Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:17, реферат
Когда я выбирал тему для реферата, я пытался выбрать такую, которая была бы мне максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики.
Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды, по моему мнению, относится к важнейшим факторам перехода нашей страны к рыночной экономике. Поэтому я и выбрал эту тему.
Введение______________________________________________________________ 3
Структура рынка несовершенной конкуренции:
а) Чистая монополия___________________________________________ 4
б) Олигополия_________________________________________________ 6
в) Монополистическая конкуренция______________________________ 7
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика_____________ 8
Проблемы демонополизации в Республике Молдова и эффективность проводимой политики______________________________________________________________15
Заключение ___________________________________________________________19
Список использованной литературы_______________________________________20
Министерство образования Республики Молдова
Государственный Университет Республики Молдова
Факультет « Экономических Наук »
Кафедра Бухгалтерии
Реферат
по
предмету «Теория Экономики»
на
тему "Антимонопольная
политика в Республике
Молдова: проблемы и
эффективность"
Студент:
Сикорский В.В.
Кишинёв 2011
Содержание:
а) Чистая монополия___________
б) Олигополия_________________
в) Монополистическая
Введение:
Когда
я выбирал тему для реферата,
я пытался выбрать такую,
Проведение
государственной
В промышленно
развитых странах
На мой
взгляд, создание отдельного органа
антимонопольной деятельности, как
это было сделано в США на
эффективной законодательной
Но увы, в
своей работе я могу лишь констатировать
факты связанные с нынешним положением
антимонопольной политике проводимой
в Республике Молдова и проблемы связанные
с ней.
Структура
рынка несовершенной
конкуренции
Чистая монополия.
Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия. Абсолютная, или чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта, у которого нет близких заменителей. Рассмотрим признаки чистой монополии:
• Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.
• Нет близких заменителей. Из предыдущего признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог бы осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт. Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, так называемые естественные монополисты, о которых я упомяну ниже, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электроэнергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости. Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа или проявления фирмой добрых намерений, а не высоко конкурентной, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом.
• «Диктующий цену». Фирма- монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменения цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.
• Заблокированное вступление. Если чистый монополист не имеет прямых конкурентов, то должна же быть причина такому отсутствию конкуренции. И эта причина есть: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование. Вступление в условиях чистой монополии заблокировано. В этих условиях барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры приводят к довольно большому числу фирм, характерному для монополистической конкуренции.
В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи - могут быть классифицированы таким образом. В таких отраслях конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобы
избавить общество от таких неблагоприятных
результатов, правительство будет
обычно предоставлять исключительную
привилегию одной фирме поставлять
воду, природный газ, электричество,
телефонные услуги. В обмен правительство
сохраняет за собой право определять
географическую сферу деятельности
монополиста, регулировать качество его
услуг и контролировать цены, которые
он может назначать. Результатом
является регулируемая или государственно-
организованная монополия, предназначенная
для того, чтобы достичь низких
издержек на производство единицы продукции,
но регулируемая, чтобы гарантировать,
что потребители будут
Существует множество мнений о том, как влияет монополия на научно- технический прогресс. Монополия- это зло, но стандартная технология - и того хуже. Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем автомобили, производимые совершенно конкурентной отраслью. Осознавая это, правительства большинства стран в целях ускорения технического процесса предоставляют изобретателям права на временные монополии и создают легальные барьеры для вступления в отрасль, выдавая патенты и лицензии.
Патенты. Предоставляют изобретателю исключительное право контролировать продукт; патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. Патентный контроль сыграл важную роль в росте многих современных индустриальных гигантов - «Дженерал Моторз», «Ксерокс», «Полароид» и др.
Лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий.
Существует и другого рода взаимосвязь между монополией и техническим прогрессом. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью- это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Шумпетер утверждал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования (похоже, они так и поступают), чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Совершенно конкурентные фирмы, напротив, не имеют сверхприбылей для инвестирования.
В
Молдове большинство отраслей экономики
все еще остаются в значительной
мере монополизированными. В зависимости
от роли в народном хозяйстве и
масштабов монополии различают
государственную и
Технологический тип монополии существует в форме гигантомании. Демонтаж такой монополии - процесс длительный и сложный, поскольку у на в республике в каждой отрасли сложились множество гигантов- монополистов, которые являются единственными производителями данного продукции.
Управленческий монополизм основан на сосредоточении управленческих функций на верхних этажах вертикальных организационных структур управления, их вмешательстве в оперативно- хозяйственную деятельность нижестоящих звеньев, ограничении их самостоятельности, игнорировании горизонтальных связей, жестком распределении материальных фондов и ресурсов.
Организационная монополия- это объединенный отраслевой и межотраслевой монолит в виде отраслевых министерств и ведомств, которая основана на отстаивании своих ведомственных интересов, решении своих проблем за счет потребителей, других ведомств и государств, создании межведомственных барьеров. Межведомственный монополизм выражается в монопольном сговоре ведомств между собой о ценах, разделе сфер влияния и так далее.
Территориальный
монополизм проявляется в стремлении
территориальных органов
Монополия
представляет собой и самую крайнюю
форму несовершенной
Олигополия.
Олигополия- это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, то есть в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт так далее- являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. С другой стороны, многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, открытки, сигареты и множество бытовых электрических приборов.
Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Молдова: проблемы и эффективность