Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание

Сущность безработицы и её измерения
Основные виды и формы безработицы
Социально-экономческиая политика государства в условиях безработицы
2.1.Социальные последствия безработицы и политика занятости
Особенности формирования российского рынка труда в условиях безработицы.

Работа состоит из  1 файл

Курсов..doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

        Проблему  безработицы  усугубляет   трудное   материальное   положение,  толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.     В соответствии с уже накопленным  службой  занятости  опытом  и  мнением экспертов увеличение числа безработных в  РФ  будет  способствовать  наличие следующих факторов:

     1. подавление  безработицы (досрочные   проводы  на  пенсию  мужчин  в  58,  женщин в 53);

     2.  частичная  принудительная  безработица (сокращенный   рабочий   день,     сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

     3. условная безработица (непостоянная  работа);

     4.  временная  безработица  (декретный  отпуск,  уход  за   ребенком,   за     инвалидами  детства, тяжелобольными и стариками, отпуск  без  сохранения     содержания);

     5. потенциальная безработица (в  связи с выходом на инвалидность);

     6. безработица в связи с высвобождением  женщин из производства с   вредными     и опасными  условиями труда;

     7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

     8.  вынужденная  безработица  (вследствие   отсутствия   сырья,   энергии,     комплектующих , приведшего к остановке предприятия);

     9.  безработица  вследствие  повышения  производительности  труда  и   его     интенсификации;

    10. безработица вследствие демобилизации,  увольнения в запас и  структурной     перестройки в армии;

    11.  безработица  членов  семей   военнослужащих   и   военных   советников,     возвращающихся  в РФ из-за рубежа;

    12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и  городах  заводах     вследствие остановки предприятий;

    13. первичная безработица (выпускники  школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

    14. безработица молодежи, отчисленной  из учебных заведений или прекратившей     обучение   по собственному желанию;

    15. безработица вследствие недостаточной  профессиональной квалификации;

    16.  безработица  субъективная  вследствие  нежелания   или   неспособности     переквалифицироваться и получить  иную профессию;

    17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

    18. безработица  специалистов  работавших  по  долгосрочным  контрактам  за     рубежом;

    19 . безработица возвращающихся из мест лишения свободы ;

    20. безработица тех,  кто  после   длительного  перерыва  хочет   возобновить     работу;

    21. безработица вследствие  стихийных   бедствий  и  экстремальных   ситуаций    (аварии, землетрясения,  наводнения, разрушение предприятий  и учреждений     в результате  взрывов или военных действий);

    22. безработица в связи с невозможностью  без нарушения паспортного режима и     утраты жилья перемещаться  из  мест  с  избытком  трудовых  ресурсов  в     регионы с избытком рабочих мест.

        Здесь перечислены далеко не  все реально  существующие  пути  пополнения армии    потенциальных    безработных.   Под    неучтенными     источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом  государстве в России есть определенная часть населения не  желающая  работать,  -  люмпен- элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства,  на  биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако  эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек,  не оказывая давления на рынок труда, тем не  менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно  когда  войдет  в  силу  закон  о  пособиях  на бедность. Вторая группа  -  прямо  или  косвенно  связанные  с  криминальным миром.  По  мере  борьбы  государства  с  преступностью,  люди  входящие   в преступные группировки пополнят  ряды  безработных.  Третья  группа  -  люди состоятельные, но официально нигде не работающие,  тоже  формально  являются безработными.

        При  разработке  федеральной   и  региональной  программой   обеспечения занятости  населения   необходимо  учитывать  определенную  специфику  России исходя  при  этом  из   неоднократно   проверенного   факта:   предотвратить безработицу невозможно, но можно и  нужно  минимизировать  ее,  одновременно смягчая  социальные,  политические  и  нравственные  последствия   неполного обеспечения трудоспособного населения работой.  И речь  идет  не  только  о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об  интересах государства, поскольку при безработице в 8-10%  только  на  выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.     В социально  -  трудовой  политике  первоначально  превалировали  меры, направленные   на   выработку   и   реализацию    механизмов,    облегчавших институциональные  перемены  в  собственности   и   структурные   сдвиги   в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном  уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и  роста  безработицы.  В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о  труде и занятости путем приведения его в соответствии с  международной  признанными правилами:    сокращена    рабочая     неделя,     увеличена     минимальная продолжительность  отпусков,  расширены  гарантии   занятости   безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование  социально  - страховых отношений способствовало их  нормализации  во  время  приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их  будущими хозяевами.     Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «  реформаторов».  Государство  на время  отказалось  от  прямой  регламентации  в  оплате  труда  (кроме   его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу  росло реальное  наполнение  средней  заработной  платы,   отставая,   однако,   от динамики потребительских цен на товары и услуги.

