Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:55, курсовая работа
Цель работы. Целью данной работы является исследование АПК России, определения актуальных проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить фактическое состояние АПК России;
2. оценить результативность сельскохозяйственного производства;
3. определить сущность основных проблем АПК;
4. выявить перспективы развития АПК;
5. исследовать возможности государственного регулирования и поддержки развития АПК.
Введение.
1. Теоретические основы агропромышленного комплекса.
1.1. Теоретические основы АПК.
1.2. Современное состояние АПК в целом по России.
1.3. АПК Пермского края.
2. Современное состояние аграрного сектора экономики.
2.1. Проблемы растениеводства и животноводства.
2.2. Проблемы сельского населения.
2.3. Проблемы инвестиций в основной капитал.
2.4. Проблемы сельскохозяйственного машиностроения.
2.5. Проблемы технологии отрасли.
2.6. Проблемы Пермского края.
2.7. Проблемы импорта и экспорта.
3. Перспективные направления совершенствования агропромышленного комплекса.
Заключение.
Список использованной литературы.
Перемены, которые могут обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы - механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.
Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве - на 5%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально - экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран.
Наряду с экономической
поддержкой российского
Для разработки
региональной и долгосрочной программы
развития сельского хозяйства и
повышения его эффективности, дан
прогноз государственной
Таблица 3. Прогноз государственной поддержки развития сельского хозяйства в Пермском крае, млн. руб. | ||||||
Наименование мероприятия | Источники финансирования | Всего на период действия программы | в том числе по годам | |||
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||
Мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации | Федеральный бюджет | 340,84 | 100,25 | 115,48 | 125,25 | |
Региональный бюджет | 2062,50 | 687,50 | 687,50 | 687,50 | ||
Внебюджетные источники | 7060,00 | 2042,90 | 2358,00 | 2659,10 | ||
ИТОГО | 9463,30 | 2830,70 | 3160,00 | 3471,80 | ||
Стимулирование инвестиционной активности | Федеральный бюджет | |||||
Региональный бюджет | 1138,50 | 30,60 | 377,50 | 454,50 | ||
Внебюджетные источники | 1466,50 | 392,80 | 486,20 | 587,50 | ||
ИТОГО | 2605,00 | 699,30 | 863,70 | 1041,90 | ||
Государственная
поддержка структурных |
Федеральный бюджет | |||||
Региональный бюджет | 60,00 | 20,00 | 20,00 | 20,00 | ||
Внебюджетные источники | 18,00 | 6,00 | 6,00 | 6,00 | ||
ИТОГО | 78,00 | 26,00 | 26,00 | 26,00 | ||
Государственная
поддержка обеспечения |
Федеральный бюджет | |||||
Региональный бюджет | 146,00 | 47,00 | 49,00 | 50,00 | ||
Внебюджетные источники | 12,50 | 4,10 | 4,20 | 4,20 | ||
ИТОГО | 158,50 | 91,20 | 53,20 | 54,20 | ||
Программа "Развития АПК Пермского края на 2008-2010 годы" | Федеральный бюджет | 340,70 | 100,20 | 115,20 | 125,20 | |
Региональный бюджет | 3407,00 | 1061,00 | 1134,00 | 1212,00 | ||
Внебюджетные источники | 8557,00 | 2445,90 | 2854,40 | 3256,70 | ||
ИТОГО | 12304,80 | 3607,20 | 4103,60 | 4593,90 | ||
Заключение
В заключение курсовой работы сформулированы итоговые выводы и предложения, вытекающие из результатов анализа.
1.В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость.
2.Главной негативной
тенденцией в сельском
3.Одним из
главных аспектов
4.Важным направлением
преобразований в АПК является
обновление и эффективное
5.Не может
быть шаблонного подхода в
проведении преобразований в
АПК. В каждом регионе есть
свои особенности, которые
6.Роль государства
заключается в повышении
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. - М.: Юристъ. 2000.
2. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.
3. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК/Трясцин М.М., и др. - Пермь, 2003.
4. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. - М., 2004.
Дополнительная (периодическая) литература:
1. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена, / Экономист, 2007,№10.
2. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10.
3. Емельянов
А. Финансово-экономическое
4. Кресникова Н. Об эффективности аграрного землепользования/ Экономист, 2008,№1.
5. Кузнецова
Э.Р. Роль и значение