Акционерное общество (корпорация) как главный институт предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ акционерного общества как главного института предпринимательской деятельности и развитие его в Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
исследовать сущность, признаки и функции предпринимательства;
сформулировать основные формы предпринимательской деятельности;
выявить проблемы, возникшие на пути предпринимательства;
дать полную характеристику акционерному обществу (корпорации).

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО ЭКОНОМИКЕ.docx

— 54.89 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА ТЕМУ: «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (КОРПОРАЦИЯ) КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ

ГРУППЫ 6418

ТИМЕНКОВА АННА

 

ПРОВЕРИЛ БОРОВИКОВ В.Г.

 

 

 

 

 

БЛАГОВЕЩЕНСК, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Народное  хозяйство любой страны — это  сложная экономическая система, в которой выделяют различные  сферы, отрасли, предприятия и их филиалы со множеством работников десятков тысяч профессий. Первичное звено этого сложного организма — предприятие, на котором занято от 1-2 чел. до нескольких сотен тысяч работников.

Цель темы — раскрыть сущность предприятий, определить их основные виды, рассмотреть содержание предпринимательства, а также социально-экономическую  природу акционерной собственности.

Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ акционерного общества как главного института предпринимательской деятельности и развитие его в Российской Федерации.

В ходе написания  курсовой работы должны быть решены следующие  задачи:

    • исследовать сущность, признаки и функции предпринимательства;
    • сформулировать основные формы предпринимательской деятельности;
    • выявить проблемы, возникшие на пути предпринимательства;
    • дать полную характеристику акционерному обществу (корпорации).

Для написания  курсовой работы были использованы законодательные  и нормативные акты, а также  труды как российских, так и  зарубежных авторов по проблеме

 

 

 

 

 

 

 

Статья 34 Конституции Российской Федерации, закрепляет: «каждый имеет право  на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной, не запрещенной  законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию».

Глава 1. Предпринимательство и принципы деятельности предприятий.

Деятельность  предприятия любого вида неразрывно связана с предпринимательством. Предпринимательство — это самостоятельное  организационно-хозяйственное новаторство  на основе использования различных  возможностей для выпуска новых  товаров или старых — новыми методами, открытия новых источников сырья, рынков сбыта с целью получения прибыли  и личной самореализации. Понятие  «предпринимательство» не следует  отождествлять с понятием «бизнес». Последнее более емко и включает любой вид деятельности (даже аферы), который приносит доход или личную выгоду.

Понятие «предпринимательство» впервые  ввел в научный оборот английский ученый Р. Кантильон. Он рассматривал его как особенную экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Ж.Б. Сэй утверждал, что предприниматель действует за собственный счет и на свой риск с целью получения выгоды, владеет при этом необходимыми знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т. п.

А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца, а предпринимательскую деятельность связывал, прежде всего, с собственным интересом предпринимателя (личным обогащением), в процессе реализации которого предприниматели благоприятствуют наиболее эффективному удовлетворению потребностей общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организовывает производство, распределяет полученные доходы.

Более полная характеристика предпринимательства  дается в трудах И. Шумпетера и Ф. Хайека.

По мнению И. Шумпетера, содержанием предпринимательства является реформирование и коренная перестройка производства вследствие осуществления новых комбинаций относительно техники и технологии, создания новых товаров, освоения новых рынков, источников сырья. Предпринимательство — это функция любой экономической системы, реализацию которой необходимо сочетать с научными разработками, маркетингом и другими видами деятельности. Осуществление же функций собственно предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которая определяет его возможности, виды, мотивацию и др. Поэтому основными функциями предпринимателя И. Шумпетер называет: изготовление нового блага или старого блага нового качества; освоение нового рынка сбыта, источника сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; осуществление соответствующей реорганизации производства. По его мнению, предприниматель не обязательно должен быть капиталистом, владельцем, он может быть и управляющим. Обособление собственности от управления, а следовательно, от предпринимательства, в наибольшей степени свойственно гигантским акционерным компаниям.

Ф. Хайек предпринимательство связывал, прежде всего, с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Предприниматель стремится оптимально соединить эти компоненты с ситуацией на рынке, учесть перспективу инвестирования, спрос и предложение той или иной отрасли экономики, уровень цен, найти наиболее эффективные средства для удовлетворения собственных потребностей и потребностей общества.

С учетом рассмотренных подходов можно выделить следующие основные функции предпринимательства: новаторскую, организационную, хозяйственную, социальную и личную.

Новаторская функция состоит в содействии процессу продуцирования новых идей, осуществлении опытно-конструкторских разработок, создании новых товаров и предоставлении новых услуг.

Организационная — во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальном сочетании с традиционными, в рациональном соединении формы единичного разделения труда, основных элементов системы производительных сил и контроля за их выполнением.

Хозяйственная функция предпринимательства сводится к наиболее эффективному использованию трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная — состоит в изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу в соответствии с главной целью, требованиями действия основного экономического закона.

Личная функция предусматривает самореализацию личной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы.

Общественный  характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике  предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства  является важнейшей составляющей трансформационных  изменений переходной экономики.

В этой связи  рассмотрение становления предпринимательства  в нашей стране, а также, его  основных   признаков и закономерностей  развития предпринимательства имеет  чрезвычайно большое значение.

Глава 2. Содержание и признаки предпринимательства.

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической  категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать  на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей  экономической природе предпринимательство  неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как  свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в  процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное  звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих  субъектов. Товарное производство исторически  и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется  через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".

Хотя  инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального  признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного  хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в  успехе. Такие преимущества могут  быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде.

Инициатива  требует известной хозяйственной  свободы. Когда уровень регламентации  предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для  активизации инициативы у субъектов  хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.

Однако  асимметрия информации создает и  известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает  как в связи с чисто рыночными  свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой  реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя  действительность представляется в  виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Хотя  риск и является органической компонентой  предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано  со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает  решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в  виде склонности к безрассудному  риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит  от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий  риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете  и учете возможных отрицательных  последствий. Стремление к успеху здесь  всегда уравновешивается хозяйственной  ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность  ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить  риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

Информация о работе Акционерное общество (корпорация) как главный институт предпринимательской деятельности