Аграрные отношения и земельная рента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:17, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются теоретические положения, касающиеся сущности земельных отношений и их развития в сельском хозяйстве с целью выделения эффективных форм использования и управления земельными ресурсами; охарактеризованы основные направления, касающиеся усовершенствования механизма функционирования земельных отношений в системе аграрного землеиспользования.

Содержание

РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 6
1.1. Сельское хозяйство и особенности его развития 6
1.2. Аграрные отношения 10
2. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА И ЕЕ ФОРМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 21
2.1. Дифференциальная и монопольная земельная рента 21
2.2. Абсолютная рента 24
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ 27
3.1. Аграрные реформы в сельском хозяйстве Украины 27
3.2. Аграрно-промышленный комплекс Украины 29
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

Аграрные отношения и зем.рента.doc

— 525.00 Кб (Скачать документ)

Третий этап – стратегический. Он предусматривает вывод сельского хозяйства Украины на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран, надежное закрепление ее места в мировом распределении производства аграрной продукции и его широкого ассортимента [23].

Результаты хозяйствования предпринимательских сельскохозяйственных структур, пока что, есть довольно низкими для развития АПК нужны как внутренние, так и внешние инвестиции.

Однако возможности бюджетных инвестиций в аграрную сферу в Украине чрезвычайно ограниченные. Соответственно сокращение инвестиций (в особенности на разработку эффективных технологий, прогрессивной техники) увеличивает зависимость нашей страны от импорта продуктов питания, закрепляет технологическое отставание от развитых стран мира. Поэтому инвестиционная политика в Украине должна быть единой системой государственного регулирования АПК вместе с ценами, налогами и кредитами, как в странах с развитой рыночной экономикой.

Поступления инвестиционных ресурсов из-за границы ограниченны нестабильностью экономики, отсутствием законодательной базы и механизма реализации уже принятых законов, недостачей гарантий иностранным инвесторам на государственном уровне, несовершенством и частыми изменениями действующей налоговой системы и др.

Стимулом для иностранных инвесторов вкладывать средства в аграрную сферу Украины может быть, прежде всего, более высокий уровень прибыли на вложенный капитал, чем в западных странах, дешевая рабочая сила, практически неосвоенный рынок товаров и услуг, вкладывание средств в развитие инфраструктуры АПК, в частности, в формирование материально- технической базы, прежде всего производство минитехнологий для переработки сельскохозяйственного сырья и изготовления сельскохозяйственной продукции массового спроса.

Только достаточно высокий уровень цивилизованности предпринимательских отношений, осведомленность предпринимателей с основами ведения предпринимательской деятельности, создание юридической базы для ее эффективного развития даст возможность вывести сельскохозяйственное производство страны на мировой уровень. Нужно создавать интегрированные объединения предпринимательских структур, в частности, ассоциации, союзы предпринимателей агропромышленного направления, финансово-промышленные группы (ФПГ), инвестиционные фонды. Такие объединения обеспечат эффективное развитие сельских регионов, дадут возможность наладить и внедрить прогрессивные ресурсосберегательные технологии, поставлять продукцию на внутренние и внешние рынки, обеспечить высокий уровень оплаты работников сельскохозяйственного сектора, быть равноправными партнерами с иностранными предпринимателями и инвесторами.

Становление предпринимательства в АПК будет сопровождаться развитием предпринимательских структур в сфере обслуживания потребностей АПК, которое обеспечит занятость населения сельской местности. Для этого нужно поддерживать новые, прогрессивные формы хозяйствования в сельском хозяйстве, прежде всего фермерство, реформировать организационную структуру управления АПК, предоставить сельскохозяйственным предприятиям корпоративные права в предприятиях по переработке сельскохозяйственного сырья. Для этого предлагают модель агроперерабатывающего общества, отношения в котором регулируют объединением интересов аграрных производителей и перерабатывающей сферы АПК. Эта модель предусматривает такое: проведение новой эмиссии акций для размещения их среди предприятий - поставщиков; формирование уставного фонда на равные, достаточному для выделения контрольного пакета акций сельскохозяйственным товаропроизводителям, объединение практики ежегодной выплаты дивидендов с предоставлением определенных льгот собственным акционерам относительно частичного перераспределения конечного результата; создание благоприятных условий для приобретения акций поставщиками сырья и др[24].

