Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:23, курсовая работа
Невозможно в одной работе досконально рассмотреть антимонопольную политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере такой отдельно взятой страны как Россия. Но, тем не менее, целью моей работы является исследование понятия антимонопольная политика, рассмотрение проблем, связанных с проведением антимонопольной политики в России на данный момент времени и предложения путей их решения.
Введение. 3
I. Антимонопольная политика: понятие, сущность, виды. 4
1. Понятие монополии, её виды и последствия. 4
2. Принципы антимонопольной политики. 7
1.1 Принципы регулирования естественных монополий. 9
1.2 Принципы регулирования искусственных монополий. 14
II. Государственная политика антимонопольного регулирования в России. 17
1. Необходимость государственной политики антимонопольного регулирования. 17
2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики. 21
3. Функции антимонопольного органа России. 28
III. Недостатки антимонопольного регулирования и перспективы развития в России. 31
Заключение. 38
План
Введение. 3
I. Антимонопольная политика: понятие, сущность,
виды. 4
1. Понятие монополии, её виды и последствия. 4
2. Принципы антимонопольной политики. 7
1.1 Принципы регулирования естественных
монополий. 9
1.2 Принципы регулирования искусственных
монополий. 14
II. Государственная политика антимонопольного
регулирования в России. 17
1. Необходимость государственной политики
антимонопольного регулирования. 17
2. Основные направления антимонопольной
политики и их эволюция в период реформирования
экономики. 21
3. Функции антимонопольного органа России. 28
III. Недостатки антимонопольного регулирования
и перспективы развития в России. 31
Заключение. 38
Список литературы. 40
Приложения. 42
Введение
Антимонопольная политика, безусловно,
очень важна для экономики
России. Высокая степень монополизации
экономики России как стартового
состояния, предшествовавшего рыночной
трансформации, обусловливает необходимость
ее реструктуризации и введения системы
антимонопольного регулирования.
Невозможно в одной работе досконально
рассмотреть антимонопольную политику
со всеми ее особенностями, пусть даже
и на примере такой отдельно взятой страны
как Россия. Но, тем не менее, целью моей
работы является исследование понятия
антимонопольная политика, рассмотрение
проблем, связанных с проведением антимонопольной
политики в России на данный момент времени
и предложения путей их решения.
Моя курсовая работа состоит из 3-х глав:
в первой главе описаны теоретические
основы антимонопольного регулирования,
во второй - государственная политика
антимонопольного регулирования в России,
в третьей главе выявлены недостатки и
перспективы развития антимонопольного
регулирования в России.
Среди источников информации, использованных
при написании данной работы, я отмечу
книгу «Антимонопольная политика в России»
Князевой И.В., т.к. на мой взгляд, в работе
хорошо рассмотрены теоретические и прикладные
аспекты государственного антимонопольного
регулирования в России; а также журналы:
«Вопросы экономики» и «Экономист».
I. Антимонопольная политика: понятие, сущность, виды.
1. Понятие монополии, её виды и последствия.
Возрождение субъектов конкуренции
и создание конкурентной среды –
неотъемлемые условия для развития
рыночных отношений. Развитие конкуренции
не только мотивирует формирование рынка,
но и позволяет устранять
Монополия - наиболее яркое проявление
несовершенной конкуренции. Собственно
говоря, в условиях монополизации рынка
само существование конкуренции может
быть признано лишь с большими оговорками.
В условиях монополии потребителям противостоит
единый производитель - гигант. Хочет или
не хочет того потребитель, он вынужден
пользоваться продукцией монополиста,
соглашаться на его ценовые условия и
т.д.[1]
Всевластию монополиста помогает уникальность
или незаменимость продукции последнего,
а также полнота имеющейся у него информации.
Обслуживая всех потребителей отрасли,
он точно знает объем рынка, может оперативно
и с абсолютной точностью отслеживать
изменения объемов продаж и, уж конечно,
в деталях осведомлен о ценах, которые
сам же и устанавливает.
Сочетание всех этих обстоятельств создает
для монополиста исключительно выгодную
обстановку и благоприятные предпосылки
для получения сверхприбылей. Однако,
если бы в отрасли появился хотя бы еще
один производитель – конкурент, эти преимущества
мгновенно бы улетучились.[2]
Монополистическая структура рынка защищена
целой системой практически непреодолимых
барьеров на пути вторжения в отрасль
независимых конкурентов. Основными барьерами
являются:
1) преимущества крупного производства
2) легальные барьеры (монопольное владение
источниками сырья, землей, правами на
научно-технические достижения, санкционированные
государством исключительные права);
3) нечестная конкуренция - нарушение общепринятых
правил и норм конкуренции[3] (демпинг, коррупция,
ложная информация и реклама и др.)
