Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа
Прошло несколько лет со времени выхода РК на мировую арену в качестве нового самостоятельного субъекта международных отношений. Можно сказать, для становления молодой государственности, обретения своего места в мире прошедшие годы были принципиально важными и плодотворными. Во многом это связано с нынешней ситуацией на мировой арене. При распаде СССР составляющие его союзные республики, став суверенными, независимыми государствами, свернули с избранного Советским Союзом пути и решили следовать курсом всего человечества.
ВВЕДЕНИЕ:…………………………………………………………………...3
І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………..................5
1.1Сущность внешней экономической деятельности…………….................5
1.2Принцип, цели и особенности прав внешней экономической деятельности…………………………………………………………………...8
ІІ. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Р.К………………………………………………………..13
2.1Особенности развития внешней экономической деятельности Р.К……………………………………………………………………………...13
2.2Основные направления сотрудниче6ства Р.К с другими государствами………………………………………………………………....15
2.3Проблемы и перспективы внешней экономической деятельности Р.К………………………………………………………………………….......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....28
3 декабря 2003 года Председатель Наблюдательного Совета Международного института
современной политики (МИСП) Дарига Назарбаева выступила в Германском обществе внешней политики с докладом о перспективах политического развития Казахстана. Далее ми приводим сокращенный текст выступления.
Казахстан стремится занять достойное место в глобализирующемся мире. Мы стремимся быть максимально конкурентоспособной страной и современным эффективным обществом. Будущее Казахстана - в движении к демократической политической модели организации общества и государства.
Казахстан географически граничит с Центральной Азией, но это не центрально-азиатская страна. Мы - евразийское государство, где исключительно сильно влияние Европы, западных ценностей в целом. Мы не "еще один "-стан" в понимании некоторых политиков и журналистов. Наши исторические ориентиры - не Саудовская Аравия, а Норвегия; такие страны как Южная Корея, Сингапур.
Тенденции развития демократических институтов в нашей стране, несмотря на всю их порой противоречивость и неоднозначность, говорят любому непредвзятому наблюдателю об одном - Казахстан поступательно движется по пути демократического развития страны. Мы видим в качестве своих ориентиров демократические страны Европы, но стремимся идти по пути демократических преобразований последовательно, с учетом исторического опыта нашего народа, его исторических традиций.
Казахстан, его лидеры и элиты сегодня активно ищут пути решения проблемы совмещения демократических принципов и своеобразной национальной политической традиции. Наша
проблема - создание работающих демократических структур в стране, где сильна традиция, где государство традиционно проводит политику патернализма, где в массах не доминирует гражданская политическая культура.
Демократия - это то, к чему мы стремимся. Прежде всего, для нас важно заложить основы демократической политической системы. За годы, прошедшие с момента распада Советского Союза, в Казахстане сформировалась политическая инфраструктура демократического общества. В том числе и политические партии. Действующее законодательство по политическим партиям достаточно жесткое, однако цель такой жесткости - отсеивать организации, которые не имеют значительной поддержки в обществе.
В числе основных задач по дальнейшему развитию политической системы Казахстана следует выделить развитие избирательного законодательства: усиление гражданского контроля над выборами, пропорциональное участие партий в работе избирательных комиссий, а также увеличения доли депутатов парламента, избираемых по партийным спискам.
Проблемами развития политической и партийной системы Казахстана намерен активно заниматься недавно созданный Международный институт современной политики, главой Наблюдательного совета которого я являюсь. Цель создания МИСП - обеспечить интеллектуальную поддержку курса на модернизацию Казахстана.
Что касается партийной системы нашей страны, то хотелось бы более подробно остановиться на ее анализе, тем более что, выходя на качественный уровень своего развития, партийное поле в республике пока еще далеко от совершенства. Именно поэтому, не вызывает удивления тот факт, что, когда речь идет о партийной системе Казахстана, большинство экспертов переходят в лагерь скептиков, пренебрежительно называя казахстанское партийное поле "детской площадкой", а большинство партий - искусственными явлениями. Но в ответ стоит вспомнить слова американского политолога Валлерстайна, который призывал экспертов смотреть на ту или иную проблему не с точки зрения "событийно ориентированного подхода", а с позиций "структурно ориентированного анализа". Это значит, что . констатация слабости партийной системы республики, это лишь полдела. Не менее важным является выявление тенденций ее развития, специфики и возможных перспектив.
Если проанализировать последние годы развития политической системы Казахстана, ясно видно, что партийная система страны все-таки претерпела определенное динамическое развитие. Естественно, что эта динамика долгое время имела количественный характер. При этом, появление большинства партийных образований было нередко результатом
формирования партийного поля согласно логике развития самой политической системы.
Ситуация кардинальным образом стала меняться после принятия нового закона "О политических партиях", который попытался структурировать партийное поле, оставив на нем только те партийные образования, которые имеют количественный, организационный и финансовый потенциал для политической борьбы.
