Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:00, курсовая работа
Цель настоящего исследования - оценить состояние и перспективы развития аренды и лизинга в Российской Федерации, а также выявить преимущества лизинговых схем и оценить их эффективность в деятельности российских предприятий.
При написании работы, ставились следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты аренды и лизинга;
- проанализировать современное состояние и перспективу развития лизинговой отрасли России;
- выявить факторы сдерживающие развитие лизинговой отрасли в России.
Введение
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга
1.1 Аренда
1.2 Лизинг
2. Классификация основных видов лизинга
2.1 Виды лизинга
2.2 Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов
3. Современное состояние и перспективы развития лизинга
Заключение
Список используемой литературы
Особую
опасность для игроков рынка
возвратного лизинга
Еще
одна налоговая проблема по сделкам
возвратного лизинга
Усиливающаяся конкуренция на рынке привела к тому, что лизингодатели начали отказываться от подробного анализа кредитоспособности своих клиентов. Новый продукт называется "Б. О.Ф.С. " (Без оценки финансового состояния клиента). Пока его предлагают совсем не многие лизингодатели, но число игроков этого сектора рынка будет расти. Лизинговые компании предлагают "Б. О.Ф. С", чтобы завоевать клиентов из сегментов среднего и малого бизнеса, которые пока еще по большей части не используют лизинг. Что касается предоставления лизинговых услуг клиентам, которые не могут дать официальную информацию о своем финансовом состоянии, то практика показывает, что подобные сделки вполне осуществимы, и здесь можно провести параллель с потребительским кредитованием. Оценка клиента может быть простой и даже очень простой, но работать с "черным ящиком" никто не будет. Риски все равно учитываются в предлагаемом продукте. В недавнем прошлом и речи не могло идти о предоставлении кредита физическому лицу с серыми доходами, а сейчас наблюдается бурный рост клиентской базы, несмотря на то, что многие физические лица не могут или не хотят показывать свои финансы. То же можно сказать и о лизинге, конечно "Б. О.Ф.С. " сопряжен с опасностью не возврата, поэтому, чтобы застраховаться, лизинговые компании предлагают по этому продукту более высокие ставки и более короткие сроки, стремясь компенсировать возможные потери.
По инициативе "Рособоронэкспорта" внесены изменения в закон "О финансовой аренде (лизинге)", касающиеся военно-технического сотрудничества. Поправки, в частности, предусматривают отмену запрета на лизинг продукции военного назначения, используемой при военно-техническом сотрудничестве России с иностранными государствами. До последнего времени законодательство в основном было ориентировано на развитие лизинга продукции, не подпадающей под "ограниченный оборот". Иными словами, закон не предусматривал проведение лизинговых операций с имуществом, ограниченным в обороте, в том числе с военной продукцией. Обновленный закон создает правовую основу для диверсификации механизмов финансирования поставок изделий военного назначения, полагают эксперты. В первую очередь, изменение законодательства скажется на "Рособоронэкспорте", который является фактическим монополистом по поставкам вооружения за рубеж.
В этом году была проведена первая на отечественном рынке лизинга секьюритизация обязательств по лизинговым платежам. Организаторами сделки выступили компании "Магистраль Финанс" (дочерняя структура банка "КИТ Финанс"), "Инвестиционный партнер" и "Объединенные инвесторы". Они выпустили еврооблигации класса А на сумму 12,57 млрд руб. Это первая сделка по привлечению российской лизинговой компанией финансирования за рубежом без участия иностранных кредитных организаций - средства были найдены благодаря размещению евробондов. Доход по бумагам составит 7,875% годовых. Менеджерами выпуска стали Morgan Stanley, банк "КИТ Финанс" и Транскредитбанк. Бумаги обеспечены залогом подвижного состава, а также правами требования по лизинговым платежам "Российских железных дорог" (РЖД). Как признались в "КИТ Финансе", лизинговый бизнес как таковой изначально их не интересовал. В планах кредитной организации стояла задача создания структурного продукта: они стремились не просто предоставить РЖД лизинговое финансирование, а еще и секьюритизировать обязательства по этим контрактам. Эксперты указывают на то, что "Магистраль Финанс" работает только с РЖД. Высокий рейтинг железнодорожной компании на международном рынке позволяет размещать облигации под невысокие проценты.
Лизинг
строительной техники имеет все
предпосылки для бурного роста.
Но этой отрасли мешают развиваться
нерешенные проблемы строительного
комплекса - бизнес застройщиков непрозрачен,
и сопряжен со многими рисками. На
рынке лизинговых услуг так называемый
строительный рынок занимает четвертое
место по объему сделок - после финансовой
аренды автотранспорта, железнодорожного
оборудования и сельскохозяйственного
лизинга. На сделки лизинга строительной
техники приходится примерно 5% от всех
контрактов финансовой аренды. В этом
секторе заключаются сделки не только
по лизингу техники, предназначенной
для строительства зданий, но и
дорожно-строительного
Впрочем,
немаловажно, что строительная техника
обладает высоким уровнем ликвидности.
