Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 02:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………..2
1 Антиинфляционная политика государства………………………..5
1.1 необходимость антиинфляционных мер……………………………5
1.2 влияние государства на макроэкономические показатели в историческом развитии рыночной экономики………………………………………..9
1.3 современные теории антиинфляционного вмешательства государства в экономику…………………………………………………..12
2 Тактика и стратегия государства в процессе контроля над инфляцией…17
2.1 возможные варианты управления инфляцией…………………………..23
2.2 государственное регулирование инфляционных процессов в РБ……30
3 Тактика и стратегия влияния государства на развитие инфляции в 2011 – 2015 годах………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Антиинфляционная политика государства.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.

1.2 влияние государства  на макроэкономические  показатели в историческом развитии рыночной экономики

Современная экономика представляет собой смешанную  экономическую систему, в которой  рыночный механизм дополняется государственным  регулированием хозяйственной деятельности в различных формах. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить на основе частной собственности и капитала. Необходимость предотвращения спада производства и смягчения экономических кризисов, сокращения масштабов безработицы, стимулирования экономического роста" устранения Нарушений в денежном обращении и регулирования других экономических процессов, а также обострившаяся конкуренция на мировых рынках явились объективными причинами вмешательства государства в экономику. На протяжении прошлого столетия в развитых странах наблюдалось расширение государственного вмешательства в экономическую жизнь в многообразных формах с применением широкого, спектра инструментов и методов.

Для осуществления  государственного регулирования экономики  в конкретных условиях разрабатывается экономическая политика, и в первую очередь определяются ее цели: Государственное регулирование направлено на достижение не только собственно экономических, но и социальных и политических целей. Основополагающей целью государственной экономической политики является достижение макроэкономической стабилизации и развития (экономического роста) в изменяющихся условиях. Основная цель достигается благодаря реализации конкретных частных целей. Поэтому в большинстве стран мира выделяют следующие основные цели экономической политики:

Во-первых, обеспечение макроэкономической стабилизации направлено на выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста. Реализация такой цели позволяет  устранить или существенно ослабить резкие спады производства в кризисных ситуациях и предотвратить "перегрев" экономики в благоприятные для развития периоды, обеспечив стабильный рост валового национального продукта, национального дохода и др. показателей.

Во-вторых, поддержание определенного уровня занятости позволяет с помощью мер государственного регулирования производства и рынка труда обеспечить наиболее полное и эффективное использование важнейшего ресурса общества достижение высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности и повышение жизненного уровня населения.

В-третьих, стабилизация уровня цен и инфляции способствуют тому, что основным фактором ценообразования становится конкурентный рынок, конкуренция, а темп роста  цен поддерживается на минимальном  уровне.

В-четвертых, государство проводит политику поддержания равновесного сальдо платежного баланса, не допускает резких изменений объемов экспорта, импорта, регулирует другие внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, так как названные параметры оказывают влияние на. размеры государственного долга, валютный курс, денежное обращение и другие процессы в национальной экономике.

В-пятых, объектом постоянного государственного регулирования является денежное обращение  и движение платежных средств. Оно  направлено на снижение темпов инфляции, поддержание стабильного уровня цен.

Социальными целями государственного регулирования, реализация которых предопределяется выполнением экономических задач, являются: уменьшение неравенства в  доходах и социальная защита населения; повышение жизненного уровня, производство общественных благ и др. В настоящее время значение социальной функции государства возрастает.

Широкий спектр целей государственной политики предопределяет в настоящее время  многообразные экономические функции  государства. Основными функциями являются:

Защита  прав собственности и тем самым  создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночной системы, условий  для развития конкуренции. По мере развития процессов глобализации возрастает роль функции обеспечения национальной экономической безопасности.

С переходом  к постиндустриальному обществу государство принимает на себя обязательства  в области образования, развития фундаментальной науки, проведения промышленной политики, решения экологических  и многих новых возникающих проблем.

В переходной экономике государство формирует  новую систему отношений собственности, присущую смешанной экономике; способствует становлению и развитию малого предпринимательства, фермерского хозяйства; оказывает  влияние на развитие рыночных институтов и инфраструктуры рынка.

По мере становления гражданского общества возрастающее влияние на экономические  и социальные процессы оказывают  общественные институты - союзы промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения и прочее.

1.3 Современные теории  антиинфляционного  вмешательства государства  в экономику

В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2000 год» допустимая инфляция определена на уровне 170-190%. Предполагалось, что удастся сохранить уровень инфляции путем снижения темпа прироста чистых  внутренних рублёвых кредитов или кредитной эмиссии Нацбанка.

    В результате в первом полугодии  эмиссия осуществлялась строго  в запланированных объемах, и  « не было превышения не только на миллионы, но даже и на рубли». Весь прирост чистого внутреннего рублёвого кредита Национального банка за первое полугодие составил 36,6 млрд. BYB. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года его реальный размер уменьшился в 1,6 раза.

    Однако в 2001 году в Беларуси  был зафиксирован самый высокий  уровень инфляции на потребительском  рынке среди стран СНГ: цены  выросли на 8,8 %. При этом продовольственные  товары подорожали на 8,4 %, непродовольственные  - на 5,5 %, платные услуги населению - на 16,5 %. По состоянию на первое полугодие 2001 года темпы инфляции среди стран СНГ в Беларуси составили 24,4 %. [18, с. 32]

    Проведение эффективной ценовой  политики и стабилизация валютного  курса позволила в 2003 году снизить  инфляцию до 1,9% в среднемесячном исчислении. Индекс потребительских цен снизился с 207,5% в 2000 году до 125,4% в 2003 году. Индекс цен производителей промышленной продукции снизился с 268% в 2000 году до  128,1% в 2003  году и составил  102,1% в среднемесячном исчислении.

