Проблемы мотивации инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:05, доклад

Описание

В США и других западных странах малый бизнес к 80-ым годам был признан одним из важнейших компонентов инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит процветания экономики в долгосрочной перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Мотивация развития инновационной деятельности.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

ПРОБЛЕМЫ  МОТИВАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

       В США и других западных странах  малый бизнес к 80-ым годам был  признан одним из важнейших компонентов  инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит  процветания экономики в долгосрочной перспективе.

       В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных  учреждениях, управляемых посредством  волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

       Инновационный бизнес - наиболее уязвимая часть российского  малого бизнеса.

       Процесс создания научно-технических нововведений (инноваций) объединяет науку, технику, предпринимательство и управление.

       Инновация - это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае, если оно ориентирована на экономическую выгоду ее результатом является добавочная прибыль. Инновация - сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга. Именно это и позволяет различным типам фирм занять в нем соответствующее место.

       Практика  поддержки малого инновационного бизнеса (опыт США)

       Во  многих промышленно развитых странах  мелким и средним фирмам для инновационных  целей предоставляются на законодательной  основе налоговые льготы, а также  льготные кредиты для инвестиций рискового капитала, выплаты из различных  специальных фондов, создающие в совокупности мощные стимулы для успешной  реализации инновационных проектов.

       Ведущая роль в этом отношении  принадлежит США, где вообще действует гибкая система управления инновационной деятельностью.  

       К наиболее эффективным способам поддержки малого и среднего бизнеса в США относятся:                               

       -  предоставление налоговых льгот;     

       -  специальные кредиты для новых малых предприятий или расширяющих производство;                           

       -  прямая финансовая помощь государства;                                    

       -  создание сети консультационных центров, предоставляющих консультации в правовой, налоговой, финансовой, экспортных сферах и в области маркетинга;

       -  частичное финансирование заработной платы работников малых и средних фирм, занимающихся научными и  техническими исследованиями;                

       -  создание центров развитой технологии, на коммерческой основе (с частично финансовой помощью государства),  предоставляющих малым и средним предприятиям оборудование или лаборатории. 

       Административный  механизм включает различные формы  обязательном участия ряда федеральных  агентств и ведомств в распределении  бюджетных средств в пользу мелких инновационных фирм. Экономический  механизм формируется через экономические (в первую очередь налоговые) рычаги воздействия на частный капитал для привлечения его к финансированию инновационной деятельности мелких фирм. В основном эго делается через компании венчурного каптала. Бюджетное финансирование осуществляется не только посредством безвозвратного субсидирования; малым предприятиям предоставляются льготные займы, с ними заключаются контракты на разработку новой продукции и технологий.

       В целом малый бизнес США получает около 4% общих федеральных средств  выделяемых на НИОКР. При этом государство в той или иной степени финансирует до трети расходов мелких фирм на исследования и разработки, используя при этом каналы Администрации по делам малого бизнеса и Национальный научный фонд.  Национальный научный фонд сегодня уделяет очень большое внимание созданию центров поддержки малого инновационного бизнеса, особенно поддержки начальных этапов инноваций. При этом финансовое содействие оказывается не только уже действующим фирмам, но и независимым изобретателям. Средства из фондов, которыми распоряжаются центры, предоставляются:

       -          на поиск новых идей и оценку их потенциальных возможностей;

       -          на рыночные исследования и начальную разработку идеи;

       -          на создание образца нового изделия;

       -          на подготовку коммерческой реализации нововведения.

       Центры  поддержки финансируются из средств  федерального бюджета (примерно на половину), а также из бюджетов штатов, местных  университетов, промышленных корпораций и добровольных пожертвований. Такие  центры существуют во всех штатах США.

       Несколько иначе финансируются программы  предоставления льготных займов, осуществляемые Администрацией по делам малого бизнеса:

       - в виде прямых займов;

       - долевого участия в займах  коммерческих банков;

       - гарантирования займов коммерческих банков.

       Прямые  займы предоставляются Администрацией из собственных кредитных источников. Размер одного займа не превышает 150 тысяч долларов. Максимальная ставка - 7% 

       (у  коммерческих банков не менее  12%).

       Практика  поддержки малого инновационного бизнеса

       (опыт  Израиля)

       Ведущая  роль  государства   в  финансировании  закреплена израильским законом о поощрении исследований и    разработок.  Большую роль  в поддержке  инновационных проектов  играют  правительственные университеты, которые либо непосредственно разрабатывают исследовательские проекты по  заказам  фирм,  либо  образуют   с  ними коммерческие  компании   для  внедрения  своих разработок в промышленность.  Крупные   промышленные   и  университетские   центры  Израиля  образовали  технопарки,   весьма   капиталоемкие  и  недостаточно гибкие.  Более предпочтительными  стали  малые,  но  весьма  эффективные формы соединения науки с  производством,    получившие   название "инкубаторов"  или  "теплиц"  для  инновации.  Это  небольшие исследовательские   фирмы,   помещаемые   в  условия,  аналогичные   специальным   промышленным паркам, где уже есть  вся необходимая инфраструктура, а  также исследовательское  и  опытно-внедренческое оборудование.                                   

