Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности демонополизации экономики в России и в зарубежных странах.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы демонополизации экономики
2. Охарактеризовать необходимость и цели антимонопольного законодательства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы демонополизации экономики и антимонопольной политики 6
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды 6
1.2 Особенности монополии в СССР и России 10
1.3 Необходимость, цели антимонопольного законодательства и основные направления антимонопольной политики в современных условиях 14
2 Антимонопольное законодательство как фактор демонополизации эконо- мики в зарубежных странах 21
2.1 Федеральное регулирование монополизма в США 21
2.2 Европейская антимонопольная политика 30
3 Демонополизация в России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

В целом система  антимонопольного регулирования в  России находится пока в стадии становления  и требует радикального совершенствования.

Ограничительные меры предусмотрены законом "О  конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто  встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги22.

Наиболее стабильно  действует запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Наряду с  запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией. Она возникает:

- в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;

- когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Среди ограничителей  конкуренции следует выделить:

- во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;

- во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

- в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;

- в-четвертых, ценовые соглашения.

Предварительно  контролируются:

- во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

- во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

- лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

- одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

- лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа23.

Действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.

Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Растет интерес  предпринимателей к защите деловой  репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

Законом запрещено  принимать нормативные акты и  совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают  дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.

Законодательство  запрещает должностным лицам государственной власти и управления:

- во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия;

- во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров;

- в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

 

Заключение

 

На основании  проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

Сущность монополии  характеризуется следующими моментами:

1) монополия возникает из господства в производстве;

2) господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Главной целью  монополиста является получение  максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба.

Существует  много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении  на естественные и искусственные монополии.

Главной целью  всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

Российские  монополии в большинстве своем естественные и формировались по иному пути, нежели зарубежные.

Прямое дробление  монополий на мелкие предприятия  ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем  более естественной.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.

Основанием  для приведения в действие антимонопольной  политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации  рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в  руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении  степени концентрации в той или  иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры  оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Переплетение  ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии;

В практике проведения антимонопольной политики постоянно  сосуществуют два подхода, имеющие  свои достоинства и недостатки: поведенческий  критерий применения санкций, структурный  критерий применения санкций.

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий  в развитых странах обычно сочетает оба подхода.

Реализация  положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства

Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

 

Список литературы

 

1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятель-ности на товарных рынках» (в ред., от 09.10.2002 N 122 -ФЗ).

2. Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 21.12.2001 N 171-ФЗ).

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт-М, 2010. – 384с.

4. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2009.

5. Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии России // Вопросы экономики.- 2011.- № 21.

6. Курс микроэкономики. Учебник. / Под ред. Р. М. Нуреева.  2000 г.

7. Курс экономической теории: Учебник – 4-е дополненное и переработанное издание, Киров: «АСА», 2009.

8. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010. – 1040 с.

Информация о работе Антимонопольная политика государства