Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:36, статья
Сегодня сложно найти слово, которое употреблялось бы чаще, чем понятие «инновации». Инновационные технологии в экономике, инновационная политика, инновационный бизнес, инновационные наука и образование. Речь может идти о практически любой сфере жизни общества, но наиболее часто это звучит в экономическом и политическом контексте. Совершенно очевидно, что как в мире, так и в России имеют место серьезные причины такого повышенного внимания к инновациям. К ним можно отнести: глобализацию, рост конкурентной среды, почти сверхзвуковую скорость научно-технических разработок и информационных технологий.
Социальные
инновации в устойчивом
развитии АПК.
Нежметдинова Ф.Т.,
Казанский
государственный
аграрный университет
Сегодня сложно найти слово, которое употреблялось бы чаще, чем понятие «инновации». Инновационные технологии в экономике, инновационная политика, инновационный бизнес, инновационные наука и образование. Речь может идти о практически любой сфере жизни общества, но наиболее часто это звучит в экономическом и политическом контексте. Совершенно очевидно, что как в мире, так и в России имеют место серьезные причины такого повышенного внимания к инновациям. К ним можно отнести: глобализацию, рост конкурентной среды, почти сверхзвуковую скорость научно-технических разработок и информационных технологий. «Бизнес со скоростью мысли, по меткому выражению основателя компании «Microsoft» Билла Гейтса, становится настоятельной необходимостью для выживания в условиях всевозрастающей экономической конкуренции и основой профессионального успеха. В США инвестиции в науку составляют 2,67% ВВП, в Южной Корее 2,3%, в Японии – 3,12%. По прогнозам аналитиков, за 10-12 лет объем мировых рынков высокотехнологичной продукции может вырасти с 2 до 10 триллионов долларов и в 10 раз превысить емкость топливно-энергетического рынка. Но в России только 8% роста экономики достигается за счет секторов, внедряющих высокие технологии. В среднем в развитых странах аналогичный показатель составляет около 60%. Доля России в наукоемком экспорте не превышает 0,5%. Тем не менее, мы до сих пор лидируем в авиакосмической сфере, в области биотехнологий, ядерной энергетики, лазерных технологий. А вот число промышленных предприятий, которые активно используют достижения современной науки составляют сегодня менее 3%. [1].
Однако прежде чем рассуждать о путях инновационного развития России, в т.ч. АПК, представляется необходимым определиться с терминологическим статусом понятия «инновации» и выяснить носят ли они только технический или технологический, производственный характер или есть социальные инновации.
В последние годы часто используется термин «инновация» (наряду с такими, как «нововведение» и «новшество»). В каком же соотношении находятся понятия «нововведение», «новшество» и «инновация»? При этом нео6ходимо иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in – в и novus – новый ) и по содержанию термины «инновация» и «нововведение» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т.е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.
Что касается сущности инновации, то здесь имеются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Но в какой бы форме ни выражалась сущность инновации или нововведения, общими чертами этих понятий являются изменения (кардинальные или частичные), новизна и применяемость. В международных документах «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» инновация трактуется как конечный результат инновационной деятельности. Инновация (нововведения) как процесс сложны и противоречивы, а их результаты – новшества – весьма разнообразны.
Вместе с тем, уделяя большое внимание экономической и политической составляющей характеристики инноваций, упускаются ее социальные формы. Практически незаметен основной реализатор инновации – человек – и его готовность к изменениям. Представляется, что без учета этой составляющей инновационного процесса, многие его эффекты могут оказаться на пороге проектирования.
Потребность в социальных инновациях, в отличие от технических инноваций, возникла в конце XIX- начале XX вв. Речь идет об изобретении и внедрении новых форм стимулирования и мотивации трудовой деятельности, о разделении труда, об организации управления, а также о первых попытках осмыслить методологию внедрения нового, т.е. преодоления психологического сопротивления людей нововведениям. В этом смысле само понятие «инновация» можно рассматривать как результат творческой деятельности, направленной не только на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, но и как внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль. Пионерами в этом деле в западной социологии считают Г.Эмерсона и Ф.Тейлора. Не случайно наиболее широко термин «инновация» распространен в американском менеджменте.
В принципе любое социально-экономическое нововведение (пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения) в области организации труда и управления можно считать инновацией. В последние годы появилась особая разновидность предпринимательства – рисковое или венчурное. Оно характерно преимущественно для мелких фирм, обосновавшихся в наукоемких областях и занимающихся созданием и распространением новой технологии, т.е. технических инноваций. Инновации обладают экономическим измерением и социальной ценностью. Найти новое применение старым продуктам – это все равно, что создать новый рынок или изобрести новый продукт. Изобретение паровой машины – это не только техническое изобретение, но и еще революционная социальная инновация, которая ведет к механизации производства и облегчению труда, повышению профессионализма рабочих и жизненного уровня населения, активизации банковских кредитов и экономики в целом. В конечном счете, инновации означают изменение привычного образа мыслей. Внесение подвижности и устойчивости в законченный экономический порядок, более высокого уровня неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества. Это в полной мере относится и к сфере сельского хозяйства.
