Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение безработицы и инфляции их взаимосвязь, особенности их развития в современной России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
― раскрытие сущности понятия и причин безработицы и инфляции;
― анализ рынка труда в различных экономических концепциях (мальтузианская, неоклассическая, кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории);

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Формы правления макроэкономической нестабильности……………….5
1.1 Понятия, сущность, формы безработицы……………………………………...5
1.2.Понятия, сущность, формы инфляции……………………………………..…14
1.3Основные последствия безработицы и инфляции…………………………….25
Глава 2. Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………………….30
2.1 Теория Филипса………………………………………………………………...30
2.1.2 Стагфляция, или одновременный рост инфляции и безработицы ………..31
2.1.3 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном плане……...35
2.1.4 Инфляция, вызванная избыточным спросом или ростом издержек………36
2.2 Современные концепции связей между безработицей и инфляцией……….40
Заключение………………………………………………………………………….51
Список используемой литературы………………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ВСЕ!.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

Существующие тенденции показывают, что старение населения будет продолжаться, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста.

Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах–с другой.

Наиболее проблематичным станет возмещение потерь среди квалифицированных работников сельского хозяйства и индустриальных отраслей экономики. Поэтому от структуры и качества производимого системой профессионального образования кадрового капитала зависит конкурентоспособность экономики страны. Проведение реформы системы профобразования должно ориентироваться на повышение его качества и соответствие потребностям рынка труда. Большой проблемой становятся сертификация и специализация обучающихся. Отсутствие единой системы создает трудности при трудоустройстве как выпускников, так и уже работающих людей.

Сейчас, в связи с мировым кризисом, Международная организация труда (МОТ) пересмотрела свой январский прогноз по безработице, повысив его в 4 раза. По подсчетам МОТ, число безработных во всем мире к концу 2009 года вырастет на 20 млн человек по сравнению с уровнем 2007 года–до 210 млн. Эксперты организации призывают правительства принять решительные меры, направленные на предотвращение социального кризиса.

По оценкам МОТ, сильней всего финансовые потрясения отразятся на ситуации с занятостью в сферах предоставления услуг, недвижимости, в строительном, автомобильном, туристическом и, конечно же, финансовом секторах.

Что касается безработицы в России, то в конце сентября 2008 года, по оценке Росстата, около 4 млн россиян или 5,3% экономически активного населения страны классифицировались как безработные. При этом в октябре 2008 года, по официальным данным, безработица в нашей стране сократилась более чем на 5% по сравнению с сентябрем 2007 года.

Заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин считает, что в РФ динамика безработицы пока более спокойная, несмотря на финансовый кризис. Сокращения могут затронуть главным образом офисных работников финансового сектора, что, по словам экономиста, существенно не отразится на общей российской картине. «Скорее всего, произойдет лишь некоторое перераспределение кадров в отраслях,–говорит г-н Коровкин.–Финансовый сектор составляет небольшую долю в общей численности занятого населения. Учитывая дефицит рабочей силы в целом по России, эти работники смогут найти себе новые рабочие места». По данным Росстата, к 2020 году общая численность российского населения сократится до 139 млн человек, численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 77,5 млн человек, а накопленный дефицит кадров превысит 14 млн человек.

Кроме того, от массовых увольнений граждан пока что защищает российское законодательство. Сейчас РСПП предлагает в 3 раза сократить выходные пособия, но вряд ли такое наступление на права трудящихся будет узаконено.

Другое дело, финансовый голод заставит многие компании потуже затянуть пояса и сократить зарплаты. По информации Росстата, в сентябре 2008 года в России уже выросла суммарная задолженность по заработной плате на 2,1%, и к 1 октября 2008 года она составила 3,017 млрд рублей. Причем 93,6% общей суммы просроченного долга обусловлено отсутствием у организаций собственных средств. По этим цифрам можно судить об уровне реальной безработицы, который, несомненно, превышает официальную статистику.

По наблюдениям экспертов Института глобализации и социальных движений (ИГСО), в РФ уже начинается срезание премиальной части оплаты труда, которая нередко доходит до 50% зарплаты, и сокращение теневой составляющей заработка.

