Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:41, доклад
Опыт трансформации постсоциалистических стран Центральной Европы и бывшего СССР показал, что нет какой-то универсальной модели перехода от плановой экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной модели, с преобладающей частной собственностью. Хотя общие принципы перехода вполне очевидны: это приватизация госсектора, либерализация ценового регулирования, обеспечение стабильности национальной валюты и формирование финансового рынка, последовательный отказ от политики «мягких бюджетных ограничений» и снижение налогового пресса на бизнес, создание институциональной рыночной среды, реформирование систем социальной защиты в сторону усиления их адресности .
Хотя, с другой стороны, нынешний
экономический рост несет в себе
ряд признаков «перегрева»
3. Некоторые выводы
Несмотря на высокие темпы экономического роста, белорусская экономика находится сегодня в очень сложном положении.
Во-первых, сам экономический рост зависит исключительно от спроса на белорусскую продукцию на российском рынке, который в свою очередь зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы.
Во-вторых, это наличие
признаков «перегрева»
В-третьих, это явный недостаток сре дств дл я технического и технологического обновления производства. Даже по оценкам правительственных экспертов недостаток инвестиций оценивается в 2-3 млрд. долларов ежегодно.
В-четвертых, это перегруженность бюджета социальными статьями и расходами на содержание правоохранительных структур, которые не позволяют снизить налоговую нагрузку на предприятия и подрывают их конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
В-пятых, это внешнеполитическая изоляция, которая закрыла для Беларуси внешние финансовые рынки, перспективы вступления в ВТО и программы трансграничного сотрудничества с ЕС.
В-шестых, это очень слабая координация между действующей властью, частным бизнесом (союзами работодателей) и наемными работниками (официальными и независимыми профсоюзами).
В-седьмых, явное отставание
в реформировании социального сектора,
т.е. механизма предоставления услуг
систем образования, здравоохранения,
социального и пенсионного
4. Возможные сценарии развития
белорусской экономики в
Сценарий 1 . Сохранение и ужесточение жесткого государственного регулирования экономики и незыблемость государственного сектора в экономике.
Данный сценарий довольно
вероятен, поскольку белорусские
власти нынешний экономический рост
связывают не столько с благоприятным
набором внешних факторов, сколько
оценивают как результат
Итог – потеря политического суверенитета страны. Вероятность осуществления – 10 процентов.
Сценарий 2. Частичная либерализация экономики.
Давление со стороны правительства России и особенно российского бизнеса, требующего приватизации наиболее привлекательной части белорусского госсектора, при ухудшении общей экономической ситуации может вынудить белорусские власти пойти на некоторую либерализацию экономики, в т.ч. на продажу отдельных крупных предприятий и снятие бессмысленных ограничений для малого и среднего бизнеса как способа создания новых рабочих мест.
Это позволит, во-первых, оттянуть на несколько лет проблемы, связанные с финансированием социальных программ из бюджета (выручка от продажи предприятий), и, во-вторых, создать видимость рыночного реформирования и даже несколько снизить налоги. Последнее неизбежно, поскольку налоговая нагрузка на российские предприятия существенно ниже, и белорусские теряют конкурентоспособность даже на белорусском рынке. Кроме того, переход на взимание НДС в торговле с Россией «по стране назначения» лишает белорусские власти инструмента выборочной поддержки своих производителей, и они будут вынуждены идти на общее снижение налоговой нагрузки.
Этот вариант позволит Беларуси ослабить негативные последствия отставания от России, Украины (либо без нее) и Казахстана по процедуре вступления в ВТО через создание единого экономического пространства (ЕЭП), а также не быть обузой для России в ее попытках создания зоны свободной торговли с ЕС – проект общего европейского экономического пространства (ОЕЭП).
Итог – потеря экономического суверенитета. Вероятность осуществления – 65 процентов.
Сценарий 3. Смена политического режима и масштабная либерализация экономики.
Вариант маловероятный до середины 2006 г . – очередных президентских выборов в Беларуси. Хотя надо признать, что в настоящее время позиции нынешнего президента Беларуси достаточно сильны и вероятность его замены путем проведения демократических выборов ничтожно мала. Эти позиции подкрепляются экономическим ростом и определенным повышением уровня жизни большинства населения.
Масштабная либерализации белорусской экономики возможна только после полноценной политической демократизации, и в наиболее общем виде она будет представлять собой весь тот комплекс рыночных преобразований, которые были проведены в большинстве постсоциалистических государств, но были «заморожены» в Республике Беларусь.
Итог – сближение с ЕС. Вероятность осуществления – 5 процентов.