Актуальность логистики в современных российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:20, курсовая работа

Описание

В данной небольшой статье мы затронем весьма важную и непростую тему. В условиях трансформации экономики России значимость логистики неуклонно возрастает. Можно выделить пять основных факторов, которые характеризуют важное значение логистики в современный период развития экономики страны.
Экономический факторы – на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения с целью получения большей прибыли. Именно логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее конечного потребителя.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность логистики в современных российских условиях.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

Актуальность  логистики в современных российских условиях

В данной небольшой  статье мы затронем весьма важную и  непростую тему. В условиях трансформации  экономики России значимость логистики  неуклонно возрастает. Можно выделить пять основных факторов, которые характеризуют важное значение  логистики в современный период развития экономики страны.

Экономический факторы – на первый план выдвигается  поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения с  целью получения большей прибыли. Именно логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее конечного потребителя.

Организационно-экономический  факторы. В рыночных условиях, по мере возникновения и развития новых  организационных форм, реализующих  процессы товародвижения в большее значение приобретают различные интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

Информационные  факторы. Новая экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием  развития рыночных отношений, и научно-технического прогресса взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

Технический фактор. Этот фактор проявляется в том, что  логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются  на основе современных технических  достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления при ее автоматизации и компьютеризации.

Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает  задача регулирования процессов  товародвижения не только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном масштабе.

Высокая актуальность внедрения логистики связана  с интенсификацией и расширением  в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных  связей между предприятиями, с развитием  производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций.

Влияние логистики  на развитие рыночных отношений. Развитие логистики оказывает существенное влияние на совершенствование системы  рыночных отношений. В последующем изложении даются основные направления этого влияния.

Требования логистики  к организации и управлению материальными  потоками с момента изготовления продукции до ее производственного  потребления способствуют развитию связей между поставщиками и потребителями продукции. В интересах улучшения собственных экономических показателей поставщик стремится и к обеспечению интересов партнер-потребитель, и к улучшению условий для развития договорных отношений по поставкам продукции.

Следуя логистическим  подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки и доставки продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

Важнейшим условием реализации требований логистики является поиск резервов снижения затрат на заготовку, складирование, разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и лидерство в системе рыночных отношений.

Создание и  внедрение специального механизма  логистического управления обычно связано  с необходимым привлечением резервов финансовых и некоторых других видов  ресурсов. Причем, от эффективности работы всех частей логистической системы и достигаемой при этом экономии ресурсов зависит отчасти успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.

В завершение отметим, что существующее Многообразие логистических  операций и услуг позволяет  значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции. А ранее создаваемые оптовые базы и организации будут изменены в посреднические организации так называемого комплексного обслуживания, которые оказывают предприятиям самые разнообразные логистические услуги.

Факторы  развития   логистики 

Объективное  развитие  рыночных экономических  систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и  развитие   логистики .

I.  Развитие  конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя повлияло на  развитие   логистики

До начала 60-х годов XX века страны с развитой рыночной экономикой имели быстрорастущий рынок который повлиял на  развитие   логистики . Например, в США он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики, что не могло не сказаться на  развитии   логистики . Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих  условиях  основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции. Хоть это и не была рыночная экономика  в   современном  понимании, но это тоже подстегивало  развитие   логистики . Ведь покупателям требовалось найти продавца, а без  развития   логистики  это было сложно.

Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая  и розничная торговля работали без  тесной увязки друг с другом, поэтому  развитие   логистика  было предопределено. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов начал формироваться  рынок покупателя, характеризующийся  избыточным предложением, при котором  продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ, в том числе и  развития   логистики .

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его  поставки, стратегии  развития   логистики  на своем предприятии. Улучшение работы в сфере распределения  товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих  условиях  высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс и проводить постоянное  развитие   логистики .

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения  товаров за счет  развития   логистики , добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе. Таким образом  развитие   логистики  привело к возникновению еще одного фактора конкурентного преимущества - скорость доставки.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта, конечной целью стало  развитие   логистики . Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д, в общем проводилось всестроннее  развитие   логистики .

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики

К важнейшим  достижениям НТП в области  средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1)   компьютеризации  управления логистическими процессами, а именно:

- создание и  массовое использование ЭВМ;

- создание прикладных  программных систем, автоматизирующих  процессы планирования, прогнозирования,  принятия решений, ведения баз  данных, решение оптимизационных  задач и т.п.;

2)   развитие  средств передачи данных:

- разработка  стандартов передачи информации;

- создание средств  передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность  отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило  четко выявить огромные потери в  существующих схемах управления МП. Поэтому  появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации  и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

·    автоматического  отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места  нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;

·    оперативной  передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном  сообщении);

·    осуществления  мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и ранспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

·    оперативного получения, обработки и анализа  информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;

·    использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

·    создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило  поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень, освоить новый этап  развития   логистики . Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия в разрезе  развития   логистики .

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов

Теория систем позволила с научной точки  зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные  предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы  учавствующие в существовании и  развитии   логистики . Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ, которые занимаются в том числе и  развитием   логистики .

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса в разрезе развития   логистики .

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

До 1980-х международное  товародвижение и  развитие  логистки усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. неблагоприятные факторы для  развития   логистики . Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, смысл всего конечно был не только в  развитии   логистики , но  развитию   логистики  также отдавалась значительная роль. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в  условиях  интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов. Все это значительно повлияло на  развитие   логистики как в нашем регионе так и на  развитие   логистики во всем мире.

Информация о работе Актуальность логистики в современных российских условиях