Безработица. Последствия и методы борьбы с безработицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.

Содержание

Ведение
1. Теоретические основы безработицы …………………………………… 4
1.1. Сущность безработицы и ее показатели …………………………… 4
1.2. Виды безработицы …………………………………………………… 6
2. Причины возникновения и последствия безработицы ………………… 11
2.1. Причины возникновения безработицы ……………………………… 11
2.2. Последствия безработицы ……………………………………………. 14
3. Методы борьбы с безработицей ………………………………………….. 16
3.1. Государственные программы снижения безработицы ……………. 16
3.2. Пути преодоления безработицы …………………………………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы ……………………………………….. 25
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк.теория 1 курс.docx

— 474.44 Кб (Скачать документ)

    Одной из первых программ борьбы с безработицей в России была Федеральная программа  содействия занятости населения  Российской Федерации на 1994 г.,  утвержденная Правительством  РФ 15 июня  1994 г. Эта  программа  была направлена на активизацию  политики занятости в стране путем  преодоления  неблагоприятных макроэкономических тенденций, сдерживания массового  высвобождения работающих, прежде всего  на градообразующих предприятиях;  создания условий для развития и  расширения  занятости в негосударственных  секторах экономики; обеспечения эффективной  защиты  граждан, вынужденно потерявших работу или подвергающихся риску увольнения; дополнительного содействия занятости групп населения,  испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчения последствий долговременной безработицы.

    Достоинство программы состояло в том, что  поставленные в ней перед государством задачи были определены весьма широко, а недостатком является  краткосрочный  период его действия (1 год), тем более  что утверждена она была только в  середине 1994 г. Это не могло способствовать эффективному достижению программных  целей.

    Важнейшей задачей государства по экономической  поддержке занятости, согласно программе, являлось сдерживание сокращения перспективных  рабочих мест, содействие росту инвестиционной активности. В программу была заложена реализация 35-40 федеральных инвестиционных проектов, что представляло собой  замену  системы дотаций и субсидий в сфере поддержки занятости. Для стабилизации положения на региональных рынках труда предусматривалось  создать специальные  фонды поддержки  и выравнивания регионального развития – инвестиционные фонды, создаваемые  на бюджетной и внебюджетной основе.

    В программе были предусмотрены меры по предотвращению массового единовременного  высвобождения трудящихся  из кризисных  производств путем государственного субсидирования оплаты труда работников, введения компенсационных  выплат для  лиц, занятых не полностью и находящихся  в административных отпусках на тех  предприятиях,  которые имели  экономическую перспективу  и  программу выхода  из кризисной  ситуации.  Эти меры позволили  снять угрозу обвального роста  открытой безработицы, однако низкий уровень  указанных компенсационных выплат не способствовал стабилизации трудовых коллективов на перспективных предприятиях.

    В целях скорейшего возвращения безработных  к труду  путем подбора рабочего места, развития профессиональной квалификации, обучения навыкам активного поиска работы, участия в целевых программах служб занятости, предусматривалось  увеличение доли затрат Государственного фонда занятости населения на активную политику с 17% в 1993 г. до 42% в 1994 г. Приоритетными направлениями активной политики государства на российском рынке труда были заявлены:

  • оперативное содействие трудоустройству;
  • дополнительные меры для занятости лиц с ограниченными возможностями  на рынке труда (квотирование рабочих мест, субсидии работодателям, обучающим и создающим  рабочие места  для социально уязвимых групп населения);
  • программы организации общественных работ и сезонной занятости, развития предпринимательства и самозанятости;
  • профессиональное обучение и консультирование.

    Программой  предусматривалось усиление федеральной  поддержки  регионов с критическим  положением на рынке труда  за счет увеличения федеральной части Государственного фонда занятости населения РФ с 10% в 1993 г. до 20% в 1994 г.

    Оценивая  итоги реализации данной программы, необходимо отметить,  что на практике осуществить переход к активной политике занятости не удалось. Продолжались сокращение общей численности занятых  в экономике, рост официального и  фактического уровня безработицы в  стране, увеличение ее средней длительности, снижения показателей трудоустройства  безработных граждан, остался низким уровень подготовки кадров: в 1993 г. было направлено на профессиональное обучение  5,4% безработных, в 1994 г. – 6,5%. В 1994 г. в  политике занятости преобладали  сдерживающие массовую безработицу  пассивные  меры, о чем свидетельствует  рост объемов скрытой, частичной  безработицы, повышение доли регистрируемых безработных, получающих пособия по безработице.

