Способы государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований государственного регулирования инновационной деятельности.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущность государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационных процессов;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационного процесса в РФ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Государственное регулирование инновационной деятельности….....4
Основы государственного регулирования инновационной деятельности………………………………………………………….....6
Механизм формирования государственной инновационной политики………………………………………………………………..10
Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах…………………………………………………...12
Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности…………………………………………………………...18
Государственные заказы……………………………………………....21
Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации……………………………....23
Заключение…………………………………………………………………....28
Список использованной литературы………………………………………..2

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим механизм формирования государственной инновационной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Механизм формирования государственной инновационной политики  

     Организационной формой разработки государственной  инновационной политики могут служить  взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей инновационной продукции – субъектов сферы производства5. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения.

     Сопоставление фактического состояния инновационной  сферы и целей государственной  инновационной политики осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами.

     Не  соответствующая целям государственной  инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.

     Определение результатов реализации государственной  инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении  субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами.

     Определение целей политики государства базируется на принципах и механизме реализации этой политики. К основным принципам  государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся:

     * свобода научного и научно-технического  творчества;

     * правовая охрана интеллектуальной  собственности;

     * интеграция научной, научно-технической  деятельности и образования;

     * поддержка конкуренции в сфере  науки и техники;

     * концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях научного развития;

     * стимулирование деловой активности  в научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

     * развитие международного научного  инновационного сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах  

     Механизм  формирования и реализации научно-технической  и инновационной политики в странах  мирового сообщества различен, поскольку  в разных странах неодинаково  соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

     К особенностям реализации научной и  инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

     По  уровню и формам поддержки в мировой  практике принято выделять:

     * государственные стратегии активного  вмешательства;

     * децентрализованного регулирования;

     * смешанные.

     При осуществлении стратегии активного  вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

     Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесные связи  между органами государственного управления и товаропроизводителями. Государство  не только выполняет ориентирующие  функции, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов.

     Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы  и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные  НИОКР, активизирует инновационную  деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.

     Стратегия децентрализованного регулирования  более сложный механизм участия  государства в научной и инновационной  сфере. Государство, использующее эту  стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

     Например, государство предлагает в экономической  сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и  создает инфраструктуру инновационной  сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.

     В отличие от стратегии активного  вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности».

     Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный  сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного  потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

     «В  США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное  регулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях:

     * стимулирование создания венчурных  фирм и исследовательских центров  мелких и средних инновационных  предприятий, в том числе фирм  «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США;

     * бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;

     * льготное кредитование и выдача  грантов мелким фирмам – инноваторам  и отдельным изобретателям-одиночкам  Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;

     * формирование государственной инновационной  инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;

     * мониторинг и прогнозирование  инновационных процессов в стране  и за рубежом, государственная  экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;

     * предоставление субъектам инновационной  деятельности льгот по оплате  государственных услуг (связи,  тепла, электроэнергии);

     * осуществление морального поощрения  выдающихся ученых и инноваторов  (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);

     * льготное налогообложение инновационной  деятельности;

     * антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.»

     Япония  и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов  технологий, прежде всего в таких  областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

     В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие, традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

     К основным направлениям инновационной  политики, осуществляемой странами, входящими  в Евросоюз, относятся:

     единое антимонопольное законодательство;

     система ускоренной амортизации оборудования;

     льготное  налогообложение НИОКР;

     поощрение малого наукоемкого бизнеса;

     прямое  финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области  новейших технологий;

     кооперация  университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

     Повышение роли государства в области инновационной  деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна  и доступна непрерывная инновационная  деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.

     Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.

     Другой  причиной повышения роли государства  в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.

     Для развития информационного обеспечения  НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР *»ВЭЛЬЮ»); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий.

Информация о работе Способы государственного регулирования инновационной деятельности