Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:49, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ акционерного общества как главного института предпринимательской деятельности и развитие его в Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
исследовать сущность, признаки и функции предпринимательства;
сформулировать основные формы предпринимательской деятельности;
выявить проблемы, возникшие на пути предпринимательства;
дать полную характеристику акционерному обществу (корпорации).
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА ТЕМУ: «АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (КОРПОРАЦИЯ) КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ
ГРУППЫ 6418
ТИМЕНКОВА АННА
ПРОВЕРИЛ БОРОВИКОВ В.Г.
БЛАГОВЕЩЕНСК, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Народное хозяйство любой страны — это сложная экономическая система, в которой выделяют различные сферы, отрасли, предприятия и их филиалы со множеством работников десятков тысяч профессий. Первичное звено этого сложного организма — предприятие, на котором занято от 1-2 чел. до нескольких сотен тысяч работников.
Цель темы
— раскрыть сущность предприятий, определить
их основные виды, рассмотреть содержание
предпринимательства, а также социально-
Целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ акционерного общества как главного института предпринимательской деятельности и развитие его в Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
Для написания курсовой работы были использованы законодательные и нормативные акты, а также труды как российских, так и зарубежных авторов по проблеме
Статья
34 Конституции Российской Федерации,
закрепляет: «каждый имеет право
на свободное использование своих
способностей и имущества для
предпринимательской и иной, не запрещенной
законом экономической
Глава 1. Предпринимательство и принципы деятельности предприятий.
Деятельность
предприятия любого вида неразрывно
связана с
Понятие «предпринимательство» впервые ввел в научный оборот английский ученый Р. Кантильон. Он рассматривал его как особенную экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Ж.Б. Сэй утверждал, что предприниматель действует за собственный счет и на свой риск с целью получения выгоды, владеет при этом необходимыми знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т. п.
А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца, а предпринимательскую деятельность связывал, прежде всего, с собственным интересом предпринимателя (личным обогащением), в процессе реализации которого предприниматели благоприятствуют наиболее эффективному удовлетворению потребностей общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организовывает производство, распределяет полученные доходы.
Более полная характеристика предпринимательства дается в трудах И. Шумпетера и Ф. Хайека.
По мнению И. Шумпетера, содержанием предпринимательства является реформирование и коренная перестройка производства вследствие осуществления новых комбинаций относительно техники и технологии, создания новых товаров, освоения новых рынков, источников сырья. Предпринимательство — это функция любой экономической системы, реализацию которой необходимо сочетать с научными разработками, маркетингом и другими видами деятельности. Осуществление же функций собственно предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которая определяет его возможности, виды, мотивацию и др. Поэтому основными функциями предпринимателя И. Шумпетер называет: изготовление нового блага или старого блага нового качества; освоение нового рынка сбыта, источника сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; осуществление соответствующей реорганизации производства. По его мнению, предприниматель не обязательно должен быть капиталистом, владельцем, он может быть и управляющим. Обособление собственности от управления, а следовательно, от предпринимательства, в наибольшей степени свойственно гигантским акционерным компаниям.
Ф. Хайек предпринимательство связывал, прежде всего, с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Предприниматель стремится оптимально соединить эти компоненты с ситуацией на рынке, учесть перспективу инвестирования, спрос и предложение той или иной отрасли экономики, уровень цен, найти наиболее эффективные средства для удовлетворения собственных потребностей и потребностей общества.
С учетом рассмотренных подходов можно выделить следующие основные функции предпринимательства: новаторскую, организационную, хозяйственную, социальную и личную.
Новаторская функция состоит в содействии процессу продуцирования новых идей, осуществлении опытно-конструкторских разработок, создании новых товаров и предоставлении новых услуг.
Организационная — во внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы и их оптимальном сочетании с традиционными, в рациональном соединении формы единичного разделения труда, основных элементов системы производительных сил и контроля за их выполнением.
Хозяйственная функция предпринимательства сводится к наиболее эффективному использованию трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.
Социальная — состоит в изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу в соответствии с главной целью, требованиями действия основного экономического закона.
Личная функция предусматривает самореализацию личной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
В этой связи
рассмотрение становления
Глава 2. Содержание и признаки предпринимательства.
Предпринимательство
служит предметом изучения многих дисциплин.
Отсюда и множественность его
трактовок и определений. Сущность
же предпринимательства, как экономической
категории, обусловлена его природой
и признаками как специфического
вида хозяйственного поведения, способностью
хозяйствующих субъектов
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
По своей
экономической природе
Экономическая
природа предпринимательства
Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".
Хотя
инициатива является свойством человеческой
натуры, проявление ее в качестве функционального
признака предпринимательской
Инициатива
требует известной
Однако
асимметрия информации создает и
известную неопределенность в деятельности
предпринимателя. Неопределенность возникает
как в связи с чисто рыночными
свойствами — изменение конъюнктуры,
цен и предпочтений потребителей,
так и в силу специфики предпринимательства,
выраженной, прежде всего, в непредсказуемой
реакции рынка на предлагаемые решения.
Таким образом, вся окружающая предпринимателя
действительность представляется в
виде неподвластной ему
Хотя
риск и является органической компонентой
предпринимательской
Коммерческий
риск отличается от риска вообще тем,
что основывается на трезвом расчете
и учете возможных