Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор работы: Сидорович Евгений, 20 Июля 2010 в 18:50, курсовая работа

Описание

Экономика, наряду с политикой, относится к тем областям знаний, о которых каждый из нас размышляет и, как правило, имеет свои суждения. В известной мере это объясняется самим характером экономики, как науки эмпирической, связанной с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджета, понятие государственного бюджета………………..…..4-6
Формирование госбюджета РБ…………………………………………………...7
2.1. Формирование доходной части госбюджета в РБ…….……………...7-9
2.2. Налоговая политика РБ……………………………………………...10-11 2.3. Госрасходы и их классификация……………………………………12-13
2.4. Политика госрасходов……………………………..………………...14-15
Процедура принятия госбюджета РБ……………………………………….16-17
Заключение……………………………………………………………….......18-19
Список литературы……………………………………………………………...20
Приложения………………………………………………………………......21-23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГОСБЮДЖЕТ.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

План

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Сущность бюджета, понятие государственного бюджета………………..…..4-6
  2. Формирование госбюджета РБ…………………………………………………...7

      2.1. Формирование доходной части госбюджета в РБ…….……………...7-9

          2.2. Налоговая политика РБ……………………………………………...10-11            2.3. Госрасходы и их классификация……………………………………12-13

      2.4. Политика госрасходов……………………………..………………...14-15

  1. Процедура принятия госбюджета РБ……………………………………….16-17

 Заключение……………………………………………………………….......18-19

 Список литературы……………………………………………………………...20

 Приложения………………………………………………………………......21-23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Экономика, наряду с политикой, относится к  тем областям знаний, о которых  каждый из нас размышляет и, как правило, имеет свои суждения. В известной мере это объясняется самим характером экономики, как науки эмпирической, связанной с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.

   Тема, рассматриваемая в данной курсовой работе, в современных условиях является довольно актуальной т.к. ведущим звеном финансовой системы любой страны является госбюджет. Так же важность и актуальность данной темы раскрывают принципы и функции госбюджета. В основе построения бюджета лежит ряд принципов. Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать об его исполнении.

    Так же в данной работе раскрывается целесообразность выбора темы, которая выражается в понимании и усвоении студентами таких важных понятий, как бюджет, его структура, доходы и расходы, а так же госбюджет Республики Беларусь.

    Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  бюджета, понятие  государственного бюджета
 

    Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве РБ, выявлять его достоинства и  недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства.

    Бюджет вообще – это роспись денежных доходов и расходов субъекта (государства, домохозяйства и т.п.). В Республике Беларусь в современных условиях бюджет является инструментом государственного регулирования экономики, а так же и бюджетов административно-территориальных единиц (областей и т.п.). В целом же эти бюджеты составляют консолидированный бюджет страны. В основе построения бюджета лежит ряд принципов, важнейшим из которых является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, объединяющий все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен неделимой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики. Принцип полноты предполагает учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию. Принцип гласности означает, что правительство обязано публиковать бюджет, сообщать о его исполнении. [8,с.24]

    Также бюджет исполняет ряд функций:

    - Контрольная функция бюджета состоит в проведении контролирующих мер за процессом  использования и формирования денежных средств в структурных звеньях экономики. 

    - Распределительная функция бюджета состоит в том, что государство осуществляет распределение денежных поступлений через различные каналы.

    - С помощью бюджетной системы государство осуществляет сочетание государственных, местных и коллективных интересов через систему налогов, бюджетных выплат и трансфертов.

    Бюджет  Республики Беларусь - многоплановый  инструмент, отражающий сложный компромисс необходимости разнопланового развития экономики и социальной поддержки  всех слоев населения. Кроме государственного бюджета в Республике Беларусь формируются местные бюджеты. Местные бюджеты - это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики Республики Беларусь их значение повышается.

    К бюджетным средствам также относятся  внебюджетные фонды, которые количественно  не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определенному целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономики.

    Ведущим звеном финансовой системы любой  страны является государственный бюджет. По своей экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства. Государственный бюджет является главным финансовым планом страны, в котором отражается движение, централизованных финансовых ресурсов и является основной составляющей финансовой системы любой страны.

      Государственный бюджет - это денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Бюджетная система того или иного государства образуется в зависимости от социально-экономических, правовых и других особенностей развития государства. В некоторых странах (Республика Беларусь, Китай) бюджет имеет двухуровневое строение - государственный и бюджет местных органов власти. В других же странах (Российская Федерация, ФРГ) в строении бюджетной системы имеются промежуточные звенья (бюджеты субъектов федерации, земель). [5,с.142]

    Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Расходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и во всех странах мира, характеризует  направление и цели бюджетных  ассигнований для развития и государственного регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратные. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку данное расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета в переходный период - бюджетные субсидии аграрному сектору Республики Беларусь. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т. д.

    Доходная  часть бюджета Республики Беларусь почти на 80% формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т. п. Согласно экономической теории, доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит (в Республике Беларусь он в пределах 3% в ВВП). Один из источников покрытия бюджетного дефицита - эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах мира для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов.

    Основной  источник формирования государственного бюджета – налоги. В Республике Беларусь на долю налогов приходится более 80% всех поступлений. Налог — это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке.

    Налоги  выполняют три основные функции:

    • фискальную;
    • регулирующую;
    • социальную.

               Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев доходов, Наиболее распространенным прямым налогом является подоходный налог, который уплачивается юридическими и физическими лицами в зависимости от их доходов.

    Косвенные налоги, в отличие от прямых, представляют собой все разновидности (акцизы, таможенные пошлины и т. д.) надбавок к цене готового продукта. Плательщиком косвенных налогов являются потребители готовой продукции.

    Норма налогов определяется налоговой  ставкой. Налоговая ставка – это единица размера налогообложения. Юридические лица уплачивают разнообразные виды прямых налогов, к основным из которых относятся налог на прибыль, а так же все налоговые выплаты субъектов хозяйствования, связанные с производственно-хозяйственной деятельностью.[2,с.54] 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Формирование госбюджета  Республики Беларусь

   2.1. Формирование доходной  части госбюджета  в Республики Беларусь 

   Центральным показателем государственного бюджета  является величина его доходов. Сумма  доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

   Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

   Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений  в бюджет:

  1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
  2. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
  3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

     В свою очередь, доходы бюджета  подразделяются на такие виды  как: налоговые, неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.

   К налоговым платежам относятся такие  виды налогов, как:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль и доходы;
  • Экологический налог;
  • Налог на недвижимость;
  • Таможенные экспортные и импортные пошлины;
  • Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

     К неналоговым доходам относятся  доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

    Совокупность  взимаемых государством налогов, а  так же форм и методов их построения образует налоговую систему государства. На рисунке представлена налоговая система государства.[5,с.112]

Информация о работе Бюджет: понятие, структура. Доходы и расходы. Государственный бюджет Республики Беларусь