        В  связи  с  рыночными   изменениями  наметился  переход   от   жестоких социалистических  к  более   гибким   видам   найма   (срочным   контрактам, неформализованным  соглашениям  и  т.п.).  При  этом  почти  сошла  на   нет традиционная  роль  органов  труда  как  госнадзирателя  за   использованием рабочего  времени,  дисциплины,  производительностью,  условиями  и   оплаты труда.

        Курс  на  обеспечение  возможно  полной  занятости   и   предотвращение безработицы не решал  важнейшую  задачу  реформ  -  повышение  эффективности производства.  Когда  экономический  кризис  усилился,  обновленное  к  тому времени  правительство  увидело  выход  из  него  в  достижении   финансовой стабилизации, фактически в ускоренном  развитии  финансово  -  промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

        В условиях катастрофической  нехватки инвестиций, что вполне  естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны  капиталов  и  сокращения возможностей   инфляционного   кредитования     промышленности    источником стабилизации экономики становились доходы  населения.  На  смену социальным приоритетам и  монетаристским  моделям   пришли  узкопрагматические   задачи перераспределения  национального  дохода  в  пользу  крупнейших   монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

        Обеспечение занятости и массовая  безработица  находятся  под   контролем государства. Оказывается легче приостановить  высвобождении  работающих  без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном  режиме,  то  есть  без долгов по зарплате,  но  и  без  излишнего  персонала.  Недостаток  трудовой мотивации и доходов по основному месту работы  замещается  государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и  льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили  как  трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

        Наряду  с  этим  расширяется  «  исход  »  ранее  многочисленного  слоя квалифицированных работников с простаивающих  предприятий,  бесперспективных производств. Вместе с распадом  наукоемких  отраслей  промышленности  растет депрофессионализация     высококлассных    специалистов.    Они    вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия  в ущерб своей квалификации и социально -  профессиональному  статусу.  Что  же надо  делать,  чтобы  привести  в  движение   эту   топчущуюся   на   месте, неурегулированную,  а  потому  шаткую,  грозящую  повернуть  вспять  систему отношений труда и капитала?

        Суть новой социально - трудовой  политики  можно  свести  к   следующему:

    окончательный переход от полной занятости, заждавшейся  на  низкоэффективном труде   и   социальных   гарантиях   неработающим,   к   рыночной   системе, предполагающей  полную  свободу  труда  и   выбора   занятий,   экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно  важной  является социальная  либералиция  наемного  труда  прежде  всего  через   радикальную реформу  трудового  законодательства  в  полном  соответствии   требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух  законов»  о  труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу  товаром,  собственником  которого является свободный  от  внеэкономического  принуждения  и  административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права  на  приоритет на  рынке  труда,  его  цена  формируется  в  зависимости  от   способности, образования, квалификации, опыта.

        Для обеспечения свободы труда   необходимо  окончательно  избавиться  от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров,  административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников).  Ввести  в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди  них  принципиально  важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные  условия  труда,  механизмы социального  страхования  экономических  рисков   потери   трудоспособности, независимые  институты  непредвзятого  урегулирования  трудовых  конфликтов.

    Причем  необходимо выделить особенности наемного труда  в  аграрном  секторе, малом предпринимательстве. Давно пора заменить архаичные и  неэффективные  формы  законодательного регулирование  труда.

        Предстоит признать приоритет   социального  партнерства   по  закону  над государственным  управлением  трудом  в  его   бюрократическом   исполнении. Поэтому необходимо ограничить  роль  государства  в  обеспечении  занятости, включая отказ от  глобальных  федеральных  программ,  попыток  унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от  безработицы. Для  этого  необходимо  создать  независимую  от  правительства  и   местной администрации систему активного содействия безработным на  основе  страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как  неотъемлемый  элемент  рынка труда, а под  обеспечением  занятости  понимать  трудоустройство  вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно  незанятых  с  использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

         
 

    Социально-экономические  издержки безработицы:

    Современная безработица в Российской Федерации  – явление, порожденное переходной стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерные всем странам. Отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX в., когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица – это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX в., в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу – она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

    Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики , следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап – оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения. Многие экономисты считают, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень совокупных расходов на производство товаров и услуг. Так, в рыночной экономике предприятия производят товары и услуги только в том случае, если их можно выгодно продать. Если общие расходы на производство невелики, то это означает, что предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. И наоборот, более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы будут тоже возрастать. Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно , не выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% реального уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5% от потенциального ВНП.

Информация о работе Безработица в России