Антимонопольная политика в Республике Молдова: проблемы и эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:17, реферат

Описание

Когда я выбирал тему для реферата, я пытался выбрать такую, которая была бы мне максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики.

Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды, по моему мнению, относится к важнейшим факторам перехода нашей страны к рыночной экономике. Поэтому я и выбрал эту тему.

Содержание

Введение______________________________________________________________ 3
Структура рынка несовершенной конкуренции:

а) Чистая монополия___________________________________________ 4

б) Олигополия_________________________________________________ 6

в) Монополистическая конкуренция______________________________ 7
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика_____________ 8
Проблемы демонополизации в Республике Молдова и эффективность проводимой политики______________________________________________________________15
Заключение ___________________________________________________________19
Список использованной литературы_______________________________________20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 61.98 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Молдова

Государственный Университет Республики Молдова

Факультет « Экономических Наук »

Кафедра Бухгалтерии

 
 
 
 
 

Реферат

по  предмету «Теория Экономики»  

на  тему "Антимонопольная  политика в Республике Молдова: проблемы и  эффективность" 

Научный руководитель: Сталирова Л.И.

 

    Студент: Сикорский В.В.  
     
     
     

Кишинёв 2011

Содержание:

  1. Введение______________________________________________________________ 3
  2. Структура рынка несовершенной конкуренции:

                        а) Чистая монополия___________________________________________  4

                        б) Олигополия_________________________________________________ 6

                        в) Монополистическая конкуренция______________________________  7

  1. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика_____________ 8
  2. Проблемы демонополизации в Республике Молдова и эффективность проводимой политики______________________________________________________________15
  3. Заключение ___________________________________________________________19
  4. Список использованной литературы_______________________________________20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

    Когда  я выбирал тему для реферата, я пытался выбрать такую, которая  была бы мне максимально интересна,  а также такую, которая раскрывает  вопросы, являющиеся важнейшими  для нашей экономики.

     Проведение  государственной антимонопольной  политики и формирование конкурентной  среды, по моему мнению, относится  к важнейшим факторам перехода  нашей страны к рыночной экономике. Поэтому я и выбрал эту тему.

    В промышленно  развитых странах антимонопольным  регулированием интересовались  уже в 17-м веке. А для Молдовы  этот фактор особенно актуален, так как монополизация сегментов  народного хозяйства в советское  время носила гипертрофированный  характер.   

    На мой  взгляд, создание отдельного органа  антимонопольной деятельности, как  это было сделано в США на  эффективной законодательной базе,  регулировало бы в рамках национального  законодательства вопросы, связанные  с антимонопольным контролем,  пресечением недобросовестной конкуренции,  защитой прав потребителей и  содействовало бы тем самым  формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции  и предпринимательства. 

    Но увы, в своей работе я могу лишь констатировать факты связанные с нынешним положением антимонопольной политике проводимой в Республике Молдова и проблемы связанные с ней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура рынка несовершенной  конкуренции 

Чистая  монополия.

 

    Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия. Абсолютная, или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта, у которого нет близких заменителей. Рассмотрим признаки чистой монополии:

          • Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

          • Нет близких заменителей. Из предыдущего признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт. Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, так называемые естественные монополисты, о которых я упомяну ниже, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электроэнергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости. Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа или проявления фирмой добрых намерений, а не высоко конкурентной, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом.

          • «Диктующий цену». Фирма- монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменения цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.

          • Заблокированное вступление. Если чистый монополист не имеет прямых конкурентов, то должна же быть причина такому отсутствию конкуренции. И эта причина есть: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано. В этих условиях барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к довольно большому числу фирм, характерному для монополистической конкуренции.

      В нескольких отраслях экономия, обусловленная  ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время  конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи - могут быть классифицированы таким образом. В таких отраслях конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

      Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных  результатов, правительство будет  обычно предоставлять исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство  сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его  услуг и контролировать цены, которые  он может назначать. Результатом  является регулируемая или государственно- организованная монополия, предназначенная  для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать  выгоду от этой экономии в издержках.

      Существует  множество мнений о том, как влияет монополия на научно- технический  прогресс. Монополия- это зло, но стандартная  технология - и того хуже. Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем автомобили, производимые совершенно конкурентной отраслью. Осознавая это, правительства большинства стран в целях ускорения технического процесса предоставляют изобретателям права на временные монополии и создают легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии.

      Патенты. Предоставляют изобретателю исключительное право контролировать продукт; патентные  законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали  в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. Патентный контроль сыграл важную роль в росте многих современных индустриальных гигантов - «Дженерал Моторз», «Ксерокс», «Полароид» и др.

      Лицензии. Вступление в отрасль или род  деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий.

      Существует  и другого рода взаимосвязь между  монополией и техническим прогрессом. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью- это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Шумпетер утверждал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования (похоже, они так и поступают), чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования.

      В Молдове большинство отраслей экономики  все еще остаются в значительной мере монополизированными. В зависимости  от роли в народном хозяйстве и  масштабов монополии различают  государственную и межотраслевую, отраслевую, локальную, а также монополию  отдельных производителей. В зависимости  от сфер охвата различают технологический, организационный, управленческий, территориальный и социальный монополизм. Способы борьбы с большинством из этих типов монополий будут рассмотрены в главе «Проблемы демонополизации в Республике Молдова и эффективность проводимой политики».

      Технологический тип монополии существует в форме  гигантомании. Демонтаж такой монополии - процесс длительный и сложный, поскольку у на в республике в каждой отрасли сложились множество гигантов- монополистов, которые являются единственными производителями данного продукции.

      Управленческий  монополизм основан на сосредоточении управленческих функций на верхних  этажах вертикальных организационных  структур управления, их вмешательстве  в оперативно- хозяйственную деятельность нижестоящих звеньев, ограничении  их самостоятельности, игнорировании  горизонтальных связей, жестком распределении  материальных фондов и ресурсов.

      Организационная монополия- это объединенный отраслевой и межотраслевой монолит в  виде отраслевых министерств и ведомств, которая основана на отстаивании  своих ведомственных интересов, решении своих проблем за счет потребителей, других ведомств и государств, создании межведомственных барьеров. Межведомственный монополизм выражается в монопольном сговоре ведомств между собой о ценах, разделе  сфер влияния и так далее.

      Территориальный монополизм проявляется в стремлении территориальных органов подчинить  себе расположенных на данной территории товаропроизводителей, сменить диктат центра на местный и таким образом ограничить свободу производителей и их конкуренцию, закрепить административно- хозяйственные связи, жестко распределить зоны влияния.

      Монополия представляет собой и самую крайнюю  форму несовершенной конкуренции, и наиболее простую с точки  зрения анализа, так как большинство  существующих рынков в важнейших  аспектах занимают промежуточное положение между конкуренцией и монополией. Олигополия и монополистическая конкуренция, о которых речь пойдет ниже, являются более распространенными на практике, чем совершенная конкуренция или монополия. Эти промежуточные случаи являются также более сложными, чем каждый из крайних случаев.

 

  

    Олигополия.

 

   Олигополия- это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

   Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов.

Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Молдова: проблемы и эффективность