Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование эффективности антимонопольной политики государства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-дать понятие сущности монополии и необходимости регулирования монопольного рынка;
-рассмотреть причины возникновения и формы монополии;
-рассмотреть оценку монопольной политики;
-рассмотреть ценовую дискриминацию;
-изучить возникновение антимонопольной политики;
-изучить сущность антимонопольной политики в РФ и основные пути ее совершенствования ;
-дать понятие содержания антимонопольной политики;
-изучить регулирование монополий в России;
-изучит основные пути совершенствования государственного антимонопольного регулирования в РФ.
-контроль над фирмами,
занимающими господствующее
-контроль над ценами;
-защита интересов
-защита среднего и малого бизнеса.
В соответствии с ними разрабатываются определенные меры воздействия.
Исходным началом деятельности по антимонопольному регулированию в России стало принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, указанного выше закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений правительства.
В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение». Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам.
В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.
Предметом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и структура рынка. В настоящее время антимонопольным законодательством запрещены любые соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка.
Кроме запрещения
и ограничения определенных форм
поведения фирмы, антимонопольное
законодательство ограничивает существование
или образование определенной структуры
рынка, при которой наиболее вероятно
злоупотребление монопольной
Один из элементов
в любой системе
-распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
некорректное
сравнение хозяйствующим
-получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца;
-самовольное использование знака фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.
В 2006 году в РФ на политическом и законодательном уровне может быть закреплена новая антимонопольная политика государства. Был принят федеральный закон «О защите конкуренции». Основополагающие положения закона - о контроле за коллективным доминированием, о снижении порога экономической концентрации, о контроле за сговорами.
В РФ наибольшую долю среди случаев нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Чтобы повысить эффективность работы антимонопольных органов, в Закон «О защите конкуренции» введено новое понятие «согласованные действия». Ранее бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило.
Введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность координировать деятельность производителей.
Государственную антимонопольную политику в России регулирует Федеральная антимонопольная служба. Стоящие в настоящее время перед антимонопольной службой задачи - это отказ от избирательного правоприменения, активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех без исключения рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного российского и мирового опыта.
Следовательно, в целом антимонопольное законодательство, основанное на законах Шермана и Клейтона (с поправками) совершенствуется в соответствии с развитием экономики.
Для того, чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, современное государство применяет различные методы антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика представляет собой способы защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.8 Применение такого экономического и правого регулирования необходимо для:
Для рассмотрения антимонопольной политики государства начнем с теоретических положений, таких как:9
Создание конкурентной среды с
1890 года стало инструментом в руках
государства повышения
С определенными национальными особенностями развитие конкуренции присуще всем экономически развитым странам.
В мире действует государственная система антимонопольного регулирования в основных направлениях развития рынков с контролем последствий мероприятий по монополизации рынков для государства и потребителей: слияния, разделения, сговора, фальсификации конкурсов, деятельности естественных монополий.10
Действует система жестких санкций за нарушение антимонопольного законодательства – возмещение нанесенного ущерба в трехкратном размере. Нарушения антимонопольного законодательства в капиталистических странах есть. Но громкие нарушения расследуются обязательно. (Америкэн телефон энд телеграф, Майкрсофт, повышение цен на муку в Канаде, Нескафе в Англии).
Формирование принципиально
Выбор механизма регулирования основывается, как правило, на существующих законодательных актах. Политика регулирования зависит от принятого критерия эффективности функционирования рынка. Регулирование рынка осуществляется в целях защиты потребителей. Обычно оно осуществляется законодателем, который должен обеспечить нормальную конкуренцию и предупредить всевозможные злоупотребления. Особое место в решении данной проблемы занимает антимонопольная политика государства, которая реализуется путем создания антимонопольного законодательства, ориентированного на стимулирование наиболее эффективного использования ресурсов.11
Антимонопольная политика
каждого государства имеет
В обеспечении достаточно
надежной, безотказной реакции
Государственное регулирование конкурентных отношений основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.
Атимонопольное
Существующие в разных
странах антимонопольные законо
Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.
Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран, в т. ч. Стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.
В целом, следует отметить, что основной принцип антимонопольного законодательства, которому следуют зарубежные законодательства, - признак монополии не большая величина контролируемого ею рынка (разумеется, все же учитываемая), а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.
Следовательно, антимонопольная политика представляет собой способы защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.
С развитием экономической науки, экономисты осознали всю важность проблемы монополии и ее регулирования.