«Более половины отечественных предприятий принимают меры по снижению затрат на оплату труда. В ряде компания сокращения затронули уже от 10 до 30% персонала. Увольнение грозит миллионам работников во всех сферах национального хозяйства»,–говорит Борис Кравченко, глава Центра профсоюзных исследований ИГСО и Президент Всероссийской конфедерации труда (ВКТ). По его словам, предприятия все больше перекладывают свои финансовые проблемы на персонал.

Компании рассчитывают на то, что после увольнений «лишних работников» их финансовое положение улучшится. Но это не так. «Сокращение зарплат и массовые увольнения только ухудшат ситуацию на внутреннем рынке, еще более ослабив потребительский спрос»,–считают эксперты ИГСО.

Чтобы обеспечить занятость населения в условиях растущей безработицы, власти собираются форсировать развитие инфраструктуры. Строительство спортивных объектов в предолимпийском Сочи, платных автодорог, мостов, подготовка Владивостока к саммиту АТЭС могут стать поистине народными стройками.

Федеральный центр готов взять на себя расходы по переброске и обустройству трудовых ресурсов туда, где они окажутся нужны. А регионы получат субсидии на привлечение безработного населения к общественным работам, которые будут оплачиваться на уровне МРОТ.

По прогнозу Минэкономразвития, число безработных в РФ за 2009 год пополнится на 1 млн–до 6 млн человек (по методологии Международной организации труда). Власти ожидают и резкого увеличения зарегистрированной безработицы, а это значит, что возрастет финансовое бремя на бюджет.

Минздравсоцразвития РФ предлагает единовременно, на год вперед, выплачивать пособие по безработице (а это не больше 60 тыс руб) тем уволенным "в запас", кто хочет заняться предпринимательской деятельностью. На организацию самозанятости и переподготовки безработных в бюджете зарезервировано 43 млрд руб.

По мнению экспертов, выжить без работы россиянам помогут родные "шесть соток". Большое распространение получат "вахты", когда глава семьи на две недели уезжает на заработки в более благополучные регионы.

Не исключено, что в России возродится очень популярный в лихие 1990-е годы нелегкий "челночный" промысел, когда тысячи людей из провинции приезжали в столицу не ради экскурсий в музеи, а за дешевыми китайскими товарами с целью их последующей перепродажи на стихийных рынках.

Статистические данные по безработице в России:

Безработица с течением времени постоянно даёт о себе знать. Для более наглядного примера роста безработицы в России, можно привести таблицу численность экономически активного населения, занятых и безработных  в России за период с 1995 по 2008 годы, на основании источника:

 

«Российский Статистический Ежегодник 2009»

ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ
(тысяч человек)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность экономически активного 
населения1 -  всего

70740


72332

71411

72421

72835

72909

73811

74156

75060

75892

занятые в экономике – всего

64055

65273

65124

66266

67152

67134

68603

69157

70814

70603

безработные – всего

6684

7059

6288

6155

5683

5775

5208

4999

4246

5289

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года)2) - всего

2327

1037

1123

1500

1639

1920

1830

1742

1553

 

1522

Из них безработные, которым назначено
пособие по безработице - всего

2026

909

1007

1293

1305

1624

1570

1522

1305

1253


 

Инфляция. Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов, в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы в России после развала СССР в начале 1990-х годов, начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции. Пик инфляции в России пришелся на 1992 год, когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 году цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 году в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10, и 50 тыс руб. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию–сочетание экономического спада (стагнации) с высоким уровнем инфляции. Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты, в 1996 году правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 году до 11%. В дальнейшим правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998 году, до 7,2 % к 1999 году и до 6,6% к 2000 году. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 года и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в том году составил 84,4%. В бюджете Российской Федерации на 1999 год рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В свою очередь, специалисты МВФ оценивали рост потребительских цен в России в 1999 году не менее чем на 56%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России в 1999 году составил 36,5%. В период с 2000 по 2004 годы в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен, вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%. В 2005 году правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось и он составил 10,9%. В 2007 году потребительские цены в России выросли на 11,9%

Инфляция в России с начала 2008 года по 6 октября 2008 года составила уже 10,8%, по данным Федеральной службы государственной статистики.

