Министерство
образования и науки.
ГОУ ВПО Уральская
государственная юридическая академия
Институт
юстиции
Кафедра информационного
права и естественно-научных дисциплин
ДОКЛАД
по дисциплине:
Информационные технологии в юридической
деятельности
на тему: “Проблемы
формирования информационного общества”
Выполнил: студент группы 117
Семенов Александр Александрович
Научный руководитель:
Дженакова Екатерина Всеволодовна
Екатеринбург - 2011
Современный этап
развития общества характеризуется
возрастающей ролью информационной
сферы, являющейся системообразующим
фактором жизни человечества. Информационная
сфера - сфера общественной жизни,
образуемая совокупностью: субъектов
информационного взаимодействия; собственно
информации; информационной инфраструктуры
и общественных отношений в
связи с формированием, передачей,
распространением и хранением
информации, обменом информацией
внутри общества. Информационная
сфера оказывает огромное влияние
на социальную и политическую
составляющие. В ходе перманентного
технического прогресса это влияние
будет неуклонно возрастать и
играть определяющую роль в
становлении информационного общества,
общества 21 века. Устойчивость такого
общества основывается на стимулирующих
развитие человека демократических
ценностях, таких как свободный
обмен информацией и знаниями.
В рамках сложившейся
политической системы одним из
основных международных принципов,
регулирующих наиболее важные
для данной ступени цивилизации
межгосударственные отношения, является
принцип уважения прав, свобод
и интересов человека. Интересы
личности в информационной сфере
заключаются в реализации конституционных
прав человека и гражданина
на доступ к информации, на
использование информации в интересах
осуществления не запрещенной
законом деятельности, физического,
духовного и интеллектуального
развития, а также в защите
информации, обеспечивающей личную
безопасность. Информационный «голод»
и связанное с ним состояние
неопределенности в окружающей
действительности становятся главным
диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим
сознание. В связи с этим имеется
насущная необходимость в становлении
и образовании информационного
общества. Вполне определенно можно
сказать, что информационное общество,
как и любое другое общество
со своими показателями, по
которым его возможно идентифицировать,
обладает конкретными признаками. Мы живем
в постиндустриальной экономической системе,
где лимитирующим фактором является информация,
а господствующим классом – собственники
информации. Понимание этого факта имеет
важное значение, оказывающее непосредственное
влияние на решение задачи определить
и понять признаки информационного общества.
На мой взгляд, логически верным представляется
выделение Ракитовым А. И. признаков информационного
общества в следующие три группы:
- создается сеть
гигантских взаимосвязанных накопителей
знания – общедоступных банков
знаний и данных. Доступ к этим
банкам из любой точки страны
и для любого гражданина в
минимальный интервал времени
гарантируется законом и наличием
необходимых технических средств.
С этой целью необходима четкая
регламентация в законодательстве
гарантий реализации права на поиск,
получение, передачу и использование
информации;
- большинство трудящихся
занято в сфере услуг и производства
информации;
- информация здесь
становится товаром и наряду
с информационной технологией
занимает ключевое место в
экономике страны.
Сегодня особенно
актуальными являются задачи
по разработке и анализу некоторых
баз данных, хранящихся в той
или иной структуре, с целью
совершенствования человеческой
деятельности. Для решения намеченных
задач необходимо постепенно
создавать единое информационное
пространство административных
органов федерального, регионального
и районного уровней и других
заинтересованных организаций.
Информатизация как
социально-экономический и научно-технический
процесс оказывает революционное
воздействие на образ жизни
людей; влияет на процесс образования
и работы; становится важным стимулом
развития мировой экономики; дает
возможность всем частным лицам,
фирмам и сообществам, занимающимся
предпринимательской деятельностью,
более эффективно и творчески
решать экономические и социальные
проблемы, стоящие перед ними. Информатизация
в конечном ее завершении –
формировании информационного общества
– предполагает и удовлетворение потребностей
социально активной части населения в
информационном взаимодействии. Рассматривая
положительные стороны информатизации,
нельзя не говорить о том, что этот процесс
на данном этапе связан с различными трудностями,
наблюдающимися в настоящее время и к
которым можно отнести следующие:
- противоречивость
и неразвитость правового регулирования
общественных отношений в информационном
пространстве, что затрудняет поддержание
необходимого баланса интересов
личности, общества и государства,
а также формирование на территории
России конкурентоспособных российских
информационных агентств и средств
массовой информации;
- необеспеченность
прав граждан на доступ к
информации;
- манипулирование
информацией, что ведет к дестабилизации
социально-политической обстановки
в обществе;
- нечеткость при
проведении государственной политики
в области формирования российского
информационного пространства;
- недостаточность
государственной поддержки деятельности
российских информационных агентств
по продвижению их продукции
на зарубежный информационный
рынок;
- ухудшение ситуации
с обеспечением сохранности сведений,
составляющих государственную тайну;
- отставание отечественных
информационных технологий вынуждает
органы власти и управления
идти по пути закупок импортной
техники и привлечения иностранных
фирм;
- утечка информации
по техническим каналам;
- противоправное применение
специальных средств воздействия
на индивидуальное, групповое и
общественное сознание.
Одной из составляющих
национальных интересов Российской
Федерации в информационной сфере
является защита информационных
ресурсов от несанкционированного
доступа, обеспечение безопасности
информационных и телекоммуникационных
систем, как уже развернутых, так
и создаваемых на территории
России. Информационная безопасность
как главнейшее направление государственной
политики в информационной сфере
может быть подвержена (и подвергается)
различным видам угроз. Среди
них существует такая угроза
как манипулирование информацией
(дезинформация, сокрытие или
искажение информации). В нашу
эпоху российские средства массовой
информации научились красиво
излагать самые ужасные новости,
навязывая исподволь свою точку
зрения на случившееся. Они
переняли у Запада опыт и
принципы преподнесения информации
рядовому человеку, когда главное
– не сообщение как таковое,
а то, что остается за кадром,
нечто вроде 25-го кадра. «Информационщики»
умело используют этот способ воздействия,
формируя общественное мнение и преподнося
готовые формы поведения в той или иной
ситуации. Манипуляция общественным сознанием
является самой серьезной угрозой информационной
безопасности личности и общества. На
мой взгляд, единственным способом устранения
этой угрозы должно стать четкое законодательное
регулирование отношений в сфере массовой
информации. В противном случае, манипулирование
информацией будет оказывать дальнейшее
разрушающее воздействие и вести к дестабилизации
социально-политической обстановки в
обществе.