    Федеральная программа содействия занятости  населения в РФ в 1994 г. имела краткосрочный  характер, однако практика показала, что  нужна долгосрочная стратегия борьбы с безработицей  и, что проблему занятости невозможно решить лишь государственными мерами на рынке труда. Магистральное направление сокращения безработицы  до ее социально приемлемого, естественного уровня в стране пролегает  через усиление структурно-инвестиционной политики, скорый экономический рост, технологическую реконструкцию и структурную  перестройку экономики на принципах  эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

    Таким образом, возникла необходимость  разработки новой государственной концепции  по снижению безработицы. Государственная  политика борьбы  с безработицей на среднесрочную перспективу  была представлена  в Программе Правительства  РФ «Реформы и развитие  российской экономики в 1995-1997 годах». В частности, в подразделе этой программы,  посвященном  государственной политике на рынке  труда, отмечалось, что «преодолеть  безработицу можно только путем  общего оздоровления экономики, способного предоставить возможности для стабильной занятости и достойных гражданина  доходов». При этом особое значение  в стабилизации рынка труда в  Российской Федерации предавалось  расширению негосударственного сектора, где к середине 90-х гг.  было занято уже  40,2 млн. человек, или более  60% общей численности работающих, а также  росту частных  инвестиций за счет  аккумуляции сбережений населения.

    Большое значение в снижении безработицы  предавалось также  реализации федеральных  инвестиционных проектов, регулированию  заработной платы и доходов, рабочего времени и трудовых отношений  внутри предприятий.

    Для снижения безработицы среди подростков и выпускников высших учебных  заведений правительством Российской Федерации предусматривались меры по  профессиональной ориентации молодежи, субсидированию организации ученических  рабочих мест на предприятиях, сезонной занятости молодежи, в том числе  на базе действующих учебных заведений, развитие  молодежных бирж труда, центров  социально-психологической  адаптации выпускников, особенно для инвалидов и лиц, оставшихся без попечения родителей.  Эти меры тем более важны, что проблема нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет чревата серьезными последствиями. Она должна решаться восстановлением  на практике обязательности полного среднего образования и введением социальных стипендий для учащихся средних школ их малообеспеченных семей.

    Существенное  значение Правительство придавало  обучению  безработных  основам  предпринимательской деятельности, их финансовой поддержке при становлении  собственного дела, в том числе  формированию социально-деловых центров  как инкубаторов малого предпринимательства.

    Правительство РФ предусматривало также разработать  программы экстренных краткосрочных  мер для снятия  социальной напряженности  в регионах. Финансирование  этих мероприятий  могло осуществляться  за счет оперативного  перераспределения  средств Государственного фонда  занятости.

    Однако  разработанная на 1995-1997 гг. Правительственная  программа политики на рынке труда  также не поспособствовала переходу к эффективной активной и превентивной политике занятости. Об этом свидетельствовал   продолжавшийся рост застойной безработицы  и отсутствие серьезных  успехов  в борьбе с ней.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2 Пути преодоления безработицы 

    Важнейшим направлением уменьшения безработицы  надо считать развитие самозанятости  населения. Она выступает как  сложное социально-экономическое  явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

    К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий.

    Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

    Развитие  самозанятости предполагает наличие  определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям  определенную помощь в организации  и развитии своего "дела". И  именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.

    Развитие  малого предпринимательства встречает  определенные трудности. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".

    Подобные  факты являются, прежде всего, следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. Во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данной работе был проведен подробный  теоретический анализ социально-экономической  сущности безработицы, рассмотрены  отличительные особенности безработицы  на российском рынке труда, сформулированы возможные  способы снижения безработицы.

    Особое  внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в  стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение  профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка  социально  уязвимых групп населения на рынке  труда.

    Проведенная работа дает возможность сделать  ряд выводов.

    Разработка  основных направлений, путей и методов  сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление  тех ее форм и видов, которые наносят  наибольший  экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют  стабилизации экономики страны.

    Подобный  анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы  на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости  наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

    Новая активная политика на рынке труда  должна проводиться комплексно, сразу  по нескольким направлениям, и ориентироваться  на долгосрочный период.

    Крайне  важно корректировать  общую направленность государственной политики занятости  Российской Федерации в зависимости  от особенностей и перспектив  региональных рынков труда.

Информация о работе Безработица. Последствия и методы борьбы с безработицей