Безработица в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

изучить природу безработицы с точки зрения разных экономических концепций;
охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
выявить различные методы измерения безработицы;
проанализировать специфику факторов, оказывающих влияние на масштабы и динамику безработицы;
дать оценку состоянию рынка труда в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3

I. Экономическая природа безработицы, ее виды и формы ………. 4

1.1.Природа безработицы с точки зрения разных экономических

концепций …………………………………………………………… 4

1.2. Виды и формы безработицы …………………………………... 8

1.3. Методы измерения безработицы ……………………………… 15

1.4. Социально-экономические последствия безработицы ………. 20

II. Специфика безработицы в России, тенденции и перспективы её

развития ……………………………………………………………. 22

2.1.Особенности рынка труда в России ………………………… 22

2.2.Факторы, способствующие безработице в России ………… 24

2.3. Динамика безработицы в России …………………………. 26

Заключение ……………………………………………………………. 31

Список использованной литературы ………………………………… 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по экономике Безработица виды, измерение, специфика протекания в России..doc

— 504.50 Кб (Скачать документ)

    Опыт  работы обязателен

    Но  вернемся к отчету Росстата. Тревожит весьма высокий уровень первичной безработицы. В общей численности безработных 1,3 миллиона человек, или 28,3 процента, не имели опыта трудовой деятельности. Правда, в августе 2006 года по сравнению с августом 2005 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, сократилась на 0,9 процентного пункта. Но радует это мало: этот "барьер" на рынке труда носит системный характер, требуемый опыт работы почти всегда обязателен, обучать молодых берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и специальностях.

    Карьерный ступор

    Дальше  начинаются проблемы со служебным или  карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,0 миллиона человек, или 31,2 процента составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 0,9 миллиона человек, или 28,2 процента, - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, - на 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же таки не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя. В отличие от западной корпоративной практики, да и на госслужбе пройти даже одну карьерную ступеньку без неформального фактора почти невозможно. Конечно, на низших ступеньках этот стимул еще как-то действует, но дальше вступают в силу жесткие и совсем не рыночные правила игры.

    "Летуны" и засидевшиеся 

    Неудивительно, что российская безработица носит  откровенно застойный характер. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составило 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 40,3 процента безработных (в августе 2005 года - 38,9 процента). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 50,0 процента, и увеличилась за последний год на 1,6 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы увеличилась на 1,5 процентных пункта и составила 35,1 процента. Тоже парадокс: сравнительно небольшая часть людей обладает "способностью" регулярно улучшать собственное резюме. Основная же масса малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.

         Кому нужны профессионалы?

         Понятно, что на депрессивных  территориях ситуация на рынке труда иная чем в регионах развивающихся. Но поскольку экономика России в последние годы все же переживает подъем, то можно предположить: в других субъектах Федерации подобные проблемы просто еще столь отчетливо не проявились.

         Устранить структурную безработицу невозможно в принципе. Можно только гибко реагировать на изменение запросов на специальности на рынке труда и обеспечивать возможность желающим сменить профессию. Вопрос в том, кто этим должен заниматься: государство (служба занятости), либо предприятия, испытывающие потребность в кадрах. Вроде бы, исходя из принципов рыночной экономики, логично переложить этот груз на плечи работодателей. Нужны тебе квалифицированные работники - оплати их подготовку. Об этом, к примеру, говорил мне ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Константин Борисенко. По его мнению, государство должно оплачивать подготовку только тех специалистов, которые ему и нужны. Остальные же студенты (речь шла о специалистах с высшим образованием) должны учиться на деньги предприятий.

         Однако в службе занятости  не торопятся разделить это  мнение.

         - У нас уже есть опыт привлечения  работодателей к подготовке квалифицированных кадров, - говорит В.Рожков. - Однако, широкого распространения подобная система не получила. Хозяева предприятий говорят: мы аккуратно платим налоги, выполняя свои обязательства перед государством. Подготовка кадров у нас пока - функция государства. Вот пусть каждый и выполняет свою работу.

         И им трудно возразить. Иначе нужно официально объявить предпринимателям: государство не будет больше содержать систему профессионального обучения. Финансируйте ее сами. А мы снимаем с вас такую-то часть налогов, которая раньше шла на образование.

