Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:39, реферат

Описание

В ходе написания работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Сказать об актуальности борьбы с монополизмом в современных условиях;
2)Изучить основные способы борьбы с монополизмом;
3)Рассмотреть антимонопольное регулирование, как основной способ борьбы с монополизмом;
4) Изучить основные методы антимонопольного регулирования;
3)Рассмотреть антимонопольное законодательство и антимонопольные меры, используемые на сегодняшний день в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью………………………………………….5
1.1 Сущность монополизации экономики и необходимость антимонопольного регулирования…………………………………………………………………5
1.2 Методы административного и нормативно-ориентированного регулирования…………………………………………………………………7
2. Государственное регулирование монополистической деятельности в Р.Ф.
2.1 Антимонопольное законодательство Р.Ф…………………………………..11
2.2 Регулирование монополистической деятельности в России Федеральной Антимонопольной службой…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников …………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

на ощественный сектор.docx

— 41.67 Кб (Скачать документ)

Обе названные группы методов  противодействия монополизации  рынков активно применяются государственными органами практически во всех странах  с рыночной экономикой, начиная с  последнего десятилетия 19 века, а именно после принятия в США так называемого Закона Шермана. С тех пор противодействие монополизации рынков со стороны отдельных субъектов предпринимательского бизнеса получило название государственного антимонопольного регулирования экономики, а антимонопольные нормы стали восприниматься как своего рода конституция рыночного хозяйства в масштабах национальных экономик и на мировом рынке.

 

2.Государственное  регулирование монополистической  деятельности в Р.Ф.

2.1.Антимонопольное  законодательство Российской Федерации

Антимонопольное законодательство РФ представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение  условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг  и финансовых средств, а также  на регулирование отношений, связанных  с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции [1,с 143].

В настоящее время антимонопольное законодательство включает в себя следующие нормативно-правовые акты:

- закон «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.,

- закон «О приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г.,

- закон «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд» от 13 декабря 1994 г.,

- закон «О финансово-промышленных  группах» от 30 ноября 1995 г.,

- закон «О естественных  монополиях» от 17 августа 1995 г.,

- закон «Об акционерных  обществах» от 26 декабря 1995 г.,

- закон «О некоммерческих  организациях» от 12 января 1996 г.,

- закон «О рекламе»  от 18 июля 1996 г.,

- закон «О мерах по  защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» от 14 апреля 1998 г.

- нормативно-правовые акты  Президента РФ и правительства [1,c 144].

Основным нормативным  актом, регулирующим антимонопольную деятельность в России является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка

для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат  наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной

конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

4) контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб. [12, с 6].

Законом установлено понятие «доминирующее положение», то есть

исключительное положение хозяйствующего  субъекта  или  нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку [12, с 7].

Законом установлен государственный  контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих  субъектов.  Предусмотрена  ответственность предприятий и  должностных  лиц  за  нарушение  антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время [12, с 7].

Можно выделить следующие  основные цели антимонопольного законодательства:

  1. Определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  2. Обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.

Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной  структурой исполнительной власти –  федеральным антимонопольным органом  и создаваемыми им территориальными органами [13,с 21].

Главных законом, регулирующим деятельность естественных монополий  на территории Российской Федерации  является Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995г естественная монополия определяется, как "...состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров» [9,с.3]. 
Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Он распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

 

2.2Регулирование монополистической деятельности в России Федеральной Антимонопольной службой

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная  служба создана в соответствии с  Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной  службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный  орган исполнительной власти, руководство  деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководитель ФАС России - Игорь Юрьевич Артемьев. 
Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС России возложены на заместителей руководителя службы/

На сегодняшний день, антимонопольная  деятельность осуществляется по следующим  отраслям: в ТЭК, в агропромышленном комплексе, в ЖКХ, в социальной сфере, в сфере транспорта, в органах  власти, на финансовых рынках и в  прочих сферах.

В области проведения государственной  политики развития конкуренции функции  и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

 

Сегодня Федеральная антимонопольная  Служба ставит перед собой задачу усилить существующий контроль за монополиями России, провести ряд проверок, направленных на выявления нарушений со стороны монополистов и обеспечить увеличение количества участников и процедур равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Негативные моменты в  экономике, связанные с монополизацией рынка: недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции, устарелость  продукции, замедление технического прогресса, отсутствие сервиса, пренебрежение  интересами потребителя и прочие заставляют современные государства  вести борьбу с монополизацией рынков.

 На сегодня основным  способом борьбы с монополиями  является антимонопольное регулирование,  оно представляет собой целенаправленную государственную деятельность, осуществляемую на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. К основным методам государственного регулирования можно отнести методы нормативно-ориентированного и административного регулирования.

Сегодня в России государственное  регулирование монополистической  деятельности осуществляется на основе действующего антимонопольного законодательства - системы нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.

Можно выделить следующие  основные цели антимонопольного законодательства:

  1. Определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  2. Обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.

Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной  структурой исполнительной власти –  федеральным антимонопольным органом  и создаваемыми им территориальными органами.

Основным нормативным  актом, регулирующим антимонопольную деятельность в России является Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г

Сегодня Федеральная антимонопольная Служба ставит перед собой задачу усилить существующий контроль за монополиями в России, провести ряд проверок, направленных на выявления нарушений со стороны монополистов и обеспечить увеличение количества участников и процедур равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на рынке.

 

Список использованных источников

  1. Шульга В.А. Национальная экономика: учебник.- Изд-во Рос.Экон. акад.,2002
  2. Курс экономической теории: Учебник / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-ое изд. Доп. и перераб. – Киров: Изд-во «АСА», 2005.
  3. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. - М.:ИНФРА-М,2000
  4. Городецкий А., Павленко Ю.Реформирование естественных монополий// Вопросы экономики.-2000.-№1
  5. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика// Вопросы экономики.-2006.-№1
  6. Королькова Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция//Экономический журнал ВШЭ.-2000.- №2 
  7. Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева, В.Н. Лившиц Реформирование естественной монополии в России – законодательные аспекты. //“ЭКО”.- 2001-№4
  8. В.А. Волконский «О роли монополизма в современной экономике» // Банковское дело-2005.- № 2
  9. Федерального Закон РФ №147-ФЗ от 17 августа 1995г. «О естественных монополиях»
  10. Федеральный Закон РФ №135ФЗ от 26 июля 2006г. «О защите конкуренции»
  11. Указ Президента РФ от 23 февраля 1995 года № 228 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации"
  12. Федеральный закон РФ от 9 октября 2002 года № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  13. Положение о Федеральной антимонопольной службе РФ (часть 1, пункты 1- 4)
  14. Федеральная антимонопольная служба РФ // fas.gov.ru
  15. Газпром. Реформирование газовой промышленности // gazprom.ru

Информация о работе Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью