Управление инновационными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:33, реферат

Описание

Понятие "инновация'' применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации. В данной работе будет рассмотрена деятельность ООО «Русь-Бейкери»,предприятия производящего хлебобулочные изделия «премиум» класса в г. Йошкар-Ола.
Целью данного реферата является рассмотрение сущности инновационной деятельности на данном предприятии в контексте мирового экономического развития.

Содержание

Введение
1. Понятие «инновация» и «инновационная деятельность»………….5
1.1 Сущность термина «инновация»…………………………………...5
1.2 Виды инновационной деятельности………………………………..8
1.3 Инновационный процесс…………………………………………….9
2. Инновационная деятельность на ООО «Русь-Бейкери»…………..11
2.1 Разработка инновационного проекта и его характеристика…….11
Выводы и предложения…………………………………………………..18
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

скульдиц.docx

— 39.27 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение

1. Понятие «инновация»  и «инновационная деятельность»………….5

1.1 Сущность термина «инновация»…………………………………...5

1.2 Виды инновационной  деятельности………………………………..8

1.3 Инновационный процесс…………………………………………….9

2. Инновационная деятельность  на ООО «Русь-Бейкери»…………..11

2.1 Разработка инновационного  проекта и его характеристика…….11

Выводы и предложения…………………………………………………..18

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальные преобразования, происходящие в настоящее время  в России, затрагивают все сферы  деятельности, не исключая, разумеется, и такую важнейшую, как научно-техническая  политика. Проблема эффективного использования  достижений науки и техники (инноваций) не исчезает в ходе осуществления рыночной реформы. Напротив, для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно-техническую политику.

Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели: максимально  полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой  продукции при минимально возможных  затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности (промышленной, экологической  и т.д.) как в изготовлении, так и в потреблении.

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект,  внедренный в производство в результате проведенного научного исследования пли  сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие "инновация'' применяется ко всем новшествам, как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

В данной работе будет рассмотрена  деятельность ООО «Русь-Бейкери»,предприятия  производящего хлебобулочные изделия  «премиум» класса в г. Йошкар-Ола.

Целью данного реферата является рассмотрение сущности инновационной  деятельности на данном предприятии  в контексте мирового экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «инновация»  и «инновационная деятельность»

1.1 Сущность термина  «инновация»

В русском языке термин «инновация» означает буквальное прочтение  английского слова innovation или немецкого Innovatiotionen, перевод которого обычно приводится как нововведение. Например, В. Даль в «Толковом словаре» определял  нововведение как введение новизны.

Термин «инновация» в  экономике был впервые предложен  австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как  коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:

1) использование новой  техники, технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства;

2) внедрение продукции  с новыми свойствами;

3) использование нового  сырья;

4) изменения в организации  производства и его материально-техническом  обеспечении;

5) появление новых рынков  сбыта.

В проекте закона РФ от 07.05.97 «Об инновационной деятельности и инновационной политике в Российской Федерации» приведено следующее  определение: «Инновация (нововведение) - использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса или  его результатов. Инновации могут  относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества». В более позднем проекте закона, доработанного в 1998 г., определение  изменяется: «Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс)».

Интересное, на наш взгляд, определение «инновации» приводит П. Друкер: «Инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные  элементы придадут новые очертания  экономике данного бизнеса». Далее  П. Друкер поясняет: «Инновация - это  не изобретение и не открытие. Хотя и то и другое может иногда потребоваться. Но она фокусируется не на знаниях, а на эффективности, а в бизнесе - на экономической эффективности. Ее сущность скорее концептуального характера, чем технического или научного». Из приведенных выше определений  можно заключить, что понятие  «инновация» охватывает практически  все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или  процессную составляющие. Технологическая  инновация включает в себя несколько  типов, один из которых - продуктовая  инновация, охватывающая внедрение  технологически новых или усовершенствованных  продуктов. В литературе можно найти  следующие критерии классификации  инноваций:

- по предметно-содержательной  структуре;

- по назначению;

- по факторам общественного  производства;

- по уровню разработки  и распространения;

- по новизне;

- по сферам разработки  и применению;

- по происхождению;

- по инновационному потенциалу;

- по этапам жизненного  цикла и длительности.

Такая классификация наиболее полно отражает все многообразие инноваций, но для определения сферы  действия инноваций ее сложно применить. Поэтому, рассматривая «инновацию» как коммерциализацию чего-то нового, можно выделить следующие составляющие:

- Т (technology) - новая технология;

- A (application) - новое приложение  в форме новых товаров, услуг  или процессов;

- М (market) - новый рынок  или рыночный сегмент;

- О (organization) - новая организационная  форма или новый подход к  менеджменту.

Таким образом, любой инновации  присущ, по крайней мере, один из следующих  аспектов:

- технологический;

- прикладной;

- рыночного сегментирования  или группирования потребителей.

Приведенный выше пример показывает, как связаны рынки с организационными достижениями, технологией и ее непосредственным применением. Отметим тот факт, что  фактически прямой зависимости между  технологиями и приложениями, между  приложениями и рынками, между рынками  и (внешними или внутренними) организационными структурами, между внешними и внутренними  организационными структурами и  технологией нет. Тем не менее, эти  четыре координаты косвенно зависят  друг от друга, например, определенная технология имеет ограниченное число  приложений.

Таким образом, инновация  может быть результатом внедрения  новой технологии, использования  нового приложения, разработки новых  рынков или применения новых организационных  форм. В большинстве случаев это  комбинация множества факторов, которые  вводятся как одновременно, так и  последовательно. Поэтому инновация - не изолированное событие, а скорее цепь последовательных превращений, состоящая из серии событий. Поэтому при анализе инновации трудно уловить момент, когда данная инновация точно появилась, или установить единственную верную причину инновации.

1.2 Виды инновационной  деятельности

Анализ современной инновационной  проблематики позволяет выделить три  основных вида инновационной деятельности.

1. Инновация продукции  как процесс обновления сбытового  потенциала предприятия, обеспечивающий  выживаемость фирмы, увеличение  ее прибыли, расширение доли  на рынке, сохранение клиентуры,  укрепление независимого положения,  повышение престижа, создание новых  рабочих мест и т.д.

2. Инновация технологии  как процесс обновления производственного  потенциала, направленный на повышение  производительности труда и экономию  энергии и сырья, что в свою  очередь дает возможность увеличить  прибыль, усовершенствовать технику  безопасности, провести мероприятия  по защите окружающей среды,  эффективно использовать внутрифирменные  информационные системы.

3. Социальные инновации  как общий процесс планомерного  улучшения гуманитарной сферы  предприятия. Инновации такого  рода расширяют возможности на  рынке рабочей силы, снижают зависимость  от случайных колебаний на  рынке труда, мобилизуют персонал  на достижение фирменных целей,  укрепляют доверие к социальным  обязательствам предприятия перед  сотрудниками и обществом в  целом. Между видами инноваций  существует тесная взаимосвязь.  Так, инновация в области продукции  может повлиять на процесс  ее производства и организацию  сбыта или потребовать специальной  подготовки части персонала.

1.3 Инновационный  процесс

Распространение нововведений, как и их создание, является составной  частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логические формы инновационного процесса: простой  внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный  ИП предполагает создание и использование  новшества внутри одной и той  же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно  товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество  выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя  и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный  инновационный процесс проявляется  в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии  производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствовании  потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум  два хозяйствующих субъекта: производитель, (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество –  технологический процесс, его производитель  и потребитель могут совмещаться  в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс  переходит в две фазы: 1) создание новшества и его распределение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза последовательные этапы научных  исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. В первой фазе еще  не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

Распространение инновации  — это информационный процесс  форма и скорость которого зависят  от мощностей коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому  использованию этой информации и  т. п. Дело в том, что хозяйствующие  субъекты действующие в реальной экономической среде, проявляют  неодинаковое отношение к поиску инновационных технологий и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации —  процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным между  членами социальной системы во времени, нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего действующего субъекта. Иными словами, диффузия —  это распространение уже однажды  освоенной и использованной инновации  в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число, как производителей, так и потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инновационная деятельность на ООО «Русь-Бейкери»

2.1 Разработка инновационного проекта и его характеристика

ООО «Русь-Бейкери» работает на российском рынке уже 5 лет. За это время предприятие успело занять свою нишу на рынке. То, что фирма выжила в острой конкурентной борьбе, говорит о серьезности, и конкурентоспособности предприятия. Тем не менее, на рынок пытаются выйти все новые и новые фирмы и поэтому конкуренция очень большая.

Внедрение новшеств на ООО  «Русь-Бейкери» обусловлено:

- ростом объёма производства  фирм, использующих новые технологии;

- заинтересованностью ООО  «Русь-Бейкери» в развертывании массового производства конкурентоспособной продукции.

Таким образом, руководство  фирмы для обеспечения более  конкурентоспособной позиции на рынке, подошло к идее реализации инновационного проекта, который получив  свое развитие сможет обеспечить фирму  необходимой долей рынка и  увеличить прибыль.

Инновационное предложение.

Использование йодсодержащих  добавок для обогащения хлебобулочных  изделий.

Инновация.

На базе уже существующей хлебопекарни, выпускающей хлебобулочную  продукцию «Премиум» класса, организовать выпуск широкого ассортимента хлебобулочных изделий обогащенных Йодсодержащими добавками.

Вид инновации - продукция.

 

 

Йоддефицитные заболевания (ЙДЗ) являются  одним из наиболее распространенных алиментарных заболеваний современности. По данным Всемирной организации здравоохранения примерно у 2 млрд. людей на, Земле диагностируется та или иная степень йоддефицита.

Недостаточное поступление  йода в организм обусловлено низким содержанием этого микроэлемента  в питьевой воде и пищевых продуктах, что связано как с особенностями  геохимического состава почв на значительной территории Российской Федерации, так  и со структурой питания населения  России (низкое потребление морепродуктов).

Наиболее эффективным  методом профилактики ИДЗ является обогащение йодом продуктов массового  потребления, к которым прежде всего  относятся хлеб и хлебобулочные  изделия. Регулярное употребление йодированного  хлеба позволит обеспечить этим дефицитным микроэлементом все слои населения, независимо от возраста и социального  положения.

В последние годы на отечественном  рынке появилось большое количество пищевых добавок, содержащих различные  соединения йода. Разработчики и производители  таких добавок занимают активную позицию по продвижению своей  продукции и использованию ее при производстве пищевых продуктов.

Поэтому проанализировав современный рынок йодсодержащих добавок предложены медико-биологические и технологические критерии их выбора для использования в производстве обогащенных хлебобулочных изделий.

Медико-биологические принципы предусматривают выбор обогащаемого продукта и обогащающей добавки, ее дозировки, оценку биоусвояемости и безопасности использования в производстве продуктов питания, уровень сохранности йода в выпеченных изделиях.

К технологическим критериям  относят совместимость с рецептурными компонентами теста, удобство использования  добавки, влияние йодсодержащей  добавки на качество хлеба свойства теста и его компонентов. В качестве добавок были выбраны отечественные йодсодержащие добавки, которые в настоящее время используются в хлебопекарной промышленности. Их сравнительная характеристика представлена в табл.1.

Из приведенных в ней  данных видно, что декларируемое  содержание йода колеблется от 40 ± 15 мкг  в 1 г соли йодированной KJOдо 90 мкг/г в «Йодказеине» и 100 мкг/г в йодированных дрожжах.

Дозировки йодсодержащих  добавок установились с учетом следующих факторов:

  • содержания йода в добавке;
  • физиологической потребности организма человека в йоде (150-200 мкг в сутки);
  • рекомендуемого потребления хлебобулочных изделий (200-250 г);
  • предполагаемой сохранности йода в процессе производства хлеба;
  • эндогенного содержания йода в обогащаемом продукте (для хлебобулочных изделий 3,0-8 4 мкг  йода /100 г изделий в зависимости от вида и сорта муки);
  • рекомендуемого уровня содержания микронутриента в обогащенных изделиях. В соответствии с современными научными принципами обогащения, употребление обогащенного продукта в общепринятых количествах должно покрывать 30-50 % физиологической потребности организма человека в обогащающем микронугриенте.
  • рекомендаций производителя йодсодержащей добавки.

При оценке биоусвояемости и безопасности йодсодержащих добавок  использовались данные многочисленных отечественных и зарубежных исследований, которые свидетельствуют о легком и полном усвоении неорганических форм йода из изучаемых добавок. Усваиваются  индивидуально в зависимости  от йодной недостаточности «Йодказеин»  и «Тиреойод». Йодированные дрожжи усваиваются организмом человека хорошо. Данные ВОЗ свидетельствуют о  безопасном (нетоксичном) уровне потребления  йода в количестве до 1100 мкг в  сутки. Анализ декларируемого производителями  содержания йода и добавках, рекомендаций по их дозировкам показывает, что предполагаемое содержание йода при обогащении хлебобулочных  изделий может составить 20-50 % рекомендуемого суточного потребления этого  микронутриента.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика йодсодержащих добавок.

Показатели

Группа добавки

Группа добавки

неорганическая

органическая

соль йодированная

«Йодказеин»

«Тиреойод»

йодированные дрожжи

KJ

KJО3

Декларируемое содержание йода, мкг/г

50

40±15

70-90

80

100

Изменение стоимости 1 кг хлеба, руб.

0,01

0,01

0,25

0,17

0,04

Доза введения, % к массе, муки

1,5-2,0

0,00067

0,00045

1,0-2,0

Расчетное содержание йода в 100 г хлеба(без учета технологических  потерь), мкг

55,0

44,0

45,0

28,0

74,0


Таблица 2. Влияние йодсодержащих добавок на показатели качества готовых изделий.

Наименование показателей

Пробы хлеба

контрольная

с «Йодказеином»

с солью йодированной

с «Тиреойодом»

с йодированными дрожжами

     

KJ

KJО3

   

Влажность, % 

39,0

39,5

39,2

39,3

39,6

39,2

Изменение удельного объема, % 

– 

+0,6

+1,7 

+9,0

+1,1

+0,6

Формоустойчивость (H:D)

0,44

0,42

0,46

0,50

0,44

0,44

Кислотность, град.

2,3

2,1

2,4

2,4 

2,2

2,2

Пористость, %

70

70

72

74

72

72


В результате оценки технологичности йодсодержащих добавок и их совместимости с рецептурными компонентами теста было установлено следующее.

1. Йодсодержащие добавки  не ухудшают органолептические и физико-химические показатели качества обогащаемых хлебобулочных изделий по сравнению с базовым вариантом.

Йодированная соль и йодированные дрожжи в этом отношении не вызывают никаких опасений, поскольку входящие в состав этих добавок поваренная соль и дрожжи относятся к основному  сырью хлебопекарного производства. Они не требуют дополнительных операций по подготовке добавки.

«Йодказеин» и «Тиреойод» представляют собой йодированный белок  молока, который также не должен оказывать отрицательного воздействия  на компоненты теста, так как молоко входит в состав рецептур многих видов  хлебобулочных изделий. Однако необходима операция по подготовке и дотированию  добавки.

2. Использование йодсодержаших  добавок не усложняет отдельные стадии или в целом технологический процесс производства хлебобулочных изделий. Анализ способов подготовки к производству йодсодержаших добавок свидетельствует, что при использовании «Йодказеина» и «Тиреойода» вводится дополнительная трудоемкая операция по их растворению. Они вносятся в виде водного раствора. Кроме того, учитывая незначительный объем этих добавок, вводимых в тесто (например, 5г «Йодказеина» на 1000 кг муки), могут возникнуть проблемы с равномерностью их распределения в готовом продукте. Использование йодированной соли и йодированных дрожжей является наиболее предпочтительней, так как их применение аналогично, применению основных рецептурных компонентов хлебопекарного производства, то есть не требует дополнительных технологических операций по подготовке и дозированию. Йодированная соль вносится в виде солевого раствора, а йодированные дрожжи — дрожжевой суспензии.

