Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:51, реферат
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Введение.
Возможные пути
создания благоприятного инновационного
климата в российской экономике
начали активно в начале 80-х годов,
еще до распада Советского Союза.
Уже тогда стало очевидным, что
действующие механизмы “
С тех пор
был принят ряд государственных
Концепций регулирования и
В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.
Инновационным
является такое предприятие,
1. Инновационная деятельность.
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение.
Следует
различать термины «
Инновация
- это развивающийся комплексный
процесс создания, распространения
и использования новой идеи, которая
способствует повышению
Научно-техническое
нововведение необходимо
Первый
подход отражает в основном
продуктовую ориентацию
научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.
Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.
Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.
Инновационная
деятельность - это деятельность, направлена
на использование и
Инновация может быть рассмотрена как:
- процесс;
- система;
- изменение;
- результат.
Инновация имеет четкую
Инновация в своем развитии (жизненном
цикле) меняет формы,
- состояние
внешней среды (политическая и
экономическая ситуация, тип рынка,
характер конкурентной борьбы, практика
государственно-
- состояние внутренней среды
данной хозяйственной системы
(наличие лидера-
- специфика самого
Инновационные процессы
Новшества формируют рынок
1.2. Инновационный процесс как объект управления.
Инновационный
процесс может рассматриваться
как относительно обособленный,
имеющий свой конечный продукт
и использующий традиционные
процессы и структуры в
Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное
превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.
Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.
Уникальность
может быть достигнута лишь
в том случае, если персонал
предприятия обладает
Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
1.3. Структура инновационного процесса.
В
динамическом плане, т.е. во
времени, структуру
1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
2) формулировка целей инновации;
3) анализ
существующего положения (
4) принятие
решения о целесообразности
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование
и утверждение проекта
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка
фактической эффективности
10) устаревание.
Контроль перехода от одной
операции инновационного
Вслед за экономическим
Заключительная фаза
1.5. Классификация инноваций.
Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.
Классификация
инноваций на соответствующие
группы осуществляется с
По
признаку возникновения
Защитная
группа инноваций обеспечивает
необходимый уровень