Монополии можно классифицировать по
различным признакам: по характеру движущих
сил, форме собственности, территориальному
признаку и по характеру возникновения[4].
Соответственно различают естественную,
продуктовую и протекционистскую монополии;
частную и государственную; экстерриториальную,
национальную, региональную и местную
(локальную); организационную, технологическую
и экономическую. (Прилож. 1, рис.1.)
Однако для целей антимонопольного регулирования
выделяют естественные и искусственные
монополии.
Естественные монополии. Их существование
представляет экономически целесообразную
рыночную ситуацию, при которой удовлетворение
спроса на определенном продуктовом рынке
эффективнее в отсутствие конкуренции
в силу технологических или иных особенностей
функционирования рынка. В отраслях естественных
монополий экономия, обусловленная ростом
масштабов производства, столь велика,
что продукт может быть произведен одной
фирмой при более низких средних издержках,
а товары, произведенные данными субъектами,
не могут быть заменены в потреблении
другими товарами, соответственно спрос
на этом рынке в меньшей степени зависит
от изменения цены. Технологические особенности
функционирования компаний на таких рынках
формируют ситуацию, при которой при росте
спроса средние совокупные издержки для
фирмы с данной технологией постоянно
снижаются, а какое-либо рассредоточение
производства на нескольких предприятиях
приводит к росту суммарных затрат на
выпуск продукции и неэффективному функционированию
системы.
Искусственные монополии, в отличие
от естественных, складываются в тех отраслях,
где единственный производитель не обладает
повышенной эффективностью по сравнению
с несколькими конкурирующими фирмами.
Поэтому установление монополистического
типа рынка не является неизбежным для
такой отрасли, хотя на практике может
и сложиться, если будущему монополисту
удастся устранить конкурентов.
Употребление термина «искусственная,
или предпринимательская, монополия»
в контексте антимонопольной политики
отличается важной особенностью: этим
понятием объединяют и достаточно редко
встречающееся на рынке господство единственного
монополиста, и более распространенную
ситуацию преобладания на нем нескольких
в той или иной форме сотрудничающих фирм.
То есть речь сразу идет о чистой монополии
и двух разновидностях олигополии - о картеле
и картелеподобной структуре рынка. Такое
расширительное толкование термина «монополия»
оправдано тем, что во всех перечисленных
случаях доминирующие на рынке фирмы в
той или иной мере способны действовать
как единое целое, т.е. проявляют признаки
монополистического господства на рынке.[5]
Последствия монополии
Прочно установившаяся на рынке (т.е. классическая
или долгосрочная) монополия имеет целый
букет резко отрицательных последствий
для экономики страны, таких как:
· недопроизводство;
· завышенные цены;
· «мертвый груз», представляющий собой
объём производства пропавший как для
потребителя, так и для монополиста;
· Х-неэффективность – бесхозяйственное
ведение дел, следствием которого является
увеличение издержек выше объективно
обусловленного уровня. (Приложение 1,
рис.2.)
Те же причины, которые вынуждают клиента
фирмы-монополиста мириться с высокими
ценами, заставляют его соглашаться и
с плохим качеством продукции, ее устарелостью,
отсутствием сервиса и другими проявлениями
пренебрежения к интересам потребителя.
Еще более опасно то, что монополия полностью
блокирует механизмы саморегуляции рынка.
Плохая и дорогая продукция может появиться
и в немонополизированной отрасли, но
это лишь временный эпизод т.к. конкуренция
быстро расставляет все по своим местам.
Всевластию же классического монополиста
в силу непреодолимости барьеров на пути
в отрасль ничто не грозит даже в длительном
плане. Самостоятельно рынок не в силах
разрешить эту проблему. В этих условиях
улучшить ситуацию может лишь государство,
проводящее сознательную антимонопольную
политику.
Антимонопольная политика – комплекс
мер, направленных на демонополизацию
экономики, контроль и наблюдение за процессами
концентрации на рынках, пресечение монополистических
действий и недобросовестной конкуренции,
устранение административных барьеров
и обеспечение условий для развития конкуренции
на рынке, а также пропаганда и распространение
знаний, способствующих созданию равных
условий для всех участников рынка и формированию
общественного сознания в пользу развития
рыночных сил.[6]
Проведение антимонопольной политики
сопряжено с рядом объективных трудностей.
