Белорусская экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:41, доклад

Описание

Опыт трансформации постсоциалистических стран Центральной Европы и бывшего СССР показал, что нет какой-то универсальной модели перехода от плановой экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной модели, с преобладающей частной собственностью. Хотя общие принципы перехода вполне очевидны: это приватизация госсектора, либерализация ценового регулирования, обеспечение стабильности национальной валюты и формирование финансового рынка, последовательный отказ от политики «мягких бюджетных ограничений» и снижение налогового пресса на бизнес, создание институциональной рыночной среды, реформирование систем социальной защиты в сторону усиления их адресности .

Работа состоит из  1 файл

Белорусская экономическая модель.docx

— 25.69 Кб (Скачать документ)

Хотя, с другой стороны, нынешний экономический рост несет в себе ряд признаков «перегрева» экономики, а, учитывая высокую « закредитованность » белорусских предприятий отечественными банками, угроза системного кризиса не снята с повестки дня.

3. Некоторые выводы 

Несмотря на высокие темпы  экономического роста, белорусская  экономика находится сегодня  в очень сложном положении.

Во-первых, сам экономический  рост зависит исключительно от спроса на белорусскую продукцию на российском рынке, который в свою очередь  зависит от мировых цен на сырьевые ресурсы.

Во-вторых, это наличие  признаков «перегрева» экономики, которые заключаются в чрезмерном « закредитовании » промышленных предприятий и искусственном «раздувании» внутреннего спроса за счет принудительного повышения заработной платы неадекватно росту производительности труда (к концу текущего года среднемесячная заработная плата должна быть доведена до 250 долл.).

В-третьих, это явный недостаток сре дств дл я технического и технологического обновления производства. Даже по оценкам правительственных экспертов недостаток инвестиций оценивается в 2-3 млрд. долларов ежегодно.

В-четвертых, это перегруженность  бюджета социальными статьями и  расходами на содержание правоохранительных структур, которые не позволяют снизить  налоговую нагрузку на предприятия  и подрывают их конкурентоспособность  не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

В-пятых, это внешнеполитическая изоляция, которая закрыла для  Беларуси внешние финансовые рынки, перспективы вступления в ВТО  и программы трансграничного  сотрудничества с ЕС.

В-шестых, это очень слабая координация между действующей  властью, частным бизнесом (союзами  работодателей) и наемными работниками (официальными и независимыми профсоюзами).

В-седьмых, явное отставание в реформировании социального сектора, т.е. механизма предоставления услуг  систем образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

4. Возможные сценарии развития  белорусской экономики в среднесрочной  перспективе 

 

Сценарий 1 . Сохранение и  ужесточение жесткого государственного регулирования экономики и незыблемость государственного сектора в экономике.

Данный сценарий довольно вероятен, поскольку белорусские  власти нынешний экономический рост связывают не столько с благоприятным  набором внешних факторов, сколько  оценивают как результат реализации собственной экономической политики. Как следствие, уже через один-два  года должен начаться спад экономики, который может вызвать также  серьезный финансовый кризис – невозврат кредитов банкам, банкротство некоторых из них, изъятие населением своих сбережений из банковской системы и т.д. Возможен также серьезный рост безработицы и резкое снижение реальных доходов населения.

Итог – потеря политического  суверенитета страны. Вероятность осуществления  – 10 процентов.

Сценарий 2. Частичная либерализация  экономики.

Давление со стороны правительства  России и особенно российского бизнеса, требующего приватизации наиболее привлекательной  части белорусского госсектора, при  ухудшении общей экономической  ситуации может вынудить белорусские  власти пойти на некоторую либерализацию  экономики, в т.ч. на продажу отдельных  крупных предприятий и снятие бессмысленных ограничений для  малого и среднего бизнеса как  способа создания новых рабочих  мест.

Это позволит, во-первых, оттянуть на несколько лет проблемы, связанные  с финансированием социальных программ из бюджета (выручка от продажи предприятий), и, во-вторых, создать видимость рыночного  реформирования и даже несколько  снизить налоги. Последнее неизбежно, поскольку налоговая нагрузка на российские предприятия существенно  ниже, и белорусские теряют конкурентоспособность  даже на белорусском рынке. Кроме  того, переход на взимание НДС в  торговле с Россией «по стране назначения» лишает белорусские  власти инструмента выборочной поддержки  своих производителей, и они будут  вынуждены идти на общее снижение налоговой нагрузки.

Этот вариант позволит Беларуси ослабить негативные последствия  отставания от России, Украины (либо без  нее) и Казахстана по процедуре вступления в ВТО через создание единого  экономического пространства (ЕЭП), а  также не быть обузой для России в ее попытках создания зоны свободной  торговли с ЕС – проект общего европейского экономического пространства (ОЕЭП).

Итог – потеря экономического суверенитета. Вероятность осуществления  – 65 процентов.

Сценарий 3. Смена политического  режима и масштабная либерализация  экономики.

Вариант маловероятный до середины 2006 г . – очередных президентских выборов в Беларуси. Хотя надо признать, что в настоящее время позиции нынешнего президента Беларуси достаточно сильны и вероятность его замены путем проведения демократических выборов ничтожно мала. Эти позиции подкрепляются экономическим ростом и определенным повышением уровня жизни большинства населения.

Масштабная либерализации  белорусской экономики возможна только после полноценной политической демократизации, и в наиболее общем  виде она будет представлять собой  весь тот комплекс рыночных преобразований, которые были проведены в большинстве  постсоциалистических государств, но были «заморожены» в Республике Беларусь.

Итог – сближение с  ЕС. Вероятность осуществления – 5 процентов.


Информация о работе Белорусская экономическая модель