Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 22:58, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
Введение
Нововведения в управлении рыночным поведением.
Роли и позиции в нововведениях
Варианты политики внедрения нововведений в коллективе
Выводы
Библиографический список
Назначение. Проектировщики доводят разработку новшества до опытного образца, составляют техническое задание для его промышленного производства.
Отношения с партнёрами. Переговоры по линии общения с управлением (отношения директивно-исполнительские) если и возникают, то касаются главным образом сроков и финансирования. Элемент самостоятельности здесь меньше, чем у разработчиков.
При взаимодействии с разработчиками может возникать напряжённость, поскольку, с точки зрения проектировщиков, они не всегда доводят до конца свою часть работы, вынуждая проектировщиков увеличивать свою производственную нагрузку.
Вклад. Фактическое участие проектировщиков в осуществлении нововведения шире отведённой им роли. В особенности это касается процедуры передачи проекта изготовителям.
Изготовители. Участие изготовителей по ряду важных параметров существенно отличается от деятельности других групп, занятых в инновационном процессе.
Характеристика группы. Зачастую, для многих предприятий данная продукция не является основной как по номенклатуре, так и по объёму.
Назначение. Роль поставщика серийных партий новшества. Главный критерий оценки работы изготовителей - реализация продукции в рублях.
Вклад. Изготовители - единственная группа участников данного нововведения, которая не имеет прямой заинтересованности в его успехе, хотя и находится в непосредственной близости к завершающей стадии его внедрения. В силу экономических причин производственники заинтересованы в максимальном удлинении своей стадии применительно к каждому нововведению. Это связано со снижением рентабельности предприятия при переходе на изготовление нового изделия.
Пользователи. На завершающей стадии осуществления нововведения сходятся ролевые позиции всех его участников.
Характеристика группы. Зачастую, среди всех участников нововведения только пользователи представляют профессиональную группу, состоящую из первичных ячеек - отрядов.
Назначение. - Использование данного нововведения.
Отношения с партнёрами. Директивным органом по отношению к пользователям является управление, которое прямо заинтересовано в выполнении ими плановых заданий.
С разработчиками и проектировщиками связаны, в основном, внедренческие (опытные) партии. Инициаторами в этих отношениях обычно выступают создатели новшества.
Вклад. В
принципе, выполнение плановых заданий
как правило ускоряется с переходом на
новые методы работы.
3. Варианты политики внедрения нововведений в коллективе
Директивная политика. Суть ее сводится к тому, что нововведения проводятся менеджером без привлечения членов коллектива. Целью такой политики являются быстрые изменения в условиях кризисной ситуации, и члены коллектива вынуждены будут смириться с изменениями в силу их неизбежности. Необходимым условием является сильная личность менеджера, наличие необходимой информации и возможности подавить сопротивление коллектива. Менеджер при этом должен обладать значительными полномочиями, полнотой власти и необходимой стойкостью, чтобы довести начатые изменения до конца. Ясно, что политика директивных изменений эффективна при невозможности применения других вариантов политики.
Политика переговоров. Менеджер является инициатором нововведения; он проводит переговоры с коллективом, при которых возможны частичные уступки и взаимные соглашения. Члены коллектива могут высказать свое мнение и понимание сути нововведений.
Политика достижения общих целей. Суть ее состоит в том, что менеджеры, привлекая консультантов - специалистов в области менеджмента, не только получают согласие коллектива на внедрение нововведений, но и ставят перед каждым членом организации цели внедрения нововведения, определяя их ответственность за достижение целей, как личных, так и всей организации.
Аналитическая политика. Менеджер привлекает специалистов-экспертов, которые изучают проблему, собирают информацию, анализируют ее и разрабатывают оптимальные решения, не привлекая коллектив работников и не учитывая их личные проблемы.
Политика проб и ошибок. Менеджер не может определить проблему достаточно четко. К внедрению нововведений привлекаются группы работников, которые пробуют подходы к решению проблемы и учатся на своих ошибках.
Выводы
Таким образом, управление нововведениями на предприятии представляет собой перспективный нетоварный анализ с выходом на обобщающие показатели в целом по предприятию, при котором целевые параметры задаются потребителями, а результативные определяются затратоемкостью продукции, ее конкуренто-способностью и перспективностью.
Необходимо
различать инновации и
В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. Организационными структурами инновационного менеджмента являются научные организации, венчурные фирмы, фирмы-эксплеренты. Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-виолентами; фирмами-патиентами; фирмами-коммутантами.
Эффект
от использования инноваций
Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности. Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей и покупателей новшеств.
Таким
образом, любое нововведение должно
быть тщательно подготовлено. Необходимо
проанализировать необходимость нововведения,
взвесить все за и против; рассмотреть
возможные варианты решения проблемы,
их достоинства и недостатки; выявить
движущие силы, сопровождающие нововведение,
и силы, сдерживающие его внедрение. Затем
важно провести разъяснительную работу
среди членов коллектива.
3) Рокман
Т.В., «Системообразующие факторы инновационного
производства». – Саратов.: С-Эксмо,
1998г.
4) Трошин
В.А., «Нововведения как сфера бизнеса»
– С-Пб.: Экслер, 1996г.
5) Трошин
В.А., «Управление предприятием в условиях
формирования маркетинговой среды». –
С-Пб.: Экслер, 1996г.
6) Корбан
К.С., «Комплексный анализ в процессе формирования
политики предприятия», - М.: Дрофа, 1998г.
7) Журнал:
«Проблемы теории и практики управления».
– 2000 г. - №5; 2001г. - № 1.
8) Международный
сетевой журнал - «Проблемы теории и практики
управления», http://www.ptpu.