Необходимо также формирование новой пофирменной (в отличие от отраслевой) организационной структуры АПК. Фирмы агробизнеса, как многопрофильные комплексы, объединяют в себе производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Создание фирм агробизнеса обеспечит привлечение долгосрочных инвестиций и новых технологий в АПК Украины, интеграцию финансово-коммерческих структур в аграрную сферу на рыночных основах, конкурентоспособность украинской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Исторический анализ развития земельных отношений в сельском хозяйстве свидетельствует о вечном стремлении крестьянина работать на своей земле. Убеждают в этом все земельные реформы, которые проводились перманентно в разные эпохи человеческого общества. Главный урок, который следует вынести из них, заключается в том, чтобы в результате нынешних аграрных превращений наконец вернуть крестьянину статус хозяина на земле.

Земельные отношения в сельском хозяйстве в значительной степени являются рентными отношениями. Поэтому при их усовершенствовании необходимо учитывать действие объективного закона земельной ренты, открытого основоположниками классической политической экономии. В условиях переходной экономики, когда земельные отношения трансформируются в рыночную среду, первоочередным является правильное перераспределение дифференциальной ренты, которая образуется на лучших и средних землях, через ввод земельного налога и арендной платы за землю в зависимости от денежной оценки земель, которая вычислена на основе рентного дохода. Перераспределение земельной ренты должно быть в пользу сельского хозяйства. Сейчас же, когда нарушается закон цен производства, продолжается перекачивание дополнительной стоимости, в том числе и ренты, с сельского хозяйства в другие отрасли народного хозяйства[19].

Основой формирования и развития земельных отношений является собственность на землю. Особенной является также психология крестьянина, который и в общем (коллективном) стремится иметь свою часть. Длительный период монопольной государственной собственности на землю привел к отчуждению крестьянина от земли, что обусловило резкое снижение мотивации труда и ее производительности.

Организация новых хозяйственных формирований на базе существующих коллективных сельскохозяйственных предприятий и создание крестьянских (фермерских) хозяйств стали толчком к разгосударствлению и приватизации земли, то есть к осуществлению земельной реформы в Украине.

Для проведения земельной реформы создана соответствующая правовая база, которая включает целый ряд законодательных, других нормативно-правовых и инструктивно - методичних актов и документов. Организация работ по земельной реформе осуществляется Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам, Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по земельным ресурсам и единому кадастру, областными и Севастопольским городским управлениями, районными отделами земельных ресурсов.

Исследования показали, что результаты земельной реформы могут быть позитивными лишь при условиях, когда: реформа проводится на добровольной основе, демократическим путем, при участии и в интересах крестьян; получает со стороны государства правовую, финансовую, материально - техническую, политическую, организационную и морально-этическую поддержку; не нарушается принцип социальной справедливости и вокруг реформы создается благоприятный психологический климат; реформа проводится в комплексе с социальными превращениями на селе; создаются специальные органы - комитеты, комиссии, рабочие группы и тому подобное; крестьяне уверены в стабильности и необратимости аграрной политики государства, стабильности законодательной базы[20].

Земельная реформа создает благоприятные условия для социальной защиты сельского населения, в первую очередь граждан пенсионного возраста, которые могут получать арендную плату за переданных в аренду свои земельные доли (паи).

Основными направлениями усовершенствованиями экономического и правового механизма регуляции земельных отношений являются: ввод научно обоснованной платы за использование сельскохозяйственных земель; развитие арендных земельных отношений, особенно через механизм передачи в аренду земельных долей (паев); внутрихозяйственное движение земельных долей (паев) к лучшему хозяину; ввод экономического стимулирования владельцев земли и землепользователей за рациональное использование и охрану земель; усовершенствование нормативно-правовой базы земельных отношений в сельском хозяйстве.

Только достаточно высокий уровень цивилизованности предпринимательских отношений, осведомленность предпринимателей с основами ведения предпринимательской деятельности, создание юридической базы для ее эффективного развития даст возможность вывести сельскохозяйственное производство страны на мировой уровень.

