Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.
Ведение
1. Теоретические основы безработицы …………………………………… 4
1.1. Сущность безработицы и ее показатели …………………………… 4
1.2. Виды безработицы …………………………………………………… 6
2. Причины возникновения и последствия безработицы ………………… 11
2.1. Причины возникновения безработицы ……………………………… 11
2.2. Последствия безработицы ……………………………………………. 14
3. Методы борьбы с безработицей ………………………………………….. 16
3.1. Государственные программы снижения безработицы ……………. 16
3.2. Пути преодоления безработицы …………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы ……………………………………….. 25
Приложения
Одной
из первых программ борьбы с безработицей
в России была Федеральная программа
содействия занятости населения
Российской Федерации на 1994 г., утвержденная
Правительством РФ 15 июня 1994 г. Эта
программа была направлена на активизацию
политики занятости в стране путем
преодоления неблагоприятных
Достоинство программы состояло в том, что поставленные в ней перед государством задачи были определены весьма широко, а недостатком является краткосрочный период его действия (1 год), тем более что утверждена она была только в середине 1994 г. Это не могло способствовать эффективному достижению программных целей.
Важнейшей задачей государства по экономической поддержке занятости, согласно программе, являлось сдерживание сокращения перспективных рабочих мест, содействие росту инвестиционной активности. В программу была заложена реализация 35-40 федеральных инвестиционных проектов, что представляло собой замену системы дотаций и субсидий в сфере поддержки занятости. Для стабилизации положения на региональных рынках труда предусматривалось создать специальные фонды поддержки и выравнивания регионального развития – инвестиционные фонды, создаваемые на бюджетной и внебюджетной основе.
В
программе были предусмотрены меры
по предотвращению массового единовременного
высвобождения трудящихся из кризисных
производств путем
В целях скорейшего возвращения безработных к труду путем подбора рабочего места, развития профессиональной квалификации, обучения навыкам активного поиска работы, участия в целевых программах служб занятости, предусматривалось увеличение доли затрат Государственного фонда занятости населения на активную политику с 17% в 1993 г. до 42% в 1994 г. Приоритетными направлениями активной политики государства на российском рынке труда были заявлены:
Программой
предусматривалось усиление федеральной
поддержки регионов с критическим
положением на рынке труда за счет
увеличения федеральной части
Оценивая итоги реализации данной программы, необходимо отметить, что на практике осуществить переход к активной политике занятости не удалось. Продолжались сокращение общей численности занятых в экономике, рост официального и фактического уровня безработицы в стране, увеличение ее средней длительности, снижения показателей трудоустройства безработных граждан, остался низким уровень подготовки кадров: в 1993 г. было направлено на профессиональное обучение 5,4% безработных, в 1994 г. – 6,5%. В 1994 г. в политике занятости преобладали сдерживающие массовую безработицу пассивные меры, о чем свидетельствует рост объемов скрытой, частичной безработицы, повышение доли регистрируемых безработных, получающих пособия по безработице.
Федеральная программа содействия занятости населения в РФ в 1994 г. имела краткосрочный характер, однако практика показала, что нужна долгосрочная стратегия борьбы с безработицей и, что проблему занятости невозможно решить лишь государственными мерами на рынке труда. Магистральное направление сокращения безработицы до ее социально приемлемого, естественного уровня в стране пролегает через усиление структурно-инвестиционной политики, скорый экономический рост, технологическую реконструкцию и структурную перестройку экономики на принципах эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Таким
образом, возникла необходимость разработки
новой государственной
Большое значение в снижении безработицы предавалось также реализации федеральных инвестиционных проектов, регулированию заработной платы и доходов, рабочего времени и трудовых отношений внутри предприятий.
Для
снижения безработицы среди подростков
и выпускников высших учебных
заведений правительством Российской
Федерации предусматривались
Существенное
значение Правительство придавало
обучению безработных основам
предпринимательской
Правительство
РФ предусматривало также
Однако
разработанная на 1995-1997 гг. Правительственная
программа политики на рынке труда
также не поспособствовала переходу
к эффективной активной и превентивной
политике занятости. Об этом свидетельствовал
продолжавшийся рост застойной безработицы
и отсутствие серьезных успехов
в борьбе с ней.
3.2
Пути преодоления безработицы
Важнейшим
направлением уменьшения безработицы
надо считать развитие самозанятости
населения. Она выступает как
сложное социально-
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий.
Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.
Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.
Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".
Подобные
факты являются, прежде всего, следствием
недостаточной федеральной поддержки
малого предпринимательства. Она принципиально
важна. Во всех странах с рыночной экономикой
государство существенно поддерживает
предприятия малого бизнеса. Успех здесь
может быть достигнут только в результате
формирования благоприятного социально-экономического
климата для малых предприятий. Его основными
компонентами должно стать формирование
законодательного пакета, четко сформулированных
прав и обязанностей малых предприятий,
условий их образования и функционирования,
формы их поддержки государством. Сегодня
службы занятости занимаются этими проблемами.
Однако масштабы этой деятельности не
отвечают важности задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной работе был проведен подробный
теоретический анализ социально-экономической
сущности безработицы, рассмотрены
отличительные особенности
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
Информация о работе Безработица. Последствия и методы борьбы с безработицей