В России сельская местность (обитаемая территория вне городских поселений) занимает две трети площади страны, на которой проживает 39,2 млн. человек (27% от общей численности населения). Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24 409 сельских администраций и 1 865 административных районов. В 2006 году была разработана и принята «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации»
В общепринятом понятии устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Переход к устойчивому развитию означает постепенное обеспечение целенаправленной самоорганизации общества в экономической, социальной и экологической сферах. В этом смысле устойчивое развитие характеризуется экономической эффективностью, экологической безопасностью и социальной справедливостью.
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее: (1) выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, социальный контроль над территорией, сохранение исторически освоенных ландшафтов; (2) расширенное воспроизводство населения, рост уровня и улучшение качества его жизни; (3) поддержание экологического равновесия в биосфере.
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:
- макроэкономической стабильности и увеличения валового внутреннего продукта;
- обеспечения экономического роста в сельском хозяйстве;
-
развития
- достижения на селе социально равных с городом условий получения доходов и общественных благ;
- улучшения доступа для хозяйствующих субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность на селе, к рынкам материально-технических, кредитных, информационных, других ресурсов;
- формирования в сельской местности институтов гражданского общества, обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов различных групп сельского населения;
- осуществления программ по улучшению экологической ситуации в сельской местности.
В настоящее время в Российской Федерации, Республике Татарстан активно происходит реализация национальных проектов. Учитывая природные условия и традиции экономики в республике, особое внимание уделяется аграрному сектору. Вместе с тем, реализация национальных проектов – это не только вопрос государственных и частных инвестиций, но и наличия стратегически мыслящих и профессионально компетентных специалистов. Это проблема поиска инновационных подходов к управлению в АПК, к концентрации наукоёмких и затратных ресурсов, к созданию конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, интеграции в мировое аграрное пространство.
Рассматривая
социальные инновации
в устойчивом развитие
АПК, мы прежде всего
выделяем такие сферы
как образование
и его технологии,
наука, инновационные
социальные практики
и инициатива.
Инновационное образование в высшей школе.
Говоря
об инновационном образовании
Конкретная инновационная образовательная технология может быть реализована по следующей схеме: диагностика потребностей региона в конкретных специалистах; научное и программно-информационное обеспечение образовательного процесса; внедрение в учебный процесс; контроль, корректировка, выход на практику.
Пример. Корпоративные программы.
Учитывая общемировые и российские тенденции развития, Казанский государственный аграрный университет выступил с идеей Корпоративного аграрного университета Республики Татарстан («КАУ РТ»), в форме некоммерческого партнерства, который был создан в сентябре текущего года. Учредителями «КАУ РТ», кроме Казанского ГАУ, выступили крупные сельхозпроизводители, представители агробизнеса, научно-исследовательские институты АН РТ, среди которых: ЗАО ХК «Золотой колос», ОАО «Красный Восток – Агро», ООО «Ак-Барс – Агро», ООО УК «Агросоюз», ООО «НУР -1», ОАО Ассоциация «Элитные семена Татарстана», ООО «Тепличный комбинат «Майский» и другие. Создание «КАУ РТ» поддержали министерства республики: сельского хозяйства и продовольствия, образования и науки, труда и занятости, экологии и природных ресурсов, экономики и промышленности.
Модель корпоративного университета была выбрана не случайно. Усиление роли корпоративного образования по оценке ЮНЕСКО связана с возрастанием роли интеллектуального капитала в современных компаниях, занимающихся как производством, так и чисто бизнесом. Квалифицированный управленческий персонал все более становится фактором стратегического преимущества. Однако традиционные формы высшего образования плохо соответствуют быстро меняющимся бизнес-технологиям, и в виду этого постоянному повышению требований к квалификации работников.
Существуют два базовых подхода к созданию корпоративного университета - формирование самостоятельной структуры, либо объединение крупных компаний и предприятий какой-либо отрасли с традиционными учебными заведениями. В первом случае в качестве примера можно назвать крупные зарубежные и российские корпорации, которые создали свои центры корпоративного обучения, в том числе и университеты. Среди них Coca-Cola, McDonald,s, Motorola, «Ростелеком», «Сибнефть», «Северсталь» и др.
В втором случае, в качестве примера можно привести опыт работы Государственного университета цветных металлов и золота в г. Красноярске, где были разработаны технологии целевой подготовки специалистов по корпоративным образовательным программам для компаний «Русский алюминий» и «Норильский никель». Главными особенностями второй модели корпоративных университетов стали целевой заказ и подбор будущих специалистов для конкретных компаний и предприятий, включение студентов в производственные процессы и корпоративную культуру будущих мест работы. Как известно, «период полураспада» знаний в сфере высоких технологий исчисляется тремя годами. Благодаря программе «корпоративный университет» и непосредственном участии в образовательном процессе компании и предприятия могут подготовить для себя профессионалов с определенным «запасом» - давая знания которые им потребуются лишь через три-четыре года. Традиционные университет не имеет возможности доступа, по определенным причинам, к современному оборудованию, технологиям, машинам. «Корпоративный университет» позволит студентам проходить производственную практику на передовых предприятиях отрасли, на самых современных станках и оборудовании, получить доступ к техническим библиотекам предприятий и т.д. В свою очередь компании и предприятия конкретной отрасли могут резко повысить свою конкурентоспособность за счет: притока высококвалифицированных выпускников вуза, повышения уровня знаний и компетентности самих сотрудников компаний и предприятий, совместной с учеными вуза разработок и внедрения в производство инновационных проектов и технологий и др.
Информация о работе Социальные инновации в устойчивом развитии АПК