Так что если лизингодателю попадется
недобросовестный клиент, который откажется
платить ему за услуги, у лизинговой
компании все равно в кармане
остается основной козырь - объект сделки
до ее окончания является собственностью
лизингодателя. А поэтому его
легко изъять у нерадивого клиента
и продать, покрыв все свои расходы.
Ликвидность строительной техники
как раз и позволила
Сегодня строительный комплекс РФ находится в стадии динамичного роста. В первую очередь это связано со стабильной и благоприятной экономической ситуацией в стране, ростом инвестиций в развитие российских регионов, ну и, без сомнения, "заоблачными" ценами на недвижимость и высоким спросом на нее. Быстрорастущий рынок строительных и дорожно-строительных услуг, несомненно, влечет за собой увеличение спроса со стороны его участников на дополнительные средства производства, что приводит к повышению спроса на услуги финансовой аренды.
Развивающим свой бизнес застройщикам требуется все больше техники. Многие из них ведут работы сразу на нескольких объектах, и оборудования катастрофически не хватает. Из-за этого в строительстве случаются простои, и откладываются сроки сдачи объектов. Между тем применение лизинга позволяет застройщику быстро получить всю необходимую технику и при этом еще сэкономить на налогах. Лизинговые платежи можно списывать на расходы, что уменьшает базу по налогу на прибыль.
Объект финансовой аренды можно "изнашивать" (амортизировать) в три раза быстрее, чем имущество, не находящееся в лизинге. Получается, что стоимость предмета сделки быстро уменьшается, а значит, также быстро уменьшается база по налогу на имущество. В итоге взятое в лизинг имущество обойдется дешевле на 15-20% (за счет налоговой экономии), чем покупка этого же оборудования за свои деньги.
На
российском рынке лизинга строительной
техники сегодня
Региональное измерение рынка - следствие заботы крупных лизинговых компаний о своем будущем. Предчувствуя такой вариант развития событий, многие лизинговые компании, работающие в этой отрасли, ринулись в регионы. По оценкам экспертов, региональные темпы строительства приближаются к аналогичным показателям в столице, которая уже стала тесной для лизингодателей. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования развивается медленнее, чем раньше.
Если же говорить о происхождении поставляемого оборудования, то, как и в других сегментах лизингового рынка, особой популярностью у строительных компаний пользуется техника иностранного производства. Она более качественная, хотя иногда стоит в разы дороже. Конечно, клиент все равно берет в лизинг оборудование, исходя из своих финансовых возможностей. Иногда у строительной компании просто не остается выбора - это наиболее характерно для региональных застройщиков. Например, лизинговая компания "Медведь" чаще закупает для своих клиентов погрузчики и бульдозеры именно отечественного производства. Причиной тому является дешевизна российского оборудования, а также наличие доступного сервисного обслуживания. Хотя, далеко не вся необходимая техника производится в России. Поэтому если предметом лизинга являются дорожная фреза или асфальтобетонные установки, то почти всегда речь идет об импортном оборудовании.
Для
стабильного развития строительного
лизинга необходимо, чтобы сама строительная
отрасль росла динамично и
желательно без дефолтов, которые
может вызвать ожидаемое
К этому надо добавить, что развитию финансовой аренды мешает излишняя зарегулированность и непрозрачность российского строительного бизнеса. Избыточное количество регулирующих инстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, отсутствие четких правил игры - все это мешает лизингодателям работать со строителями. Бизнес строительной компании сегодня сильнее зависит от наличия связей с чиновниками, чем от реальной эффективности работы. Строителям сложно планировать свою деятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочных инвестиций, как лизинговое финансирование.
Застройщики не хотят создавать прозрачный бизнес, понятный инвесторам со стороны, строительные фирмы используют нелегальную рабочую силу, скрывают свои доходы и не отражают в официальной отчетности реального положения дел в бизнесе. Конечно, лизингодатели пытаются оценивать их не только по официальным показателям. Однако это делает бизнес более рискованным, а значит, и более дорогими услуги лизинговой компании, лизингодатели не отказываются от сотрудничества с застройщиками, напротив, они активно развивают это направление.
Поэтому,
несмотря на все проблемы, по мнению
экспертов, в ближайшие три-четыре
года объемы рынка финансовой аренды
строительной техники вырастут как
минимум в два раза и приблизятся
к показателям большинства
Информация о работе Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала