Шпаргалка по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:11, шпаргалка

Описание

Работа содержит 18 ответов на вопросы по дисциплине "Инновации"

Работа состоит из  1 файл

Шпора.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

______________________________________________ 
 
 
 

31. Источники и формы финансирования инноваций. Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций: - государственные ассигнования; - собственные средства промышленных фирм, высших учебных заведений; - средства некоммерческих организаций; - кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал. Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: - в форме базового финансирования научной организации; - в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физ. или юр. лицами безвозвратно и безвозмездно любому физ. или юр. лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности. Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение госзаказов для проведения исследований и разработок: 1- форма госзаказа на основе конкурса предложений; 2- конкурс готовых решений. Развитие рыночных отношений способствует формированию новых источников и форм инновационного финансирования, которые формируются непосред-ственно при участии государства или посредством привлечения на свободном рынке капиталов во всех его видах (оборотный, уставной, акционерный, венчурный).

______________________________________________

32. Особенности управления инновац. деят-тью. Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него свойственно: - постановка целей и выбор стратегии; - четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство. Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы), и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике во всех случаях применяются различные формы организации управления нововведениями.

______________________________________________

37. Национальная система  госуд. регулирования  инновац. деят-ти. Указом Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм госуд. регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения. Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности. Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям: - реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики, - создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, - разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, - совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала, - создание в финансово-промышленных групп координирующих и реализующих инновационные проекты, - формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов, - образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом, - разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

______________________________________________ 
 
 
 

34. Приоритеты в управлении и тенденции развития экономики. Экономическое и социальное положение страны характеризуется определенными тенденциями, сочетая становление рыночной среды с нынешним состоянием промышленности, в т.ч. ее ключевых отраслей, науки и образования. Одними из главных факторов быстрого выхода экономики из кризисного состояния и подъема ее в будущем явл.: - ускорение темпов научно-технического прогресса (НТП), - широкое использование инноваций в процессе производства, которое обеспечит качественное повышение уровня материально-технической базы всего народного хоз-ва, и постепенное повышение социально-экономического развития страны. В наст. время происходит переориентация общества с произв-ва материальных благ на произв-во интеллектуальных ценностей. Поэтому система управления фирмами переориентируется на учет роли творческого начала и организационной культуры, использование методов стратегического и инновационного управления. Знания, в данном случае, необходимы на всех уровнях управления, они являются основой успешной деятельности фирм на всех видах рынков. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования фирмы, что обусловлено ускорением НТП и устареванием, в связи с этим, профессиональных знаний и навыков.

______________________________________________

35. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности. Способность предприятий к совершенствованию в условиях конкурентной борьбы приобретает решающее значение. Именно усиление конкуренции стало одним из факторов возникновения и становления инновационного менеджмента. Конкурентоспособность предприятий зависит от многих факторов - как внутреннего характера, так и внешнего окружения. Уровень конкуренто-способности между отдельными фирмами определяется следующими факторами: а) уровень и состояние научно-технического потенциала организации; б) уровень и текущее состояние технологии, позволяющее производить конкурентную продукцию. К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, относятся: 1- Новые технологии. Изменение технологии может привести к созданию новых возможностей для разработки товаров, способов маркетинга, производства или доставки и улучшения сопутствующих услуг. 2- Новые или изменяющиеся запросы потребителя. 3- Появление нового сегмента отрасли. При этом появляется возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции. 4- Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Внедрение новшеств дает 4 вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный, экологический. Эффективность деят-ти орг-ции выражается через экономические и финансовые показатели. Одним из основных пок-лей эффективности и стабильности функционирования орг-ции явл-ся пок-ль ее устойчивости.