Чтобы понять их происхождение, обратимся
к рис.1, на котором изображена типичная
кривая долгосрочных издержек монополистической
отрасли (LAТС).
Рис. 1. Кривая средних долгосрочных издержек
монополистической отрасли.
Для отраслей, в которых возможно установление
монополистической структуры, характерен
большой оптимальный размер предприятия.
То есть минимум средних долгосрочных
издержек достигается при очень больших
объемах производства Q0.
Обозначим точку минимума на кривой LATC
буквой O, а соответствующий ей уровень
издержек – Р0. Фирма-монополист,
максимизируя свои прибыли, сильно ограничит
объем производства – до уровня QМ.
При этом в силу Х-неэффективности издержки
монополиста будут лежать не на кривой
LATC а заметно выше (точка М). Эта ситуация
как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам)
далека от оптимальной и требует государственного
вмешательства.
Если государственные органы попытаются
решить проблему демонополизации путем
принудительного раздробления монополиста
на множество мелких фирм, это будет означать
снижение объема выпуска продукции каждой
из таких фирм до уровня QС. Но в соответствии
с кривой LATC малый объем выпуска может
привести к резкому возрастанию издержек
до PC. Однако, малое производство
в потенциально монополистических отраслях
крайне неэффективно.[7]
Как правило, превращению монополизированной
отрасли в отрасль совершенной конкуренции
препятствует положительный эффект масштаба.
Если государство будет принудительно
насаждать мелкое производство, то искусственно
сформированные карликовые предприятия
окажутся неконкурентоспособными в международном
плане, и их рано или поздно задавят иностранные
гиганты.
В силу названных причин прямое дробление
фирм-монополистов в странах с развитой
рыночной экономикой встречается достаточно
редко. Обычная цель антимонопольной политики
не столько борьба с монополистами, сколько
ограничение монополистических злоупотреблений.
Каким образом не ликвидируя монополистов,
удается «укротить» их?
Данный вопрос особенно важен по
отношению к естественным монополиям,
высокая экономическая
Действительно, в качестве монополистов
данные структуры пытаются решить свои
проблемы прежде всего за счет повышения
тарифов и цен. Последствия этого для экономики
страны самые разрушительные. Увеличиваются
издержки производства в других отраслях,
«разрастаются» неплатежи, парализуются
межрегиональные связи.
Главное направление борьбы с негативными
сторонами деятельности естественных
монополий состоит в государственном
контроле за ценами на естественно-монопольные
товары и/или за объемом их производства[8].
Последствия данной регулирующей меры
прямо зависят от того конкретного уровня,
на котором будут закреплены цены. Для
этого рассмотрим несколько методов регулирования
цен.
Ориентация на предельные
издержки.
На рис.2. показан распространенный вариант
регулирования, при котором наивысшая
допустимая цена закрепляется на уровне
пересечения предельных издержек с кривой
спроса (Preg =MC=D).
Рис. 2. Регулирование цен естественной
монополии с целью увеличения производства.
С точки зрения фирмы-монополиста прямым
следствием установления максимальной
цены является изменение кривой предельного
дохода. Коль скоро за любую единицу продукции
монополист вынужден запрашивать одну
и ту же установленную государством цену,
кривая его предельного дохода превращается
в горизонтальную прямую, совпадающую
с наибольшей дозволенной величиной цен
(Preg). На графике показано, что кривая
MR сменяется на кривую MR1.
Далее вступает в силу правило МС = MR. Как
и любая другая фирма, монополист стремится
выполнить его и, следовательно, доводит
объем производства до уровня Qreg,
соответствующего точке пересечения кривых
предельного дохода и предельных издержек.
При этом, как видно на рис.2, достигается
значительный прирост производства (Qreg>QM)
и понижаются цены (Preg<РМ).
Таким образом, главным плюсом данной
методики регулирования является создание
рыночного механизма, без дополнительного
принуждения и контроля заставляющего
монополиста увеличить производство и
полностью покрыть спрос, который существует
на товар при установленном государством
уровне цен.
Однако есть у описываемого метода регулирования
и недостаток: устанавливаемый государством
уровень цен никак не «подогнан» под уровень
средних издержек, не соизмерен с ними.
То есть, установив фиксированную цену,
государство своей волей закрепляет либо
получение экономических прибылей (рис.2а),
либо несение убытков (рис.2б) монополистом.