         В итоге система профессионального образования за последние десять лет пришла в полный упадок, поскольку никто - ни государство, ни бизнес - не вкладывал в нее деньги. Государственного финансирования хватало только на зарплату, стипендии и питание. Основные фонды профессиональной школы (ПТУ, техникумов, институтов) износились до предела, и учреждения образования вынуждены были готовить тех специалистов, обучение которых не требует больших материальных затрат. В итоге у нас не хватает станочников, но избыток бухгалтеров. Теперь, чтобы можно было наладить нормальную подготовку, необходимо вложить в систему профобразования немалые средства. Что вряд ли возможно без участия государства. Год назад, обсуждая вопросы нехватки кадров с директорами ведущих петербургских судостроительных предприятий, я услышал: "Мы пытаемся заключать договоры с ПТУ, но одному заводу не надо 15 сварщиков, а училищу нерентабельно открывать меньшие по численности группы". И это еще раз подтверждает: государство должно участвовать в системе подготовки кадров, хотя бы как координатор усилий предприятий.

    Росстат опубликовал также краткие итоги  обследования населения по проблемам занятости. Это регулярное ежеквартальное исследование не вызвало особого внимания ни экономистов, ни средств массовой информации. Между тем при сравнении с результатами предыдущего исследования в сфере занятости обнаруживается несколько не очень приятных тенденций. Так, в ноябре 2006 года из 69,2 миллиона занятых россиян 5,0 миллиона человек классифицировались как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). По сравнению с ноябрем 2005 года численность занятого населения увеличилась на 0,7 процента, численность безработных сократилась на 8,8 процента.

    Персональный  ступор

    Усиливаются и проблемы со служебным или карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, уже 1,1 миллиона человек, или 31,9 процента составляют лица, уволившиеся по собственному желанию. В августе таких было 1,0 миллиона и 31,2 процента соответственно. С 0,9 до 1 миллиона возросло количество лиц, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. Если по сравнению с августом 2005 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1 процентных пункта, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6 процентных пункта. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя. В отличие от западной корпоративной практики, да и на госслужбе пройти даже одну карьерную ступеньку без задействования неформального фактора почти невозможно. "Перескочить" даже с технической должности на должность специалиста, например, в связи с получением высшего образования практически невозможно. А дальше вступают в силу еще более жесткие и совсем не рыночные правила игры.

    Малоподвижная сила

    Неудивительно, что российская безработица носит застойный характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос "стаж" пребывания в состоянии безработицы - один год и более. В ноябре 2006 года его имели 40,3 процента безработных (в ноябре 2005 года - 38,5 процента). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,0 процента, хотя и уменьшилась за последний год на 0,2 процентных пункта. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4 процентных пункта по сравнению с 1,5 процентными пунктами в августе и составила 34,6 процента. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.

2.2.Факторы, способствующие безработице в России.

Проблему  безработицы усугубляет трудное  материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой  занятости опытом и мнением экспертов  увеличение числа безработных в  РФ будет способствовать наличие  следующих факторов:

  • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • условная безработица (непостоянная работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально  существующие пути пополнения армии  потенциальных безработных. Под  неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения.

Первая  группа. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность.

Вторая  группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных.

Третья  группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

2.3. Динамика безработицы в России.

ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ 
(тысяч человек)

  1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2005
Численность экономически активного населения 1 - всего 74946 70861 69660 68079 67339 72175 71464 70968 72127 73198 73359
мужчины 39171 37336 36749 35925 35379 37639 37154 36846 37073 37404 37339
женщины 35774 33525 32911 32154 31960 34537 34310 34122 35054 35794 36020
в том числе:                      
занятые в  экономике - всего 71068 64149 62928 60021 58437 63082 64465 64664 65858 67247 67244
мужчины 37145 33720 33087 31554 30587 32838 33374 33435 33653 34229 34227
женщины 33923 30429 29841 28467 27850 30244 31091 31229 32205 33018 33017
безработные - всего 3877 6712 6732 8058 8902 9094 6999 6303 6268 5951 6116
мужчины 2026 3616 3662 4371 4792 4801 3781 3411 3385 3148 3076
женщины 1851 3096 3070 3687 4110 4293 3219 2893 2883 2803 3040
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) 2 - всего 578 2327 2506 1999 1929 1263 1037 1122 1500 1639 1920
мужчины 161 872 930 721 682 383 322 359 487 533 647
женщины 417 1455 1576 1278 1247 880 715 763 1013 1106 1273
Из них  безработные, которым назначено пособие по безработице3- всего 371 2026 2265 1771 1756 1090 909 1007 1169 1305 1624
мужчины 95 764 874 647 625 334 285 328 370 415 544
женщины 276 1262 1391 1124 1131 756 624 679 799 890 1080

Информация о работе Безработица в Российской Федерации