Если проанализировать нынешнюю ситуацию, то партийная система Казахстана сейчас переживает новый этап эволюции, что связано с активизацией новых социальных групп, а это является предвестником качественного изменения партийной системы республики в целом. И это нормальный эволюционный процесс, который не стоит торопить, но и не следует тормозить, так как это опасно для самой политической системы.
В то же время не стоит игнорировать и те недостатки, которые мы сейчас можем наблюдать в сфере представительства социальных интересов. Конечно, у многих казахстанских партий есть потенциал для того, чтобы стать эффективными политическими игроками. Но вся проблема заключается в том, что качество использования этого потенциала пока оставляет желать лучшего.
В настоящее время в Казахстане представлен широкий перечень партий. В то же время, идеологическая база большинства из них является достаточно размытой и их трудно выстроить по традиционной шкале "правые - левые". Это прежде всего следствие слабой структурированности общества и основных групп интересов в нем. Названия и официальные идеологические доктрины мало что говорят.
Тем не менее, тенденции к укреплению и развитию партийной системы налицо. Если раньше, большинство партий строили свою политику на взаимодействии с элитарными кругами, на кулуарных переговорах во властных кабинетах, то сейчас многие партии начинают активно работать в регионах, расширять свои партийные ячейки, активно взаимодействовать с населением, общественными организациями. Пока не все партии идут по такому пути, но тенденция очевидна.
Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого эономического роста.
В Казахстане существуют условия, создающие благоприятные предпосылки для успешного развития его внешнеэкономических связей. К ним относятся: политическая стабильность, большие природные богатства, развитая промышленность, достаточно квалифицированная рабочая сила, относительно благоприятное геополитическое положение, разветвленные хозяйственные связи с большинством стран СНГ, которые остаются решающим фактором для развития внешнеэкономических отношений.
В республике создана и постоянно совершенствуется законодательная основа системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Она построена на базе международно признанных правовых норм и документов (норм и положений ГАТТ и Соглашений, принятых в развитии Генерального соглашения и ВТО, разработанных в рамках Совета по таможенному развитию и других).
В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.
В республике проведена существенная либерализация внешней торговли: отменено квотирование экспорта товаров; сокращен перечень лицензируемой продукции; отменены экспортные пошлины на все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов; отменена практика предоставления таможенных и налоговых льгот; упразднен институт спецэкспортеров, экспорта любых товаров; образован ряд свободных экономических зон; разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых из этих стран; для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику совершенствуется система технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля; введена система независимой предотгрузочной экспертизы импортных контрактов[1].
Упрощен порядок выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в целях создания более благоприятных условий для ведения внешней торговли, а также приведения порядка лицензирования экспорта и импорта товаров в республике в соответствие с международными нормами и правилами.
Важное значение для соблюдения Казахстаном международных норм и правил торговли имеет вступление республики во Всемирную торговую организацию, для чего в январе 1996 года подана заявка на вступление ГАТТ/ВТО. Принимаются меры по приведению национального законодательства внешней торговли в соответствие с принципами и нормами ВТО, ведутся много- и двусторонние переговоры с основными странами-партнерами по условиям взаимного доступа товаров и услуг, ведется работа по подготовке Меморандума о внешнеторговом режиме Казахстана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Н. К. Мамыров, А. Н. Саханова, М. С. Ахметова, Л. Брузати Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора Книга 3, Алматы, 2002 год;
2. Р. Доланбаева Р. Мониторинг современного состояния
рынка в Казахстане и факторы его развития// АльПари. 2001. №4;
3. В. Д. Мельников, К. К. Ильясов Финансы. Учебник.
Алматы, 2001 год.
4. «О валютном регулировании и валютном контроле».-Закон Республики Казахстан // Казахстанская правда, 2005.- 17 июня, с.17
5. Сборник нормативных актов по внешнеэкономической деятельности. В 2-х томах. Москва, «Контракт», 1994.-574с.
6. 5. Р. Доланбаева Р. Мониторинг современного состояния рынка в Казахстане и факторы его развития// АльПари. 2001. №4;
7. 6.Формирование внешнеэкономического курса государства: теоретические аспекты // Транзитная экономика, №2, стр.53-61
8. Ержанов А.Б.Международные экономические отношения. Алматы, Ун-т «Кайнар».- 1999.- 253 с.
9. Киреев А. Международная экономика. Ч.1. – М.: Международные отношения, 1997. с.33-44.
10. Н. К. Мамыров, А. Н. Саханова, М. С. Ахметова, Л. Брузати Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора. Книга 3, Алматы, 2002 год;
11. В. Д. Мельников, К. К. Ильясов Финансы. Учебник. Алматы, 2001 год.
12. Пузакова Е. П. Мировая экономика. Серия «учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001
13. Сатубалдин С. Избранное в 6-ти томах. Т.1 Хроники будущего. Алматы, БИС, 2002.- 320с.
14. Экономическая теория. Под ред. В.И.Видяпина.-М: ИНФРА-М,2002
1
[1]
Информация о работе Анализ развития внешней экономической деятельности Республики Казахстан