       Задача  инкубаторов (теплиц)  - помочь становление малого бизнеса с минимальными  издержками.   Так,  арендная   плата   за  помещения   для них  гораздо  ниже  рыночной.  Дирекция теплиц   может   централизованно получать  различные   услуги,  помощь   в  поиске  источников финансирования и  др. Здесь  реализуются  знания  и  опыт  ученых  и специалистов  в  укреплении  технологической  и  индустриальной инфраструктуры  страны.  С  помощью  “теплиц” создается  промышленная  база для  внедрения  изобретений  и  инновационных   идей  на  самой  ранней стадии  разработки,  связанной  с  наибольшим   риском.  "Теплица" берет  на себя  формирование коллектива  исследователей,  проверку  идеи на осуществимость,   изучение   рынка,  составление  детального  бизнес-плана. Срок  разработки  проекта в  “теплице” ограничен.  По  его  завершению проект должен  обрести  способность  развиваться самостоятельно.                            

       Инкубатор типа   “теплицы”   имеет  статус самостоятельного юридического лица (как правило, это ассоциация или  некоммерческая компания), деятельность  которой регулируется общественным комитетом. В каждой "теплице" может  одновременно разрабатываться 10-20 проектов. В течение первых двух лет на  разработку проекта выделяется сумма,  покрывающая 100% расходов. Если начальная стадия разработки  заканчивается успешно, могут быть предоставлены и более крупные субсидии.

       Принято считать, что мотивацией всех видов  предпринимательской деятельности является получение предпринимательского дохода или прибыли. Такой подход не учитывает важнейших качественных изменений, происходящих по мере увеличения риска: в нем наиболее мотивированной являлась бы деятельность в инновационном предпринимательстве с ожиданием наибольшего дохода (см. рис. 1, кривая 2). Математическое ожидание, равное произведению дохода на величину вероятности его получения (остатка от единицы за вычетом размера риска), также подтверждает этот вывод, так как именно инновации выступают в качестве главного движителя экономического роста.

       В действительности на развитие предпринимательства по видам влияет сложная связь величины ожидаемого результата, вероятность его получения и математического ожидания. Сравнительно небольшой доход в области малых рисков компенсируется высокой вероятностью его получения, что является мощным мотивом для участия в бизнесе хозяйствующих субъектов. Можно сказать, что области предпринимательства, в которых выигрывает большинство участников, привлекают к себе повышенное количество желающих участвовать в игре.

       По  мере приближения к правому флангу повышается привлекательность ожидаемого результата, однако математическое ожидание растет медленнее из-за низкой вероятности его получения. Чрезвычайно высокие риски распространяются на всех участников «игры», в которой выигрывают лишь немногие. И хотя благодаря им выигрывает вся экономика, высокие риски ограничивают мотивацию к участию в деятельности на правом фланге.

       Величина  и изменение рисков решающим образом  обуславливают необходимость применения разных подходов к воздействию внешней среды на их регулирование. В мало- и среднерисковых видах деятельности весь риск ложится на предпринимателей, для которых внешняя среда (государство) устанавливает так называемые «правила игры» в части регистрации, налогообложения, регулирования фондовой и экономической деятельности, участия финансовых и инвестирующих учреждений.

       При высоких рисках этих правил недостаточно. Главным становится усиление мотивации  посредством распределения рисков между участниками инновационной деятельности и исключения катастрофических потерь для непосредственных инноваторов в случае недостижения ими ожидаемого результата.

       В станах с развитыми рыночными  отношениями эта проблема решается разными способами, но в их основе заложены два направления: во-первых, использование преимуществ крупных диверсифицированных компаний и корпораций, во-вторых, создание сети небольших специализированных фирм и системы их инфраструктурного обслуживания. Сошлемся, к примеру, на опыт США.

       Преимущество  корпораций – организационное объединение и высокая концентрация материальных, интеллектуальных и финансовых  ресурсов, - позволяют практически самостоятельно решать большинство инновационных проблем.  Венчурные предприятия или другие организационные формы, создаваемые в составе корпораций на период выполнения инновационных этапов, финансируются из средств корпораций, а менеджеры-руководители проектов рискуют в инновационной деятельности не своим состоянием, а возможностью потерять работу в случае неудачного результата.

       Действующие в составе технополисов и технологических  парков, а также в виде самостоятельных  предприятий, большинство инжиниринговых фирм финансируются за счет покупателей  инновационной продукции, а венчурных  фирм, создаваемых для выполнения  более ранних этапов инновационного процесса, - из средств различных бюджетных и внебюджетных финансовых фондов. Известно, что 8-9 фирм из каждых 10 ежегодно закрываются, не получив ожидаемого результата, но они не разоряются, а сохраняют потенциал для участия в новых проектах. Погашательное финансирование является мощным мотивом для развития венчурного предпринимательства. Кроме того, действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения материально-технического обеспечения и обслуживания, благотворительных фондов и ассоциаций, активно и разнообразно поддерживающих малое предпринимательство.

       В нашей стране отдельные исследователи  инновационной деятельности в качестве признаков, характеризующих её подъём, приводят три аргумента: организация финансово-промышленных групп (ФПГ), рост количества малых предприятий и создание всевозможных внебюджетных фондов. Несостоятельность этих аргументов показана в ряде работ: в них, кроме критики, содержаться отдельные меры по поддержке малого предпринимательства , их тщательного анализа в пределах данной работы, следует иметь ввиду дополнительные меры, отсутствующие среди предложений, но вошедшие в мировую практику инновационного предпринимательства.

Информация о работе Проблемы мотивации инновационной деятельности