Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:25, контрольная работа
Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.
1. Волновая и циклическая концепция развития инноваций 2
2. Критерии оценки инновационного менеджмента 7
3. Показатель чистого дисконтированного дохода как экономический критерий эффективности инноваций 11
Список литературы 16
Содержание
Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта. Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.
В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
В результате научно-технического прогресса одна технология замещает другую. Объем средств, необходимых для вложения в новую технологию с целью достижения ею такой же результативности, которую на сегодня имеет старая технология, называется технологическим разрывом. В дальнейшем (после преодоления технологического разрыва) выгоднее вкладывать средства в новую технологию, чем в совершенствование старой (рис. 1).
Зависимость между затратами, связанными с разработкой и улучшением продукта или технологического процесса, и результатами, полученными от вложенных средств, представляет S-образную кривую, характеризующую жизненный цикл технологии. На начальной стадии, когда средства вкладываются в исследования нового продукта, успехи весьма скромны. Далее, когда знания реализуются в разработки, результаты улучшаются стремительно. На этапе зрелости прирост затрат в НИОКР уже не дает ожидаемого результата, в этом случае происходит смена технологии (А) на более перспективную (Б), но не на базе тех же знаний, которые лежат в основе старой технологии, а на базе совершенно новых знаний.
Примерами преодоления технологических разрывов могут служить следующие: переход от электронных ламп к полупроводникам; от винтовых самолетов к реактивным; от тепловых электростанций к атомным; от магнитной ленты к компакт-дискам и т. д.
В
истории преодоление
Рис.2.Волновой
характер возникновения базовых технических
нововведений
Рис. 3.
Иллюстрация цикличности возникновения
важнейших нововведений
В первые несколько лет в цикле происходит накопление нового технологического потенциала (накапливаются важные открытия и изобретения, образуются резервы свободных капиталов, низкий уровень прибыли и высокие издержки заставляют предпринимателей обращаться к новым технологиям). Потом наступает период, когда нововведения набирают силу, а затем, в ходе их коммерческой эксплуатации, темп событий постепенно замедляется. Эту закономерность сформулировал русский экономист Н. Кондратьев, а затем, в 1830 г., его поддержал немецкий экономист И. Шумпетер. Он показал, что первая волна продолжалась с 1790 по 1840 г. и в ее основе лежали преимущественно новые технологии в текстильной промышленности, использовавшие возможности угля и энергии пара. Вторая волна охватила 1840-1890 гг. и непосредственно связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства. Третья волна (1890-1940 гг.) базировалась на электроэнергии, успехах химии и двигателях внутреннего сгорания.
Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы. Четвертая волна (с 1940 по 1990 г.) сформировала технологический уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились компьютеры и программные продукты для них. Атом используется в военных и мирных целях. Пятая волна (1990-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, получения и использования новых видов энергии, материаловедения, освоения космического пространства, спутниковой связи и т. п.
Периодичность
возникновения радикальных
Таким образом можно сделать вывод, что:
Каждая инновация, прежде всего, имеет своей целью достижение некого результата. Результат не всегда может совпадать с поставленной задачей, т.к. свои коррективы вносит сама экономическая обстановка (ее стабильность и нестабильность), помимо этого на результат влияет и общество. Оно и определяет спрос на нововведения в организации.
Один
из важных факторов распространения
любой инновации состоит в
ее взаимодействии с соответствующим
социально-экономическим
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
Применение инновационного менеджмента - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.
Во
всех случаях для принятия решений
каждым субъектом альтернативные технологии
сравниваются с решениями, принятыми
предыдущими реципиентами. Но получить
такую информацию достаточно сложно,
так как это связано с
Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей..
Инновационный
процесс имеет циклический
Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие этого процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.
Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.
В общем виде инновационные процессы можно записать так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб., где
ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ — прикладные исследования; Р — разработка; Пр — проектирование; С — строительство; ОС — освоение; ПП — промышленное производство; М — маркетинг; Сб — сбыт.
Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС, который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоятельность каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности. Конечно, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщение научной деятельностью, связанной с ФИ.
В
связи с этим необходимо выяснить
сущность научной работы в данном
направлении. Научная работа — это
исследовательская
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по определенной схеме.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Классификация инноваций. Важную роль в классификации играет такой показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Информация о работе Волновая и циклическая концепция развития инноваций