настоящее время профинансировано более
4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. рублей.
Не менее важная проблема финансового
характера - инфляция. Общеизвестно, что
в последнее время наметились некоторые
улучшения в этом отношении, однако на
инновационном бизнесе сильно сказывается
любое изменение. Каждый инновационный
цикл (от начальной стадии до развитого
предприятия) занимает в среднем 3-5 лет.
За это время первоначальное бизнес-планирование
оказывается «устаревшим». Постоянные
изменения не дают возможности с точностью
предугадать, к примеру, производственные
расходы.
Список использованной литературы:
1. Бланк И.А.Финансовый менеджмент. – Киев.: Ника-Центр, 2003.
2. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2003.
3. Кокурин Д.И.
Инновации в современной
3. http//www.fasie.ru
4. http://www.consultant.ru/