Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:43, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
2. МОНОПОЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИСТОВ
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
a. Система государственного регулирования естественных монополий в России
b. Проблема становления
c. Особенности Российского Монополизма
4. МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Количество включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
1. С развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного комплексов;
2. Олигополистические - рынки отдельных товаров длительного пользования (машины, компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные рынки, в том числе естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
В России к естественным монополиям относятся прежде всего РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.
Хотя структурная реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности естественных монополий, рациональное использование их производственного потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят будущий эффект.
Тем не менее, реформирование естественных монополий - одна из главных задач реструктуризации российской экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и соморганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. В. Д. Камаева. - М.: Владос, 1998.
2. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И. Добрынина. - Спб.: Санкт - Петербургский государственный университет экономики и финансов.
3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 1999
4. Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. - Спб.: Норма, 1999.
5. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
6. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1998 год
7. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.
8. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
9. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 2000 года 9 июля.
10. В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
11. Государственно-
ПРИЛОЖЕНИЕ
Органы специальной компетенции
Органы специальной компетенции -- это государственные организации, специально созданные для защиты прав потребителей либо наделенные полномочиями по защите прав потребителей специальным законодательством. Органы специальной компетенции делятся на федеральные, т. с. созданные на уровне Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на всей территории РФ, и местные -- созданные местными органами и действующие в пределах этой территории.
Государственный комитет по антимонопольной политике
В первую очередь к органам защиты прав потребителей относится Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ) -- центральный орган исполнительной власти РФ, призванный проводить государственную политику по развитию конкуренции, поддержке новых экономических структур, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции, защите прав потребителей. В своей деятельности
ГКАП руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, Положением о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (утверждено Указом Президента РФ от 24. 08. 92 г. № 915).
Основными задачами ГКАП РФ являются:
-- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
-- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
-- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей.
Соединение этих функций в едином антимонопольном органе отвечает интересам потребителя. Не может быть конкуренции ради конкуренции или рекламной политики ради рекламной политики, ибо критерием и целью этой деятельности может быть только благо потребителей.
Что может ГКАП РФ?
Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) направляет:
-- предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
-- материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдающий лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
-- материалы в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей. Эта норма очень важна: до недавнего времени, да часто и сейчас, министерства и ведомства, различные организации стремятся установить такие правила применения того или иного закона, которые могут полностью извратить его смысл, «работать» не на потребителя, а против него. Так, Правила торговли, сочиненные Министерством торговли СССР, противоречили нормам гражданского законодательства, но отменить их удалось лишь благодаря обращению в Комитет конституционного надзора СССР. Чтобы «одолеть» ведомственный консерватизм, привычный и удобный чиновникам, а не потребителям, правила, обычаи делового оборота, теперь можно обращаться не только в суд -- антимонопольные органы могут решить этот вопрос договорным путем.
Антимонопольный комитет (его территориальные органы) вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений их прав, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или однократное грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может быть привлечен судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
При удовлетворении иска суд, согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязывает правонарушителя довести до сведения потребителей решение судам и установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом.
Иступившее в законную силу решение суда о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях действий продавца.
Согласно ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан по требованию федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) предоставлять в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) полномочий, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».
Штрафные санкции
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе, согласно ст. 43 Закона, налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). Размер штрафа определяется в каждом конкретном случае с учетом размера причиненного ущерба и иных обстоятельств (например, последствий уклонения от предписания, степени вины продавца, изготовителя, исполнителя и т. д.).
Штрафы, наложенные на изготовителей (исполнителей, продавцов), за исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскиваются в безакцептном порядке в течение 30 дней со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.
Штрафы, наложенные на индивидуальных предпринимателей, уплачиваются ими в срок до 30 дней со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов.
При уклонении индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа в установленный срок или при неуплате штрафа в полном размере федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуальных предпринимателей соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере 1% налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки. Суммы штрафов направляются в федеральный бюджет.
Предписания федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), постановления о наложении штрафов могут быть полностью или частично обжалованы заинтересованными лицами в арбитражный суд в течение 6 месяцев со дня их вынесения (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).