Выбор инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:52, реферат

Описание

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Выбор инновационной стратегии.docx

— 313.88 Кб (Скачать документ)

     Каждое  поколение техники проходит в  своем развитии обособленный жизненный  цикл. Пусть фирма в отрезок  времени от t1 до t3 работает над тремя  поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга. На стадии зарождения и начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается (диаграмма а на рис 2). На стадии стабилизации выпуска продукции поколения В (момент t2, этапы насыщения, зрелости и стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма б на рис 2). С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего еще более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент t3) – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются (диаграмма в на рис 2.), поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.

     

     Рис 1. Циклы выпуска сменяющих друг друга продуктов (А, В, С)

       
 
 
 
 
 

     Рис 2. Диаграммы структуры выпуска продукции фирмы в различные моменты времени: а) момент t1; б) момент t2; в) момент t3.

     На  рис 2. видно, что стабильная величина совокупного дохода предприятия (фирмы) обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики фирмы. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что, собственно, и обуславливает циклический характер развития поколений техники.

     Однако  определяющим в формировании конкурентоспособной  научно-технической политики предприятия (фирмы) служит то обстоятельство, что  средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочный позиций  на рынке. Поэтому стратегическое планирование научно-технической политики требует  достоверного выявления и прогнозирования  тенденций развития каждого поколения  соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники  достигнет максимума развития, когда  к этой стадии придет конкурирующий  продукт, когда целесообразно начать освоение, когда - расширение, а когда наступит спад производства.

     Полный  цикл жизни отдельного поколения  техники (от первых научных разработок принципа действия до снятия с промышленного  производства) в условиях рыночной экономики, как правило, формируется  разнонаправленными усилиями множества  предприятий и фирм. Он охватывает как минимум три частных цикла: научный, изобретательский и производственный. Названные циклы на протяжении жизни  одного поколения техники друг за другом последовательно, но с некоторым  взаимным наложением во времени.

     Многочисленными исследованиями доказано, что между  этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг, равный определенному средне вероятному промежутку времени. Этот лаг располагается между моментом появления технического решения (либо между моментом оформления, регистрации технической идеи, проекта , например, получением патента на изобретение) и моментом максимального объема использования этой идеи, проекта в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия (фирмы) должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно уметь анализировать потоки документов (информации).

     Существующий  методический аппарат выявления  мировых и отечественных тенденций  развития науки и техники на базе анализа массивов документов, в конечном счете, можно свети к следующим пяти методам:

  1. Метод структурно-морфологического анализа. Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей, технических решений и т.п.), что позволяет обоснованно формировать стратегию НТП на подотраслевом уровне.
  2. Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Это дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТП на отраслевом уровне.
  3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патентов - аналогов. Его сущность исходит из того, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость. Поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов - аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.
  4. Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу, различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).
  5. Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.

     Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия управленческих решений по формированию научно-технической  политики состоит из нескольких блоков.

     Первый — разработка морфологической классификации предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия, используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу, где возможны любые сочетания между вариантами аспектов.

     Второй  блок — разработка рубрикатора предметной области, например, в терминах Международной патентной классификации изобретений. Международная классификация изобретений была разработана в связи с договоренностью ряда европейских стран о сближении систем классификации изобретений. Первый вариант Международной классификации изобретений (МКИ) утвержден в 1954 г. С 1955 г. новая классификация стала применяться в Бельгии, с 1956 г. — во Франции, с 1957 г. — в Италии, несколько позже — в Австрии, Бразилии, Великобритании, Греции, Дании, Нидерландах, Норвегии, США, Финляндии, ФРГ, Японии и других странах. В 1970 г. она была введена в бывшем СССР как основная система классификации изобретений.

     Официально  в соответствии со Страсбургской конвенцией МКИ называется Международной патентной классификацией (МПК). Это наименование применяется в настоящее время и в России.

     Укрупненная система МПК состоит из восьми разделов, 118 классов и 617 подклассов. Расположение классифицируемых областей осуществляется по восьми разделам, обозначаемым прописными буквами латинского алфавита:

А —  удовлетворение жизненных потребностей человека;

В —  различные технологические процессы;

С — химия и металлургия;

D —  текстиль, бумага;

Е —  строительство; горное дело;

F —  механика, освещение, отопление,  двигатели и насосы, взрывные работы;

G —  физика;

Н —  электричество.

     Структура классификации отражает сочетание  двух основных принципов: тождественности  функций и предметно-тематического.

     Для МПК характерны большое число  и дробность рубрик, что позволяет  расширить систему для более  полного охвата новых областей техники.

     Рубрикатор  представляет собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый и  пятый блоки — это информационный поиск исходной информации; анализ полученных результатов; определение  рекоменда­ций по формированию научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих решения.

     Проведенные исследования и результаты их позволяют  выявить моменты развития и смены  поколений техники, определить намечающиеся тенденции, прогнозировать дальнейшие изменения в технике и технологиях  с целью оптимизации научно-технической  политики. Все это служит основой  для выработки рекомендаций относительно инвестиционной политики и планирования вложений ресурсов.

      Направления выбора инновационной  стратегии с учетом рыночной позиции  показаны на рис. 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис 3. Направления выбора инновационной  стратегии

     Выбор стратегии осуществляется по каждому  направлению, выделенному при постановке цели.

     Упрощенная  модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена  для выбора стратегии в зависимости  от доли рынка и темпов роста в  отрасли (рис. 4).

       
 
 

     Рис 4. Модель выбора стратегии

     В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие большие доли рынка  в быстрорастущих отраслях («звезды»), должны выбирать стратегию роста. Фирмы, имеющие высокие доли роста в стабильных отраслях («дойные коровы»), выбирают стратегию ограниченного роста. Их главная цель — удержание позиций и получение прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно растущих отраслях («собаки»), выбирают стратегию отсечения лишнего.

     Для предприятий, слабо закрепившихся  в быстрорастущих отраслях, ситуация требует дополнительного анализа, так как ответ для них неоднозначен.

     Выбирая варианты стратегии, фирма может  воспользоваться матрицей продукт/рынок (рис. 5).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис 5. Матрица продукт / рынок

           Принимая ту или  иную стратегию, руководство должно учитывать четыре фактора:

  1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
  2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения. Это позволит фирме более успешно разрабатывать новые.
  3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу, потому что были предложены к осуществлению в неподходящий момент.
  4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.

     Разработка  стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу  вверх и с помощью консультативной  фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.

     При разработке снизу вверх каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения, служба НИОКР) разрабатывает рекомендации по составлению стратегического  плана в рамках своей компетенции. Затем эти предложения поступают  руководству фирмы, которое обобщает их и принимает окончательное  решение на обсуждении в коллективе, что позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно  связанных с изучаемыми проблемами, и создает у работников впечатление  общности всей организации в разработке стратегии.

     Фирма может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.

Информация о работе Выбор инновационной стратегии