Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа
Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность безналичного денежного оборота;
- рассмотреть основные принципы и формы организации безналичного оборота;
- описать современные формы безналичных расчетов;
- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основы функционирования безналичного денежного оборота…………..5
1.1 Безналичный денежный оборот как составная часть совокупного денежного оборота………......................................................................................5
1.2 Система безналичного денежного оборота………………………………..9
2. Анализ практики применения различных форм безналичных расчётов…………………………………………………………………………16
2.1 Расчёты с применением платёжных поручений…………………………..16
2.2 Чековая форма расчётов……………………………………………………17
2.3 Аккредитивная форма расчётов……………………………………………20
2.4 Расчеты по инкассо ………………………………………………………...23
3. Проблемы развития безналичного оборота в России………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Способ платежа.
Способом платежа называется порядок,
применяемый при осуществлении
безналичных расчётов. Для плательщика
и для получателя денежных средств
важно знать, как будет осуществлен
платеж: в полной сумме или частями.
Кроме того, для плательщика имеет
большое значение, будет ли совершен
платёж из текущих поступлений или
за счёт средств депонированных на
отдельном счёте. К наиболее распространенным
способам расчетов относятся зачеты
взаимных требований и плановые платежи.
Зачеты могут носить постоянный и
разовый характер, производиться
между двумя предприятиями или
их группой. Для проведения зачета каждому
его участнику открывается
Формы расчетов.
Форма расчетов представляет собой
совокупность взаимосвязанных элементов,
к числу которых относятся
способ платежа и соответствующий ему
документооборот.
Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят:
1. Выписка грузоотправителем
2. Содержание расчетного
3. Сроки составления расчетного
документа и порядок
4. Движение расчетного документа между учреждениями банков.
5. Порядок и сроки оплаты
6.Порядок использования
В соответствии с действующим
1. Платежных поручений
2.Чеков
3. Аккредитивов
4.Расчетов по инкассо
Формы расчетов между плательщиком
и получателем средств
2. Анализ практики применения различных форм безналичных расчётов и схемы документооборота
Формы безналичных
расчетов представляют собой различные
сочетания организационно-
В хозяйстве
нашей страны применяются расчеты
платежными требованиями-поручениями;
расчеты платежными поручениями; расчеты
чеками; расчеты посредством
2.1 Расчёты с применением
Расчеты платежными поручениями - это
самая распространенная в настоящее
время в России форма безналичных
расчетов. Платежное поручение
Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и стразового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т.д. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
К недостаткам данной разновидности расчетов платежными поручениями относят значительное усложнение и удлинение документооборота и отвлечение средств из хозяйственного оборота клиента.
2.2 Чековая форма расчётов
Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку провести платеж указанной в нем суммы чекодателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование «чек»,
- поручение плательщику
- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
- указание валюты платежа;
- указание даты и места
- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Отсутствие в документе какого-
Чек оплачивается банком за счет средств
чекодателя: либо находящихся на счете,
либо депонированных на отдельном счете.
В отечественной банковской практике
преимущественно используется вариант
с предварительным
При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодержатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику. Поставщик (чекодатель) предъявляет полученный чек в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный чек в банк-плательщик. Банк-плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами и подлинности чека, а также в том, что его предъявитель является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты подложного, похищенного или утраченного чека возлагаются на банк-плательщик или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены. После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета «Расчетные чеки» и через систему межбанковских расчетов пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика (Приложение).
Положение о безналичных расчетах в РФ предусматривает возможность использования в безналичных расчетов чеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РФ, а также может иметь дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности. Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и его клиентов, а также в межбанковских расчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.
Данная форма расчетов, как никакая другая, дает возможность покупателю проверить выполнение условий договора, а поставщику гарантирует оплату товара. Однако на оплату чеков сумма замораживается на определенный срок на отдельном счете, отвлекая из оборота. Это не удобно для покупателя, что тормозит развитие данной формы расчетов.
Поэтому возникла тенденция к замене чеков другими средствами использования текущих счетов, в частности кредитными карточками. Кредитная карточка - именной документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличными. В России банковские пластиковые карточки появились всего несколько лет назад.
По функциональным характеристикам
различают кредитные и
Имеются различия и в способе оповещения банка о произведенных выплатах. При использовании системы, основанной на бумажной технологии, держатель ставит свою подпись на торговом счете или ином документе, что является разрешением дебетовать свой счет, т. е. уменьшать остаток средств на своем счете. Затем этот счет направляют в банк для перечисления соответствующей суммы торговцу. В электронных системах держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал.
2.3 Аккредитивная форма расчётов
Сфера применения аккредитивной формы расчётов недостаточно широка, её удельный вес в структуре форм безналичных расчётов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счёт средств, предварительно депонированных на счёте, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.
Аккредитив представляет собой
условное денежное обязательство банка,
выдаваемое им по поручению клиента
в пользу его контрагента по договору,
по которому банк, открывший аккредитив
(банк-эмитент), может произвести поставщику
платёж или предоставить полномочия
другому банку производить
Если банк, выставивший аккредитив
(банк-эмитент), по поручению плательщика
(покупателя) переводит средства в
другой банк – банк поставщика, то для
осуществления платежа при
В соответствии с Положением о безналичных расчётах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются
аккредитивы, при открытии которых
банк-эмитент перечисляет
Этапы:
1 – заключение договора о
расчётах с использованием
2 – передача в банк заявления
на открытие аккредитива,
3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счёт «Аккредитивы»;
4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива;
5 – поставка товара (оказание услуг);
6 – расчётные документы,
7 – сообщение об использовании
аккредитива направляется в
8 – сообщение покупателю об использовании аккредитива.
При установлении между банками
корреспондентских отношений
Информация о работе Безналичный денежный оборот: принципы организации и форм расчетов