Оба варианта нежелательны. [9]
Ориентация на средние
издержки. Другим ориентиром установления
максимальных цен может быть точка пересечения
кривой средних издержек и линии спроса
(Preg = АТС = D). Поскольку средние издержки
в данном случае точно равны продажной
цене, естественный монополист работает
в этом случае без убытков и прибылей.
Таким образом, снимается основная проблема
предыдущего метода регулирования. Кроме
того, на рис.3 видно, что этот подход, как
и предыдущий, позволяет решать основную
задачу регулирования: увеличение производства
(Qreg > QM) и понижение цен (Preg <
РМ).
Рис. 3. Регулирование цен естественной
монополии с целью обеспечения окупаемости.
Однако правило МС = MR на этот раз действует
против регулирующих органов до точки
пересечения кривой предельных издержек
и новой обусловленной государственным
фиксированием цен кривой предельного
дохода MR1 увеличение производства
выгодно монополисту. Но после этой точки
(на графике - N) каждый лишний произведенный
товар будет вызывать больше издержек,
чем приносить доходов (MC>MR) Очевидно,
что монополист всеми правдами и неправдами
будет стремиться остановить производство
на уровне QN и не доводить его до
Qreg. Поскольку же спрос при цене
Preg составит именно Qreg, то на
рынке возникнет дефицит (Qreg>QN).
Таким образом, второй подход к регулированию
тоже не идеален. В чистом виде он вызывает
товарный дефицит и поэтому требует дополнительных
принудительных мер по отношению к монополистам.
Наиболее распространенной из этих мер
в современной России является составление
списков потребителей (школ, больниц, войсковых
частей), прекращать снабжение которых
монополист не имеет права.[10]
Двухступенчатый
тариф. Он является определенным компромиссом
между обеими методиками установления
максимальных цен.
Сразу оговоримся, что он применим не для
всех типов естественных монополий, а
только для фирм с так называемой снижающейся
кривой издержек. Речь фактически идет
о типичных инфраструктурных отраслях
с большими постоянными издержками и низкими
предельными издержками. Именно так выглядит,
например, бизнес телефонных компаний,
вынужденных затрачивать огромные деньги
на подводку коммуникаций к каждому абоненту
и на строительство телефонных станций.
Зато обработка каждого дополнительного
звонка почти ничего не стоит.
Общий вид кривых средних общих и предельных
издержек такой фирмы показан на рис.4.
Кривая АТС падает, поскольку подавляющую
часть общих издержек составляют постоянные
издержки, а они по мере роста производства
(т.е. числа обработанных звонков) снижаются
в расчете на единицу продукции (на один
звонок). Главными особенностями кривой
МС являются ее расположение на очень
низком уровне и отсутствие быстрого роста.
Если деятельность монополии не регулируется,
то в соответствии с правилом МС = MR монополист
установит сильно заниженный объем производства
QM и завышенную цену РМ.
Рис. 4. Двухступенчатый тариф.
Допустим, используя первый метод регулирования
(ориентация на предельные издержки), государство
устанавливает потолок цены на уровне
точки В, лежащей на пересечении кривых
МС и D. Складывается уже знакомая ситуация
формирования новой кривой предельного
дохода, равной регулируемому уровню цен
(MR1 = Preg).
В соответствии с правилом МС = MR монополист
произведет Qreg единиц продукции
и немедленно столкнется с проблемой убытков.
Поскольку средние издержки выше цены
(РА> Preg), то графически убыток
будет равен прямоугольнику РAABPrеg
Здесь и возникает идея двухступенчатого
тарифа. Первая ступень – это
фиксированная абонентская плата, которую
каждый клиент платит вне зависимости
от числа и длительности разговоров. Ее
величина определяется путем равномерного
распределения убытка (прямоугольника
РAABPrеg) между всеми пользователями.
Вторая же ступень тарифа предполагает
в дальнейшем сбор платы за каждый звонок
в соответствии с установленной государством
ценой Preg.
Последствия введения государством данной
системы ценообразования:
1. обеспечивается безубыточность. Действительно,
из обшей суммы издержек (РAAQrеg0)
часть покрывается за счет абонентской
платы (РAABPrеg), а другая часть
за счет оплаты звонков (PregBQregO).
2. гарантируется отсутствие дефицита.
Руководствуясь правилом МС = MR, монополист
сам стремится произвести Qreg продукции.
3. В реальной ситуации после введения абонентской
платы кривая спроса опустится по сравнению
с изображенной на графике. Ведь не все
клиенты, сохранят свой спрос на прежнем
уровне, если дополнительно к «по-звоночной»
плате добавится еще и абонентская.
4. проблема социальной справедливости,
решением которой является установление
разных ставок абонентской платы для разных
категорий клиентов либо путем введения
разных ставок «по-звоночной» платы в
зависимости от интенсивности пользования
телефоном.[11]
Все описанные методики регулирования
цен естественных монополий на практике
страдают общим недостатком - трудно оценить
действительный уровень издержек монополиста.
Институциональное
регулирование. В связи с этим недостатком
последние 20-30 лет во многих развитых странах
активно ведется поиск путей воздействия
на монополистов, исключающих прямое регулирование
цен. Центральная идея этого направления
состоит в создании такой институциональной
среды, при которой монополисту будет
выгодно самоограничивать негативные
проявления монополизма.
Одним из возможных выходов может быть
проведение открытых конкурсов (тендеров)
на право пользования преимуществами
монопольного положения, взамен которого
фирма должна предложить некий продукт,
который окажется привлекательным для
потребителя.
Главной целью всякой антимонопольной
политики является пресечение монополистических
злоупотреблений. В случае искусственного
монополизма, в отличие от естественного,
основным направлением регулирования
является противодействие формированию
монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.
Для этого государство использует широкий
спектр санкций: предупредительные меры,
штрафы за ненадлежащее поведение на рынке
и прямая демонополизация.
Основанием для приведения в действие
антимонопольной политики является наличие
любого из двух основных признаков монополизации
рынка: 1) концентрации очень большой доли
рынка в руках фирмы или группы фирм; 2)
переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
Рассмотрим их последовательно.
1. При определении степени концентрации
в той или иной отрасли государство обычно
ориентируется на три показателя деятельности
крупнейших фирм: размеры оборота, число
занятых и величину капитала. Наиболее
важным из них с точки зрения антимонопольной
политики является доля оборота фирмы
на конкретном рынке, поскольку именно
она показывает, какую часть общего предложения
товара концентрирует данная фирма.
Самым распространенным показателем степени
контроля рынка ведущими фирмами является
индекс Херфиндаля – Хиршмана (IHH):
(1)
где Xi – доля каждой фирмы в отрасли,
выраженная в процентах.
Чем выше степень концентрации в отрасли,
тем больше будет и значение индекса.
Обычно рынок считается безопасным с точки
зрения монополизации, когда IHH <
1000 (в США - при IHH < 1400).
2. Переплетение ведущей фирмы с конкурентами
чаще всего реализуется в трех формах:
1) создании картеля (монополистическое
соглашение группы предприятий, действующих
в одной отрасли, деятельность которых
направлена на раздел рынка, согласованное
поддержание цен и др. для извлечения монопольных
выгод);
2) системе участий, проявляется в том,
что ведущая фирма владеет частью капитала
фирм-конкурентов. Или в том, что все основные
конкуренты перекрестно владеют частями
капитала друг друга.
3) личной унии, которая состоит в том, что
одни и те же лица управляют разными фирмами-конкурентами.
Все формы переплетения фирм-конкурентов
рассматриваются государственными органами
как единое образование и подлежат соответствующему
контролю. В случаях, когда переплетение
имеет характер сговора, наносящего ущерб
потребителю, оно прямо запрещается законами
большинства развитых рыночных стран
и России.
Сложнее обстоит дело с государственным
регулированием степени существующей
на рынке концентрации и, следовательно,
размера фирм. С одной стороны, высокая
концентрация доли рынка в руках одной
фирмы бесспорно способствует его монополизации.
Исходя из этого государство должно стремиться
к недопущению слишком большой концентрации
и препятствовать формированию фирм-гигантов.
С другой стороны, только крупные фирмы
могут полноценно использовать положительные
стороны экономии на масштабах производства
и другие преимущества гигантов. С этих
позиций крупные размеры национальных
компаний, напротив, способствуют их высокой
эффективности и потому должны поддерживаться
государством.
В связи с описанным противоречием в практике
проведения антимонопольной политики
постоянно сосуществуют два подхода к
применению санкций:
1) поведенческий подход (государство применяет
антимонопольные меры только в случае
наличия доказанных монополистических
злоупотреблений);
2) структурный подход (государство автоматически
вмешивается в случае превышения фирмой
некой определённой законом доли рынка).