Необходимо также формирование новой пофирменной (в отличие от отраслевой) организационной структуры АПК. Фирмы агробизнеса, как многопрофильные комплексы, объединяют в себе производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.              Юрчишин В.В. "Аграрные отношения в системе экономической реформы". - Экономика АПК. - 2008р., №9. - С. 10-17

2.              Плющ І.С. "Направления развития аграрной политики в Украине". - Экономика АПК, 2006р. - №4 - С. 3-6

3.              Федоpов М. М. Экономические проблемы земельных отношений в сельском хозяйстве. - К.: IАЕ, 2008. - 263 с.

4.              Месель-Веселяк В.Я., Федоpов М. М. Земельная реформа - основа структурных превращений в аграрной сфере Укpаїни //Экономика АПК. - 2007. - №5. - С. 10-17

5.              Баланюк І.Ф. "Аграрные отношения: социально-экономическая суть и место в системе общественных отношений" Экономика АПК - 2000р. №8. - С.68-72

6.                     Климко Г.Н., Нестеренко В.П., Каніщенко В.П., Чухно А.А. и др.   "Основы экономической теории : политэкономический аспект" - К :. "Высшая школа" - "Знание" 2007. – 450с.

7.                     Макконел К.Р., Брю С.Л. "Економікс" - К :. "Хагар-Демос" 1995. – 800с.

8.                     "Экономика зарубежных стран" За редакцией А.С. Філіпенко, В.А. Хворост и др. К:, "Лыбидь" 2006. – 560с.

9.                     Поль Самуельсон "Экономика" - Львов "Мир". – 2003. – 550с.

10.                 "Основы экономической теории" Под редакцией доктора экономических наук, профессора С.В. Мочерного. К.: ВЦ Академия . - 2007. – 880с.

11.          Буздалов И. "Теория аграрных отношений: современные представления" АПК : Экономика, управление. - 2007г. - №6. - С. 3-13

12.          Юрчишин В.В. "Методологические подходы к анализу современных аграрных отношений в Украине" Научный вестник Национального аграрного университета. - 2007р. - №18 - С. 7-10

13.          Вишиванюк М. В. "Новый этап развития аграрных отношений в Ивано-Франковской области" - Экономика АПК, 2008р. - С. 14-19

14.          Плющ І.С. "Направления развития современных аграрных реформ в Украине" Вестник аграрной науки. - 2005р. -  №3. - С. 5-8

15.          Юрчишин В.В. "Крестьянский вопрос в современных аграрных отношениях" "Вестник аграрной науки" - 2009р. - №8. - С. 60-63

16.          Довганчин Г.В. "Роль государственной регуляции экономических отношений в агропромышленном производстве" - Экономика АПК 2000. - №5 С. 3-7

17.          Юрчишин В.В., Баланюк І.Ф. "Проблемы развития аграрных отношений" Экономика АПК 2007р.- С. 3-9

18.             Заставний Ф.Д. Географія України. - Львів: Світ, 2004. – 480с.

19.             Розміщення продуктивних сил України / за редакцією Є.П. Качана. - Київ: Вища школа, 2007. – 680с.

20.             Соціально-економічна географія України / за редак-цією О.І. Шаблія. - Львів: Світ, 2004. – 500с.

21.             Марчук Є.К. Село - опора української економіки // Економіка АПК. - 2005. - №11, - С.17-22

22.             Саблук П. Агропромисловий комплекс: проблеми розвитку // Урядовий кур’єр. - 19 грудня 2005. - №190. – С.22-28

23.             Сафін О. Планування в сільському господарстві у нових економічних умовах // Економіка України. - 2009. - №9. – С.34-48

24.             Шпичак О.М. Економічні проблеми АПК України в умовах формування ринкових відносин // Вісник аграрної науки. - 2007. - №9. – С.33-39

25.             ukrstat.qov.ua

26.             nrada.dov.ua

27.             ukrstat.qov.ua

28.             www.regnum.ua

 

 

 



Информация о работе Аграрные отношения и земельная рента