______________________________________________

38. Механизмы государственного регулирования инновационной деятельности. Организационный механизм гос-го регулирования иннов-й деят-ти должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условий для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами иннов-й политики выступают органы гос-ой власти (центральные и местные), предприятия и организации гос-го сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования. Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты – Комитет Госдумы по образованию, культуре и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию. Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной области, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства. Основы механизма госуд. регулирования инновационной деят-ти закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Законодательство явл. основным регулятором инноваций и научно-технич. деят-ти.

______________________________________________ 
 

39. Порядок разработки инновационного проекта. Инновационный проект - проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы. Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия. Разработка и реализация инновационного проекта занимает определенный промежуток времени, который называется инновационным циклом. В рамках данного цикла обычно выделяют 3 основ. фазы: 1- прединвестиционную (предварительные исследования до окончательного принятия инвестиционного решения), 2- инвестиционную (проектирование, заключение договоров, строительство, ввод в эксплуатацию), 3- производственную или  эксплуатационную (хоз-ная дея-ть предприятия). Руководство разработкой и реализацией инновац. проекта осущ. руководитель проекта (проект-менеджер) и научно-технический совет, в который вход. ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта. Разработка инновац. проекта завершается подготовкой проектной документации.

______________________________________________

40.Программно-целевые  методы управления  и реализации инновационных  проектов. Разработка и реализация иннов-х проектов требует согласованной работы всех подразделений, участвующих в данном процессе; применение межфункционального подхода к управлению инновациями. Методом управления ограниченными по срокам и ресурсам программами, имеющими целевое назначение, яв-ся программно-целевой менеджмент. Объектом программно-целевого менеджмента яв-ся целевая программа. Целевая программа – плановый комплекс научно-технических, производ-ных, экономич. и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, осуществляемых под единым менеджментом. Целевая программа включает следующие структурные элементы: цели и задачи, функционально-исполнительная структура (работы по освоению и внедрению инноваций), технико-экономич.и ресурсное обоснование программы, организационно-экономич.структура. Использование программно-целевого менеджмента при осуществ-лении целевых программ направлено на решение след. задач: 1.обеспечение комплексного подхода к управлению. 2.обеспечение эффективного взаимо-действия и координации работ всех подразделений, осуществляющих иннов-й процесс. 3.повышение оперативности текущего менеджмента. 4.повышение ответственности органов менеджмента и отдельных исполнителей. 5.обеспечение эффективного контроля выполнения запланированных работ. 6.обеспечение сбалансированности ресурсов для осуществления инновац-го проекта. 

______________________________________________

43.Сущность  технополисов и  их виды. Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений госуд. и муниц. органов в единый механизм. В технополисах формируется правовая среда для деят-ти венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деят-ть и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП. Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство). Технополисы представляют собой научно-производственные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Они предполагают гармоническое сочетание деят-ти исследовательских организаций и институтов, высших учеб. заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти. Деятельность технополиса также подразу-мевает создание благоприятных предпосылок, условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм, путем внедрения новых технологий, предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т.д.. Технополис должен вписываться в определенную программу развития города и региона, к примеру, увеличение экономической эффективности промышленной базы региона, создание экологически чистых производств и т.д.

41.Государственное  регулирование иннова-ционных процессов. Гос-ое регулирование экономики и иннов-х процессов яв-ся одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция гос-ва в условиях рыночных отношений – защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Инструментами госуд. регулирования должны стать: 1.социально-экономич.и научно-технич.прогнозы гос-ой политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики. 2.государственно-административные, общеэкономи-ческие и рыночные регуляторы. 3.федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономич.ресурсов. 4.гос-ые заказы и современные контрактные системы. 5.индикатные механизмы и регуляторы деят-ти гос-ых предприятий и организаций и других форм собственности. 6.механизм интеграции регуляторов и структур. К формам госуд. поддержки научной и инновационной деят-ти относятся: - прямое финансирование, - предоставление индивидуальным изобретателями и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд, - создание венчурных инновационных фондов, - снижение госуд. патентных пошлин для индивидуальных изобретателей, - создание сети технополисов и технопарков, и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновациям"