Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа
Актуальность темы исследования. В современной экономике управление инновационным развитием предприятия является, по сути, необходимым элементом конкурирования, позволяющим постоянно совершенствовать конкурентные преимущества предприятия, получая, используя и охраняя объекты его интеллектуальной собственности. В то же время, развитие инновационной деятельности предприятия на основе системы управления объектами его интеллектуальной собственности не достаточно широко раскрыто российскими учеными в современной экономической литературе.
Введение 3
1Характеристика инноваций 5
2Структурная характеристика инновационного процесса 6
3 Объекты интеллектуальной собственности 11
4 Правовая защита интеллектуальной собственности в современных условиях 16
5 Рынок интеллектуальной собственности. Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции 20
6 Этапы процесса оценки стоимости ОИС 25
7Результат инновационного предпринимательства 31
8Реструктуризация инновационной деятельности и защита ОИС 33
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Нацеленность национальной
экономики на инновационный путь
развития в значительной мере определяет
значимость такого результата интеллектуальной
деятельности как рационализаторские
предложения. Они не обладают признаками
патентоспособности, но, наряду с изобретениями
и полезными моделями, играют большую
роль в совершенствовании
Рынок новшеств можно определить как
систему экономических форм и
механизмов, связанных с образованием
и функционированием
На рынок часто смотрят как
на технико-экономическую
1. Служить проводником научно-технической политики;
2. Оказывать инновационное воздействие на инвестиционный процесс;
3. Подсказывать государственным органам необходимость развития инновационных коммуникаций в целях ускорения реализации научно-технического потенциала;
4. Формировать научно-технические требования (показатели) к новшествам;
5. Прямо влиять на производство новшеств через активизацию спроса на инновационные товары.
Чтобы выполнять указанные функции, рынок новшеств должен иметь возможность экономически воздействовать на процесс создания новшеств и на производителей научной продукции. Сущность воздействия состоит в повышении или понижении интереса исследователей и разработчиков новых продуктов и технологий к созданию того или иного новшества. Интерес связан с доходами, получаемыми от реализации результата, и их распределением. Если ранее в инновационной сфере доход был полностью регламентирован, не зависел от реализации новшества в производстве, то и рынок новшеств отсутствовал. Воздействие рынка зависит от возможности изменить товарные потоки и их экономические (стоимостные) параметры в соответствии с инвестиционной конъюнктурой и тем самым повысить или понизить интерес участников рынка новшеств.
Рыночный механизм проявляет свои
специфические особенности
Сама природа рынка новшеств, где интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается в том, что производитель выходит на него не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя.
Рынок новшеств развивается как рынок заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между продавцами и покупателями, приводя ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора).
Рынок интеллектуальной собственности и связанных с ним услуг можно условно разделить по следующим направлениям:
- создание объектов интеллектуальной собственности (разработка, патентование и регистрация объектов промышленной собственности, выявление «ноу-хау», авторские права);
- правовое сопровождение использования объектов интеллектуальной собственности на рынке (заключение договоров, защита прав патентообладателей, в том числе в Апелляционной палате, Высшей патентной палате, арбитражных судах и т.п.);
- оценка интеллектуальной собственности (при введении в хозяйственный оборот, при передаче всех прав или части прав на объекты интеллектуальной собственности, при определении авторских вознаграждений, расчете ущерба и др.);
- страхование интеллектуальной собственности (от риска потерь от юридического преследования, риска появления на рынке контрафактной (пиратской) продукции и др.).
Выделяя эти направления, следует
отметить, что приведенная сегментация
рынка интеллектуальной собственности
является условной. Тем не менее, в
случае недостаточной развитости хотя
бы одного из укрупненных сегментов
рынок в целом теряет свою привлекательность
как для владельцев прав на объекты
интеллектуальной собственности, так
и для потенциальных
Вовлечение продуктов
При этом ОИС в одних
случаях являются
Методические подходы к
В стандарте даны следующие определения:
- балансовая стоимость ОИС — первоначальная, отраженная в бухгалтерском учете стоимость ОИС, состоящая из суммы фактических затрат на его приобретение или создание и расходов на доведение до состояния, в котором он пригоден к использованию в намеченных целях;
- инвестиционная стоимость ОИС — стоимость для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования;
- потребительная стоимость ОИС — стоимость, которую конкретный ОИС имеет для конкретного пользователя с точки зрения его способности удовлетворять какие-то насущные потребности;
- рыночная стоимость ОИС — расчетная величина, равная денежной сумме, за которую ОИС должен переходить из рук в руки, на дату оценки между покупателем и продавцом в результате коммерческой сделки.
Экономическое понятие стоимости ОИС выражает ту выгоду, которую имеет правообладатель данного ОИС на момент ее оценки. В общем виде целями оценки стоимости являются:
- внесение стоимости ОИС в уставный капитал субъектов хозяйствования;
- постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов;
- уступка права на ОИС;
- купля-продажа лицензий на использование ОИС;
- разгосударствление и приватизация государственной собственност
- ликвидация предприятия, имеющего ОИС;
- залог ОИС;
- страхование ОИС;
- раздел, наследование, дарение или безвозмездная передача ОИС;
- определение доли имущественных прав на ОИС;
- определение стартовой цены для конкурсов, аукционов и торгов ОИС;
- исчисление налога, пошлин, сборов;
- возмещение ущерба;
- оценка стоимости предприятия;
- экспертиза инвестиционных проектов и др.
Все действующие методы по оценке объектов интеллектуальной собственности в международном стандарте и большинством оценщиков рассматриваются с позиции трех классических подходов — затратного, рыночного, доходного.
Необходимость оценки при использовании объектов ИС чаще всего возникает при передаче имущественных прав на эти объекты, внесении прав на объекты ИС в качестве неденежного вклада в уставные фонды юридических лиц , при залоге прав на объект ИС, при разгосударствлении и приватизации государственной собственности и в иных случаях.
При оценке стоимости объектов ИС могут использоваться три основных подхода к оценке: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. В рамках каждого из названных подходов возможно использование нескольких методов оценки.
Суть затратного подхода заключается в том, что стоимость ОИС может оцениваться по затратам, необходимым для его воспроизводства или замены за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ.
Затратный подход реализуется следующими методами:
- методом определения начальных затрат;
-методом стоимости замещения;
-метод восстановительной стоимости.
Метод определения начальных затрат основан на калькуляции затрат на создание (приобретение), охрану и доведение до готовности использования объекта в запланированных целях на дату оценки, отраженных в бухгалтерском учете
При использовании метода определения начальных затрат проводят следующие работы:
- выявляют все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и доведением до готовности использования ОИС в запланированных целях и отраженные в бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования[1,c.87];
- приводят разновременные стоимости оценки к расчетному году;
- определяют величину морального износа (старения) ОИС;
- определяют стоимость ОИС как разницу между приведенной величиной затрат и износом.
При использовании метода стоимости замещения используют принцип замещения, основанный на том, что стоимость ОИС определяется той ценой, которую следует заплатить при покупке актива аналогичной полезности или с аналогичной потребительной стоимостью. При этом проводят следующие работы[1,c.115]:
- исследуют рынок и выявляют круг активов аналогичной полезности или с аналогичной потребительной стоимостью и устанавливают их стоимость;
- приводят разновременные стоимостные оценки к расчетному году;
- определяют стоимость ОИС.
При использовании метода восстановительной стоимости стоимость объекта интеллектуальной стоимости определяют как сумму затрат, необходимых для создания его новой точной копии.
Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении ОИС и исходит из того, что покупатель, проявляя благоразумие, не заплатит за объект сумму, большую, чем та, в которую обойдется получение аналогичного по назначению и качеству объекта в обозримый период без существенных задержек. Этот подход может привести к объективным результатам, если есть возможность точно оценить величину затрат на создание аналогичного объекта и его износа при непременном условии относительного равновесия спроса и предложения на рынке.
Затратный подход чаще всего применяется для оценки нематериальных активов, не участвующих в формировании будущих доходов и не приносящих прибыли в настоящее время. На практике затратные методы оценки используются, если областью применения ОИС являются социальная сфера, космос, оборонные программы, другие программы безопасности и т. п
Сравнительный (рыночный) подход основан на возможности выбора активов — объектов интеллектуальной собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. При этом из нескольких активов примерно одинакового назначения и полезности покупатели должны иметь возможность выбора того, который их устраивает по комплексу качеств, включая функциональные свойства, приемлемую стоимость, длительность срока службы, степень защищенности актива, его уникальность и другие характеристики. Кроме того, правообладатель должен иметь возможность выбора наиболее предпочтительных для него покупателей с тем, чтобы среди них отдать предпочтение тому, кто больше заплатит, и тому, с кем возможно перспективное сотрудничество[3,c.78].
Рыночный, или сравнительный, подход реализуется следующими методами:
- методом сравнительного анализа продаж;
- методом рынка интеллектуальной собственности (методом освобождения от роялти/ренты).
Метод сравнительного анализа продаж основан на принципе эффективного функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа активы, принимая при этом независимые индивидуальные значения. Он предусматривает сопоставление оценки стоимости ОИС по намечаемой сделке с уже состоявшейся аналогичной сделкой.
Информация о работе Управление инновациями на основе защиты объектов интеллектуальной собственности