Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:30, доклад
Классическая, или админиcтративная школа в управлении (1920-1950 г.г.). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.
получив только специальное образование. Не только знания, но и личностные
качества, руководителя способствуют (или препятствуют) результатам его
работы.
Руководитель, по Файолю, должен быть лидером - человеком, который
своим примером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях
решения задач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива
подчиненных, постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего,
что происходит вокруг. Также руководитель, по мнению представителей
административной школы, должен обладать следующими психологическими
качествами: здоровье, ум и интеллектуальные способности, моральные
качества (сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии
ответственных решений); хорошее общее образование; способность управлять
людьми (предвидение, организаторские способности, умение воздействовать на
людей для выполнения поставленных задач, коммуникабельность и др.); знание
всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
максимальная компетентность в деятельности конкретного предприятия.
Менеджер, обладающий вышеперечисленными качествами, представляет собой
сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.
6. Углубление концепции А.Файоля
в дальнейших исследованиях
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения
его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д.Муни, А.П. Слоун, Г. Черч.
Среди множества работ Л. Урвика особого внимания заслуживает
исследование «Элементы администрации». Вслед за Файолем Урвик уделил
большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым
он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство,
координацию, отчетность и составление бюджета. Многие зарубежные авторы до
сих пор используют указанные им функции. Урвик глубже Файоля исследовал
принципы построения формальной организации, особо выделив соотношение
полномочий (прав) и ответственности.
«Основы управления
представителя классической школы. Главное внимание Черч уделял структурным
вопросам производства управления на предприятии. «Производство, - писал
он, - есть синтез проектирования, оборудования, распорядительства, учета и
оперирования» [8,78]. Автор подробно рассматривает и анализирует каждую из
указанных функций, выделяя их составные элементы и этапы их осуществления.
Одним из видных представителей классической школы, ее направления
«человеческих отношений» является М. Вебер, развивавший свои взгляды
одновременно с Ф. Тейлором. В зависимости от характера власти, Вебер
различает три типа организаций:
1. Харизматический.
2. Традиционный.
3. Идеальный (бюрократический).
Особое внимание уделяется описанию третьего, идеального типа
организации. По мнению Вебера, бюрократический тип организации вызван
появлением особого социального слоя бюрократии, специализирующегося на
управлении. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и
административные навыки. Бюрократия определяет вертикальную иерархию в
организации и опирается, как правило, на административные методы
управления. Наличие бюрократии требует создания в организации
административных служб, специализирующихся на управленческих функциях. Без
этого крупные организации не могут эффективно функционировать и планомерно
развиваться. Среди принципов построения «идеальной» организации Вебер
выделял такие, как:
. разбиение всей деятельности организации на простейшие элементарные
операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными
звеньями;
. формально закрепленная власть, авторитет и права каждого
руководителя, действующие внутри организации (по принцип иерархии);
. определение четких правил, инструкций, стандартов, регламентирующих
работу в организации;
. четкая система контроля и санкций и др.
Положительной оценки заслуживают признаки необходимости разделения труда и
его формального закрепления, активно используемые и в настоящее время.
Вклад Вебера в развитие управленческой мысли заключается в разработке
теории бюрократического построения организации и системы управления в
частности. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как
механизм. Именно с этой целью разрабатывались инструкции и правила,
порядок принятия конкретных решений и система распределения власти, а
также исключалось личное начало в межличностных отношениях.
Большое распространение идеи Вебера получили в 30-40г.г. XX века.
Однако в дальнейшем эти идеи перестали отвечать потребностям
предпринимательства, требующего гибкости и оперативности в управлении.
Значение теории администрации
Классическое разграничение функций управления на предприятии,
разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все
новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не
смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций
по Файолю остается в своей основе без изменений. Применение теории Файоля
в практической работе руководителя даст возможность:
. правильно определять приоритеты в вашей работе;
. правильно ее планировать;
. быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.
Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним
проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем
окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и,
следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;
оценить целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не
хватает для эффективного решения проблем. В совокупности все это поможет
найти новые способы и пути решения проблем организации
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.
Например, японская компания. «Мицусита электрик» руководствуется следующими
семью принципами управления: объективность, справедливость, сплоченность,
благоустройство, скромность, гармония, оценка — они перекликаются с
принципами, разработанными Файолем.
Основатели административной школы менеджмента руководствовались
задачей создания универсальных принципов управления, следование которым
позволяет достичь максимального эффекта деятельности любого предприятия.
Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели.
Определив управление как процесс предвидения, организации,
распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции
менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования
позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством.
Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне «Основных
принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы
Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой
группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация,
единство руководства, единоначалие, скалярная цепь (иерархия). Принципы
процесса – это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность
частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного
результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для
персонала, инициативу.
Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали
носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется
управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений,
изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на
практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости,
опыта, решительности и чувства меры».
Однако даже специальное образование вряд ли поможет развить
административные способности менеджера. Для наиболее эффективного
управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект,
сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений,
способность управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами
администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и
эмоционального воздействия.
Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества
нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной
деятельности. [6,70].
Помимо А. Файоля представителями административной школы являлись
Л.Урвик, М. Вебер, Д.Муни, Г. Черч и др.
Описанный Вебером идеальный тип организации вызван появлением особого