Результаты исследований влияния йодсодержащих добавок  на физико-химические показатели качества хлеба свидетельствуют, что их внесение в рецептуру хлеба не оказывает  существенного влияния на влажность  и кислотность мякиша готовых  изделий (табл. 2).

Наибольшее влияние на удельный объём, формоустойчивость  и пористость оказала соль йодированная КJО3, Изменение удельного объема составило 8-9 %, формоустойчивость возросла на 9-13 %, пористость - на 2-5 % по сравнению с контрольной пробой, приготовленной с обычной поваренной солью.

Органолептическая оценка выпеченных изделий показывает, что опытные пробы хлеба со всеми йодсодержащими добавками характеризуются правильной формой, равномерной тонкостенной пористостью, имеют эластичный мякиш, характерный вкус и запах. 

Выводы и предложения.

В последние десятилетия XX века в промышленно развитых странах  мира произошли коренные изменения  в соотношении факторов экономического роста. На первое место выходят инновационные, их доля увеличилась с 20% до 60% в настоящее  время, и существующие тенденции  сохраняются, что ставит отечественных  товаропроизводителей перед необходимостью перехода на инновационный путь развития.

Проблема изучения и использования  опыта высокоразвитых стран в  области организации труда и  подготовки кадров в условиях инновационного процесса может показаться, на первый взгляд чужой и надуманной в применении к экономике государства, находящейся  в глубоком кризисе. Вроде бы, нужно  сначала остановить спад производства, восстановить хозяйственные связи, стабилизировать кредитно-финансовую сферу, а уже потом думать об инновациях. В действительности выход из кризиса возможен при максимальной активизации инновационной деятельности предприятия. Если разработка и коммерческая реализация новых технических идей требует высокого творческого настроя, инициативы и самоотверженности каждого работника и всего коллектива в целом, то переориентация всей работы предприятия на новые конкурентоспособные виды товаров и услуг, завоевание новых рынков сбыта продукции в современных условиях невозможны без серьезного анализа инновационного проекта.

Для поиска вариантов инновационного развития предприятий, реализация которых  приводит к формированию новых рынков требуется: продажа новых товаров  существующим группам потребителей, разработка и реализация новых товаров, реализация новых товаров новым  группам потребителей, на новых рынках, диверсификация производства и сбыта, целесообразно использовать нетрадиционные методы, основанные на анализе направлений и темпов развития НТП и вызванных ими изменений в действиях факторов внешней среды предпринимательской (хозяйственной) деятельности и внутренней среды конкурентного хозяйствующего субъекта. В данной работе представлена разработка инновационного предложения. На основе этой работы можно попытаться реализовать эту инновацию и внедрить ее в производство.

Список используемой литературы

1. Экономика предприятия// под ред. Сафронова Н.А. М., 2003.

2. Гаузнер Н., Иванов Н. Инновационная стадия развития предприятий// Эко 2003, №2.

3. Гурков И. Конкурентоспособность  и инновационость российских  предприятий// Вопросы экономики  2005, №2

4. Маусов Н. Инновационная  стратегии предприятия// Проблемы  теории и практики управления 1994, №5

5. Гаузнер Н., Иванов Н. Инновационная стадия развития предприятий // Эко 2003, №2.

6. Гурков И. Конкурентоспособность и инновационность российских предприятий // Вопросы экономики 2005, №2.

7. Спивак В.И. Инновационная деятельность промышленных предприятий//Инновации 2001 №5-6.

8. Николаев А. Инновационное развитие предприятий// Проблемы теории и практики управления 2001, №5.

9. mbf.obninsk.ru



Информация о работе Управление инновационными процессами