Агропромышленный комплекс России: современное состояние, проблемы, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью данной работы является исследование АПК России, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить фактическое состояние АПК России;

2. оценить результативность сельскохозяйственного производства;

3. определить сущность основных проблем АПК;

4. выявить перспективы развития АПК;

5. исследовать возможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.

Содержание

Введение.

1. Теоретические основы агропромышленного комплекса.

1.1. Теоретические основы АПК.

1.2. Современное состояние АПК в целом по России.

1.3. АПК Пермского края.

2. Современное состояние аграрного сектора экономики.

2.1. Проблемы растениеводства и животноводства.

2.2. Проблемы сельского населения.

2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал.

2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения.

2.5. Проблемы технологии отрасли.

2.6. Проблемы Пермского края.

2.7. Проблемы импорта и экспорта.

3. Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А.docx

— 48.45 Кб (Скачать документ)

Перемены, которые  могут обеспечить более высокую  динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы - механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более  чем на 4%, а в животноводстве - на 5%. Прогнозируется оживление инвестиционного  процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально - экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран.

Наряду с экономической  поддержкой российского товаропроизводителя  в рамках разрешённых ВТО мер  необходимо, отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Для разработки региональной и долгосрочной программы  развития сельского хозяйства и  повышения его эффективности, дан  прогноз государственной поддержки  сельского хозяйства Пермского  края (Таблица 3) [5.C.20]. По программе «Развитие АПК Пермского края» на 2008-2010 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в том числе на мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности - 1466 млн. руб., государственную поддержку структурных изменений в сельском хозяйстве - 78 млн. руб. В целом в 2010 г. прогнозируется увеличение государственной поддержки на 23%. Принятие и реализация базового закона и Государственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать действенную нормативно - правовую базу для увеличения эффективности реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт развития производства и улучшения социально - экономического положения сельского населения.

 
Таблица 3. Прогноз государственной  поддержки развития сельского хозяйства  в Пермском крае, млн. руб.  
   
   
Наименование  мероприятия Источники финансирования Всего на период действия программы в том числе  по годам  
         
      2008 г. 2009 г. 2010 г.  
Мероприятия прямой государственной поддержки  отраслей краевой специализации Федеральный бюджет 340,84 100,25 115,48 125,25  
  Региональный  бюджет 2062,50 687,50 687,50 687,50  
  Внебюджетные  источники 7060,00 2042,90 2358,00 2659,10  
  ИТОГО 9463,30 2830,70 3160,00 3471,80  
             
Стимулирование  инвестиционной активности Федеральный бюджет          
  Региональный  бюджет 1138,50 30,60 377,50 454,50  
  Внебюджетные  источники 1466,50 392,80 486,20 587,50  
  ИТОГО 2605,00 699,30 863,70 1041,90  
Государственная поддержка структурных изменений  в сельском хозяйстве Федеральный бюджет          
  Региональный  бюджет 60,00 20,00 20,00 20,00  
  Внебюджетные  источники 18,00 6,00 6,00 6,00  
  ИТОГО 78,00 26,00 26,00 26,00  
             
Государственная поддержка обеспечения благоприятных  условий функционирования Федеральный бюджет          
  Региональный  бюджет 146,00 47,00 49,00 50,00  
  Внебюджетные  источники 12,50 4,10 4,20 4,20  
  ИТОГО 158,50 91,20 53,20 54,20  
             
Программа "Развития АПК Пермского края на 2008-2010 годы" Федеральный бюджет 340,70 100,20 115,20 125,20  
  Региональный  бюджет 3407,00 1061,00 1134,00 1212,00  
  Внебюджетные  источники 8557,00 2445,90 2854,40 3256,70  
  ИТОГО 12304,80 3607,20 4103,60 4593,90  
             
             

 

Заключение

В заключение курсовой работы сформулированы итоговые выводы и предложения, вытекающие из результатов  анализа.

1.В современных  условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.

2.Главной негативной  тенденцией в сельском хозяйстве  является сокращение всех элементов  производственного потенциала, как  отдельных предприятий, так и  отрасли в целом. Сельское хозяйство  находится в таком положении,  что применение разовых мер  уже недостаточно для вывода  его из кризиса. Нужны кардинальные  меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики  должна быть положена новая  система преобразований. Суть новой  политики должна состоять в  том, что при всей необходимости  быстрого увеличения объёмов  производства, исходным и главным  её положением должно быть  обеспечение эффективной жизнедеятельности  на селе и создание условий  для высокого уровня и качества  жизни сельского населения.

3.Одним из  главных аспектов преобразований  в АПК является участие государства  в этом процессе. Необходимо более  действенное участие государства,  прежде всего, путём прямых  инвестиций в сферу АПК. Но  в последние годы такая поддержка  была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес - структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

4.Важным направлением  преобразований в АПК является  обновление и эффективное использование  материально - технической и технологической  основы производства. В условиях  сложного финансового положения  наиболее приемлемым инструментом  является лизинг, который, несмотря  на все преимущества, развивается  медленно.

5.Не может  быть шаблонного подхода в  проведении преобразований в  АПК. В каждом регионе есть  свои особенности, которые следует  учитывать. Сельское хозяйство  Пермского края находится в  состоянии кризиса, обусловленного  общим социально - экономическим  кризисом в АПК. Анализ ситуации показал, что в 2006 г. по отношению к уровню 1998 г. объём производства скота и птицы на убой (в живом весе) сократился на 22%, молока - на 16,4% , зерна - на 6%, картофеля - на 23,8%. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 2,8 раза, а коэффициент выбытия техники превышает коэффициент обновления в два раза. В Пермском крае за период с 2000г. по 2006г. привлечено кредитов более 113,6 млн. руб., количество договоров составило 1270 ед. выплачено субсидий на развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов из федерального бюджета 2,173 млн. руб., из краевого бюджета 0,06 млн. руб. за 2006 г.

6.Роль государства  заключается в повышении эффективности  функционирования отрасли и социально  - экономическом развитии территорий, базирующихся на комплексном  взаимодействии сельскохозяйственных  организаций, инвесторов и органов  управления АПК. Для разработки  региональной среднесрочной и  долгосрочной программы развития  АПК Пермского края дан прогноз  государственной поддержки. Для  её реализации потребуется 12304 млн. руб.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. - М.: Юристъ. 2000.

2. Курс экономической  теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.

3. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК/Трясцин М.М., и др. - Пермь, 2003.

4. Энциклопедический  словарь. Современная рыночная  экономика. - М., 2004.

Дополнительная (периодическая) литература:

1. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2007,№10.

2. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.

3. Емельянов  А. Финансово-экономическое положение  сельского хозяйства: пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.

4. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.

5. Кузнецова  Э.Р. Роль и значение инвестиций  в сельскохозяйственном производстве  Экономика АПК Предуралья. Научно - практический журнал,2007,№6.

Информация о работе Агропромышленный комплекс России: современное состояние, проблемы, перспективы развития