Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, выявление сущности и особенности безработицы на примере современной России.
Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты явления “безработица”…………….... 4
Понятие и сущность безработицы…. ……………………...4
Виды безработицы……………… ………...…………………5
2. Анализ современных тенденций, сложившихся на рынке труда России…………………………………………………………. 11
2. 1 Характерные черты безработицы в России……………. 11
Пути решения проблемы безработицы. Методы ослабления влияния её на экономическую и социальную сферы. ………………………………………...16
Заключение………………………………………………………….... 21
Список литературы…………………………………………………. 22
Вместе с ростом
открытой безработицы происходят изменения
в общественном сознании, растет обеспокоенность
людей угрозой массовой безработицы,
потерей своих рабочих мест и
социального статуса. По данным социологических
исследований среди проблем, вызывающих
наибольшую озабоченность Россиян,
безработица наряду с преступностью
и ростом цен занимает одно из ведущих
мест. Меняется отношение к безработице
и безработным: если в свое время
безработные отождествлялись с
тунеядцами и люмпенами, то затем
они стали считаться“жертвами”
Для понимания характера
безработицы в России необходимо
учитывать специфические
Во-первых, заработная
плата резко отстала от стоимости
воспроизводства рабочей силы. Во-вторых,
движение ставок заработной платы искажается
инфляционными процессами. В-третьих,
не сложилась пока система договорного
формирования заработной платы. В-четвертых,
сохранились некоторые
Негибкость рынка труда определяется также отсутствием свободного рынка жилья, институтом прописки (регистрации) и другими ограничителями; оставшимися в наследство от старого режима.
Одна из особенностей
российского рынка труда –
Всех занятых
в экономике можно условно
разделить на три группы: занятые
в формальном государственном, формальном
негосударственном (частном), неформальных
секторах. К последнему относятся
незарегистрированная в соответствии
с законодательством
Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы. Случаи, когда граждане, официально получившие статус безработного имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической.
Можно выделить следующие
особенности современной
наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в несколько раз превышают масштабы официальной безработицы;
наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);
неразвитость инфраструктуры
рынка труда, затрудняющая трудоустройство
безработица, вследствие чего усиливаются
тенденции к образованию
наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.
2. 2 Пути решения
проблемы безработицы. Методы
ослабления её на
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях
исходным постулатом стратегии занятости
в российском обществе должен стать
принцип достижения и поддержания
эффективной занятости, допускающий
безработицу в социально
Стабилизация и
рост производства должны стать отправным
пунктом для достижения и поддержания
эффективной занятости при
финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3, 4%);
социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.
Наличие определенного
числа граждан, ищущих работу и официально
признанных безработными, следует рассматривать
как неизбежный результат особенностей
движения рабочей силы и рабочих
мест. Минимизация социально
На современном
этапе необходимое равновесие на
рынке труда как элемент
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация программы
призвана обеспечить координацию долгосрочных
и среднесрочных инвестиционных
программ. Федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой
экономики, программ социально-экономического
развития отдельных регионов, иных
программных решений, принимаемых
органами исполнительной власти на федеральном
и региональном уровнях, в целях
повышения эффективности
Анализ ситуации
в сфере занятости в Российской
Федерации в предшествующие годы
показывает, что способность
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы
являются повышение уровня и изменение
структуры занятости населения
Российской Федерации на основе создания
экономически эффективных рабочих
мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение правовых,
экономических и
регулирование складывающегося
национального рынка труда и
повышение
формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Реализуемая политика
занятости становится активной тогда,
когда средства Государственного фонда
занятости населения
Особую актуальность
приобретают в настоящее время
вопросы формирования и регулирования
рынка труда. Остро ощущается
отсутствие информации по вопросам использования
рабочей силы на негосударственных
(коммерческих) предприятиях и в
организациях, развития на них процессов
подготовки и переподготовки кадров,
совершенствования условий и
оплаты труда. В области занятости
населения наблюдается
Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно
Список литературы
“Вопросы экономики”
№ 5-6 статья “Профсоюзы”, 1999 год, с. 14-16.
“Известия Санкт-Петербургского Университета
экономики и финансов”, № 2. 1998 год,
с. 84-92. “Курс экономической теории”
МГУ им. М. В. Ломоносова. М. Изд. “Дис”.
1997 год, с. 231-254. “Социально-политический
журнал”, № 1. 1998 год, с. 63.
“Человек и труд”-, № 1. 1998 год, с. 37-46.
“Экономика и математические методы”, - журнал, том 36, № 3. 2000 год, с. 127-135. 7. Э. Бородянский, В. Кузьмин “Реальный путь противодействия безработице”, “Человек и труд” № 9 – 1996 8. А. В. Бузгалин “Переходная экономика” М. : Таурус, 1994
9. Г. Волынский
“К вопросу о безработице в
переходный период”, “
Информация о работе Безработица: понятие, формы, экономические и социальные последствия