    Устойчивое снижение темпов инфляции  наблюдалось и в 1 полугодии  2004 года. За 1 квартал цены на потребительские  товары и услуги увеличились  на 5%, или на 1,6% в среднемесячном  исчислении, за 2-й квартал -3% или  на 1% в среднемесячном исчислении. За 1-е полугодие в целом инфляция в среднемесячном исчислении составила 1,3%. Рост цен на продовольственные товары в июне 2004 года по сравнению с декабрем 2003 года дал 5,7% прироста сводного индекса цен, рост цен на непродовольственные товары дал 0,8% прироста сводного индекса цен, рост цен на услуги дал 1,6% прироста сводного индекса цен. [19, с.  541]

    Особенностью системы целевых  ориентиров в 2005—2006 годах стало  придание инфляции статуса приоритетного  ориентира денежно-кредитной политики  при одновременном использовании целевых параметров по обменному курсу и денежной массе. В данном случае Национальный банк в качестве основной краткосрочной цели денежно-кредитной политики определяет снижение инфляции. Для достижения этой цели используются ориентиры по обменному курсу, денежной массе и другие денежно-кредитные и макроэкономические показатели.

    Таким образом, в разные периоды  в Республике Беларусь использовались  подходы к денежно-кредитному  регулированию, которые можно  классифицировать как смешанные  формы монетарного таргетирования и таргетирования обменного курса. В данном контексте важным является тот факт, что, несмотря на выстраивание определенной системы приоритетности целевых ориентиров в Основных направлениях денежно-кредитной политики, механизм разрешения возможных конфликтов между различными целевыми ориентирами в однозначной форме не присутствовал.

    В 2006 году сохранилась стратегическая  направленность денежно-кредитной  политики на создание условий  для устойчивых темпов экономического  роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития.

    В соответствии с Основными  направлениями конечной целью  денежно-кредитной политики в  2006 году являлось ограничение  7-9 процентами темпов инфляции (прироста  индекса потребительских цен) инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования наряду с другим и мерами экономической политики. Индекс потребительских цен в 2006 году составил 106,6 процента (100,5 процента в среднем за месяц) против 108 процентов в 2005 году (100,6 процента в среднем за месяц), что является его наиболее низким значением за последние 16 лет. Обеспечение прогнозного уровня инфляции в значительной мере зависело от скоординированных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка.

    Для достижения конечной цели Национальный банк применял систему монетарных ориентиров: показатели официального курса белорусского рубля к российскому рублю и активной рублевой денежной массы (денежный агрегат М1).

    Существенную роль в ограничении  темпов инфляции играла курсовая политика Национального банка, которая реализовывалась в условиях воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее значимыми из них являлись динамика курса российского рубля к доллару США и состояние внешней торговли Республики Беларусь.

    Выбранная Национальным банком  политика курсообразования способствовала  в 2006 году решению задачи снижения  интенсивности инфляционных процессов  как непосредственно, на основе  сдерживания роста рублевого  эквивалента импортных цен, так  и косвенно, посредством снижения инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и организаций.

    Одной из целей денежно-кредитной  политики является обеспечение  денежного равновесия в стране, то есть сбалансированности предложения  денег со спросом на них  на уровне, соответствующем целевым показателям инфляции и экономического роста.

    Использование в 2006 году Национальным  банком показателя активной рублевой  денежной массы (денежный агрегат  М1) в качестве ориентира денежно-кредитной  политики обусловлено значительным влиянием данного денежного агрегата на формирование совокупного спроса на товары и услуги в экономике. С учетом прогнозируемого спроса нефинансового сектора экономики на деньги рост данного денежного агрегата в 2006 году предусматривался в пределах 24-29 процентов. Вместе с тем в Основных направлениях допускалось отклонение фактических параметров денежного предложения и других денежно-кредитных показателей от прогнозируемых ориентиров, адекватное изменению спроса на деньги и обеспечивающее при этом достижение цели по снижению инфляции.[20]

    Прирост индекса потребительских  цен в 2007 году составил 12,1 процента (или 1 процент в среднем за  месяц) против 6,6 процента в 2006 году (или 0,5 процента в среднем  за месяц). В декабре 2007 г. по  сравнению с ноябрем потребительские цены выросли на 2,4 процента, о чем свидетельствуют данные рисунка 3.1.  При этом цены на продовольственные товары увеличились на 2,8 процента, на непродовольственные - на 0,8 процента, тарифы на услуги - на 3,7 процента.

    В 2007 году увеличение общего индекса потребительских цен на 68,6 процента было обусловлено ростом цен на продовольственные товары (годом ранее - на 51,5 процента), на 12,4 процента - ростом цен на непродовольственные товары (годом ранее - на 18,2 процента), на 19 процентов - ростом тарифов на платные услуги (годом ранее - на 30,3 процента). [21]

На характер динамики изменения индекса потребительских  цен в 2007 году значительное влияние  оказал рост издержек производства вследствие значительного роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, рост цен на продукты питания на мировых рынках, а также прочие внутренние и внешние факторы.

    Согласно Основным направлениям  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь уровень инфляции в  2008 году прогнозируется в размере 6-8%.

    Таким образом, основными факторами,  обуславливающими темпы роста  цен и оказывающими влияние  на инфляционные процессы в  Республике Беларусь, являются девальвация  белорусского рубля, значительный  рост рублевой денежной массы, множественность курсов национальной валюты, инфляция издержек, в большей степени обусловленная энерго- и ресурсозависимостью отечественной промышленности, а также необоснованное в ряде случаев завышение цен и тарифов.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства