Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 18:11, курсовая работа
Таким образом, поскольку значимость темы безработицы в современном мире трудно переоценить, перед нашим исследованием стоит ряд задач:
o определить сущность безработицы и причины ее возникновения
o рассмотреть типы безработицы
o рассмотреть факторы, способствующие безработице в РФ
o проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в России в целом и отметить ее современные особенности.
o выявить социальные последствия безработицы
o отметить возможные пути решения и прогнозы безработицы в РФ
В социально-трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшим из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем проведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально-страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.
Вместе
с тем увеличивалась
Неуклонный
рост структурной безработицы
Однако
безработица оказалась тем «
Курс
на обеспечение возможно полной занятости
и предотвращение безработицы не
решал важнейшую задачу реформ –
повышение эффективности
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращение возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем
Наряду с этим расширяется «исход» ранее многочисленного слоя квалифицированный работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально-профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущую на месте, неурегулированную, а потому и шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Суть
новой социально-трудовой политики
можно свести к следующему: окончательный
переход от полной занятости, заждавшейся
на низкоэффективном труде и социальных
гарантиях неработающим, к рыночной
системе, предполагающей полную свободу
труда и выбора занятий, экономически
обоснованную резервную армию труда
и безработицу. Особенно важной является
социальная либералиция наемного труда
прежде всего через радикальную
реформу трудового
Для
обеспечения свободы труда
Давно
пора заменить архаичные и неэффективные
формы законодательного регулирования
труда, например, единый для всех размер
минимальной заработной платы и
ее индексации, которые из инструментов
социальной защиты на практике, в ситуации
бюджетного дефицита, превращаются в
государственные нормы
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако
в последнее время
По
мере углубление реформ число безработных
должно возрастать в прямой пропорции
с повышением эффективности производства
и реальной оплаты за труд. Более
того, необходимо форсировать структурную
безработицу в соответствии с
реализацией программ реструктуризации
производства, создавая на ее базе мобильный
резерв рабочей силы, используемый
для интенсивного развития экономики.
Прежде всего следует стремиться
к поддержанию взаимосвязи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит «ползучий» характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными временами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – «оживлением без рабочих мест».
Проблема
«недозанятости» также
В
целом же, как представляется, вопрос
состоит не в том, каких позитивных
перемен нужно ожидать на рынке
труда, а в том, каким образом,
использовать весьма ограниченные возможности
для нейтрализации
Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.
С
точки зрения влияния на занятость
эффективность
Наличие
многочисленных факторов, не связанных
с макроэкономическими
По
мере расширения открытой безработицы,
в том числе в связи с
оптимизацией фонда рабочего времени,
приведения численности работающих
к величине «экономически заданного
спроса», будет усиливаться значение
политики преодоления открытой безработицы.
Ее базовая задача – повышение
«способности к занятости» понимается
снятие объективных препятствий (информационных,
квалификационных, социальных, психологических
и т.д.), мещающих безработным занять
имеющиеся вакансии или генерируемые
экономикой новые рабочие места. Основная
цель – скорейшее возвращение искателей
работы к активному труду, предотвращение
их дрейфа в длительную безработицу.