Содержание и формы инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание

Согласно анализу М. Портера конкурентоспособных отраслей и предпринимательских структур девяти наиболее промышленно развитых стран, непрерывная модернизация производства на основе реализации стратегических инноваций (технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания) является источником устойчивого конкурентного преимущества не только предпринимательских структур и отраслей, но и стран, в которых обеспечено динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа.

Содержание

Введение 3
1. Инновационное предпринимательство: понятие,
содержание, значение 4
2. Формы инновационного предпринимательства 7
3. Способы финансирования инноваций 11
Заключение 15
Список использованных источников 16

Работа состоит из  1 файл

63198.docx

— 35.85 Кб (Скачать документ)

- высоких  начальных издержках в производстве  инновационного продукта;

- необходимости  использования сложных технических  систем, проведении длительных процедур  испытания, апробации, лицензирования  и сертификации инновационного  продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры  предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для  освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное  предпринимательство способно осваивать  стратегические технологии, имеющие  приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая  с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные  предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и  программ.

К крупным организационным  формам инновационного предпринимательства  относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические  кооперативы, технополисы и научно-технологические  парки (технопарки), исследовательские  консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы  инновационного предпринимательства  способствуют развитию наукоемкого  производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения  среди экономических агентов  национальной экономики.

В экономически развитых странах  средняя доля нематериальных активов  в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически  не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом  без всякого долевого участия  России и авторов достижений.

Поддержка инновационного предпринимательства  должна способствовать преодолению  субъектами инновационной деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.

 

 

    1. Способы финансирования инноваций

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой  наукоемкой продукции сегодня являются ключевыми факторами устойчивого  экономического роста для большинства  индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее  время стали предприятия и  отрасли в целом, которые ориентированы  на производство высокотехнологичных  товаров, таких как компьютеры и  полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Надо сказать, что этот коммерческий успех в этой области основан  больше на знании, новых технических  решениях, чем на производственных возможностях. На сегодняшний день все большая часть фирм перестраивает  свои системы управления с традиционной производственной и рыночной на технологическую  ориентацию, поскольку пионерная  технология стала ключом к успеху на любом рынке, который ждет продукцию  с новыми характеристиками и готов  платить за это высокую цену.

Технология  рассматривается как важнейшее  средство создания и поддержания  конкурентного преимущества, поэтому  применение различных методов финансирования процесса создания нововведений всегда актуально. Не секрет, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность - это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с  необходимостью поиска оптимальной  структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать  собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней  и внебюджетных фондов.

Максимальная  эффективность создания, освоения и  распространения инноваций таким  образом зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому  фирмам нередко приходиться комбинировать  различные варианты финансирования. Государство тоже, в свою очередь, заинтересовано в осуществлении  фирмами и организациями инновационных  проектов, поскольку сумма революционных  инноваций повышает уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Таким образом, субсидируя создание инноваций в  частном секторе, государство косвенным  образом решает одну из основных макроэкономических проблем - ускорение НТП.

Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать  и предлагать потребителю новые  виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты  на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических  процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и  др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед  руководством фирмы, является решение  вопроса: какие средства следует  выделять на исследования и разработки? Объем имеющихся средств всегда ограничен, и его необходимо разделять  между сферами, где эти средства могут дать быструю отдачу, например реклама, и где решаются долгосрочные задачи, как в случае НИОКР. Но НИОКР - не единственная область, где требуются  средства, не дающей немедленной отдачи, хотя именно здесь наиболее трудно принимать решения на базе показателя "затраты - прибыль", т.к. только в  редких случаях можно связать  затраты на НИОКР непосредственно  с видимыми изменениями прибыльности, поскольку динамика последней обычно подвергается воздействию и других факторов. Выделение средств на НИОКР  должно выступать в качестве стратегического  решения, которое базируется на проницательности высшего руководства и испытывает влияние их собственной системы ценностей.

Некоторые компании намеренно не расходуют  на развитие техники средств больше минимально допустимой величины. Размер средств, выделяемых ежегодно на НИОКР, во многом зависит от руководителя НИОКР, особенно в условиях, когда  он не влияет на отношение компании к научно-техническим нововведениям.

Обычно  выделяют три основные группы внутренних текущих затрат на инновационную  деятельность: фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Данные виды работ выполняются на определенных стадиях инновационного цикла.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы складывается из средств, направляемых на:

- финансирование  затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных  мощностей;

- финансирование  затрат по подготовке и освоению  новой и модернизированной продукции,  конструкций и материалов, изготовления  опытных образцов, прогрессивных  технологических процессов;

- проведение  НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на  приобретение оборудования, приборов  и других товарно-материальных  ценностей для этих работ;

- компенсацию повышенных затрат  на производство новой продукции  в период ее освоения;

- финансирование  прироста собственных оборотных  средств, а также на возмещение  их недостатка;

- погашение  долгосрочных кредитов банков, а  также на уплату по ним процентов.

На этой базе определяется потребность в  капитале, привязанная к графику  реализации инновационного проекта  и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

Возможность для компании привлечь финансирование является критической составляющей процесса коммерциализации результатов  исследований и опытно-конструкторской  деятельности.

Все делят  методы финансирования на прямые и  косвенные. Наиболее распространенными  источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под  создание проектного предприятия для  реализации проекта, средства от продажи  или сдачи в аренду свободных  активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам  относят такие, суть которых заключается  в обеспечении инновационных  проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными  ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение  в лизинг (аренду) необходимого для  выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней  в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии), размещение ценных бумаг  с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых  ресурсов, привлечение потребных  трудовых ресурсов и привлечение  вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

 

 

Заключение

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли  машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий  в промышленности). Второе место  занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и  металлургии преобладают технологические  инновации; а в остальных отраслях - продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они  являются и более наукоемкими - при  их осуществлении на НИОКР расходуется  треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации  в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент  рынка. Снижение издержек производства - цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий

Как свидетельствует  зарубежный опыт, малое предпринимательство  в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная  составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

Многие  экономисты связывают инновационное  предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством  рискового бизнеса, а к субъектам  инновационного предпринимательства  относят малые рисковые фирмы, способные  реализовать коммерчески привлекательные  новшества и получить на этой основе прибыль.

 

Список использованных источников

 

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - С-Пб.: Питер, 2010.
  2. Бард В.С. Финансово инвестиционный комплекс. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  3. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. – СПб.: Питер, 2009.
  4. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  5. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.
  6. Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Маркетинг, 2011.
  7. Девитайкина А. Управление инновациями: создание сети инновационных предприятий // Инвестиции в России. – 2008. - № 9.
  8. Девитайкина А. Управление инновациями: оценка инноваций как объектов интеллектуальной собственности // Инвестиции в России. – 2007. - № 8.
  9. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономитъ, 2006.
  10. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  11. Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства. – Мн.: Высшая школа, 2010.
  12. Кокурин Д. Государственное финансирование инновационной деятельности // Финансовый бизнес. – 2008. - № 11-12.
  13. Рожков Ю.В., Абдулкина Д.В. Организация и финансирование инвестиций: Тексты лекций. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.
  14. Финансовый менеджмент / Под ред. А.М. Ковалевой. – М,: ИНФРА-М, 2009.

 


Информация о работе Содержание и формы инновационного предпринимательства