10 октября 2008 года в Вашингтоне глава Минфина РФ Алексей Кудрин отметил, что финансовый кризис мировой экономики повлияет понижающим образом не только на темпы роста российского ВВП, но и на инфляцию. «У нас системных рисков нет, но мы ощущаем влияние внешнего мира»,–сказал он. Кудрин отметил, что это влияние проявляется и в ограничении возможностей внешних заимствований, и в ценах на сырьевые товары, и в снижении спроса со стороны, скажем, Китая на российские товары. Сужение возможностей финансирования ведет к сокращению объемов кредитования и, как следствие, «притормаживает инвестиции», а значит и экономический рост, полагает вице-премьер. Глава Минфина отметил, что такое влияние оценивается потерей в темпах роста 1 процентного пункта. Если раньше российские власти ожидали рост ВВП в 2008 году порядка на 7,8%, а в 2009 году–6,7%, то сейчас оценки составляют 7–7,5% и 5,7–6,7% соответственно, напомнил Кудрин. Из-за нового витка мирового финансового кризиса ситуация изменилась, что подтверждают и заявления финансовых властей РФ. Если в конце сентября 2008 года Кудрин прогнозировал рост ВВП в 2008 году рекордным–на уровне 7,8%-8,0%, то уже 1 октября он признался, что рост ВВП может ограничиться в 2009 году 5,7%.

Согласно прогнозу Центробанка России, инфляция в стране по итогам 2008 года составит 13%. Этот прогноз был пересмотрен в сторону повышения в конце октября 2008 года.

В ноябре 2008 года совет директоров Банка России принял решение повысить ставку рефинансирования до 12%, сразу на один процентный пункт. Повышение ставки традиционно является шагом для снижения темпов роста цен.

Экономические прогнозы на 2009 год весьма пессимистичны. В обобщенном виде они выглядят так: год будет самым худшим годом для мировой экономики в послевоенное время, а для России–худшим за последние 9 лет. Именно в этом ключе высказался вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в 2009 году российский бюджет впервые за последние годы будет сведен с дефицитом. Причем дефицит достигнет 1,5–2,5 трлн руб. Погасить его удастся за счет использования Резервного фонда.

Эксперты считают, что Кудрин не сгущает краски, и экономический спад в 2009 году может превысить глубину падения отечественной экономики в 1992 году, после распада СССР, когда ВВП России сократился более чем на 14%.

В утвержденном и еще не пересмотренном бюджете на 2009 год все расходы бюджета запланированы на уровне в 9,02 трлн руб. Очевидно, что даже если они будут скорректированы, дефицит бюджета будет исчисляться в процентах двузначными цифрами.

На 1 декабря 2008 года в Резервном фонде находилось 3,66 трлн руб. А это значит, что при объявленном Кудриным дефиците весь Резервный фонд может быть исчерпан за год-полтора. При этом глава Минфина пока ничего не сказал о необходимости сократить хоть какие-нибудь бюджетные расходы.

Некоторые эксперты считают, что Кудрин, возможно, преувеличивает величину дефицита. "Неиспользованные остатки бюджета, возможно, превышают 7 трлн рублей, и этот резерв также должен быть учтен при оценке дефицита бюджета следующего года",–отмечает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

По мнению министра финансов, у России есть запас прочности. Даже если цена на нефть упадет до 20-30 долларов за баррель, правительство не собирается снижать расходы как минимум на федеральном уровне.

По прогнозам министерства, инфляция в России в 2009 году может замедлиться и составить по итогам года 11% при ожидаемых 13,5-13,8%. Правда, если среднегодовая цена на нефть в 2009 году будет ниже прогнозируемых правительством 50 долларов за баррель, инфляция все же будет выше 11% и может достигнуть 15%.

Изучение взаимосвязи безработицы и инфляции в России в основном подтверждает классическое правило. Тенденции их движения имеют разное направление. Рост численности и уровня безработицы в 1992—1998 годах, сопровождался сокращением инфляции. В эти годы имеет место четко выраженная обратная связь. Иное дело–в 1999-2001 годах. Сокращение численности безработных и уровня безработицы сопровождалось уменьшением инфляции.

Информация о работе Безработица в России